ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс)

Зайнулина Гузель Ривальевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

        

Класс: 5        

Тема: Обращение.  Знаки препинания в предложении с обращением.

Цель урока

Цели:

обучающие:

- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- Создать условия для формирования коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

развивающие:

- учить планировать ход урока, свои действия;

- учить выявлять проблему;

- учить составлять алгоритм действий (планирование);

воспитательные:

- воспитывать культуру общения;

- учить распределять работу в группах.

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме , функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением,  случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

1 мин.              

Здравствуйте, ребята!

Рада всех вас видеть, сегодня нам предстоит плодотворно поработать на уроке и я надеюсь, что этот урок вам понравится.

  1. Этап актуализация знаний.

Целеполагание.

 

3мин

Рассмотрите иллюстрации и скажите, какие это сказки и вспомните выражения, соответствующие данному эпизоду.

-В чем особенность этих предложений?

-Кто вспомнит, как называются  слова, называющие лицо, предмет, к которому обращаются с речью? (обращение)

Кто сможет сформулировать тему урока? Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с  речью?

-Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?

- совершенно верно, вот мы и определили цели и задачи нашего урока. Нам предстоит узнать:

( Узнать, что такое обращение,  какую роль играет обращение в предложении, какими знаками препинания выделяется обращение на письме; уметь находить обращения в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при обращении)

Запишите тему урока

  1. Этап поиска ответа на поставленный вопрос.

1 мин.

- Какие чувства и эмоции можно выразить с помощью обращений?

Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику.

-По обращению, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются? Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

3 мин.

- Просмотрите фрагмент из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Выпишите обращения. ПОНАБЛЮДАЙТЕ! С какой интонацией произносится обращение?

На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений (Вспомните у А.С.Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?»)

Богатырь, силище черное, племя басурманское, кляча, супостат лютый, Тихон, Алеша.

Сделаем вывод. Если интонация звательная- то  это обращение.

10 мин

-Где еще мы можем встретить обращение?

1 группа- газеты

2 группа- объявления

3 группа- открытки, письмо, телеграммы

4 группа- сочинение ученика

Для ответа на этот вопрос :

-  разберите в парах все предложения с обращениями, которые у вас на партах

- как вы будете находить обращения в этих предложениях?

- Это будет нашим алгоритмом нахождения обращения в предложении.

  1. Часть речи. Слово и/или сочетание слов
  2. Выделение на письме (знаки препинания)
  3. Схема (положение/место в предложении)
  4. Член предложения.
  1. Обращения выражаются именем сущ. или прилагательным. Одним словом или иногда словосочетанием.
  2. - А когда ставится ! знак?

-Если предложение произносится с восклицательной интонацией. Выделяется запятыми или восклицательным знаком.

  1. Может находиться в начале, в середине и в конце предложений и даже отдельно от него.
  2. Обращения не являются членами предложения, так как грамматически не связаны с главными членами предложения, задать вопрос к обращению нельзя. Можем убрать из предложения, при этом предложение не потеряет смысл.

- С чем можно спутать обращения? Почему?

(Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже, выражены сущ.или прил.).

- Как различить?

(Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.

Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть.

Давайте теперь составим алгоритм действий для правильной расстановки знаков препинания при обращении (вместе определяем)

1) Нахожу обращение.

2) Устанавливаю его границы (где начинается, где заканчивается).

3) Определяю место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

4) Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения).

2 мин.

Распредели обращения в таблице.

Текст

 

Обращение (поставь нужный номер)

Письмо родным или друзьям

 

 3.        Родные мои Серёжа и Павлик

Официальное письмо

 

 2.        Уважаемая Галина Петровна

Объявление

 

 1.        Товарищи жильцы

Поздравительная открытка

 

 4.        Дорогая мамочка

5 мин

- Есть ли разница в обращении одного человека к другому?

 От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

- А какие этикетные слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т.д.)

Составьте  и запишите предложения с обращениями при этом используя этикетные слова.

Пригласите подругу (друга в кино)

Спросите разрешение у родителей пойти в кино, на прогулку

Попросите у учителя войти в класс

Поздравьте с Днем учителя своего классного руководителя.

Закрепление

3 мин.

Современный мир немыслим без цифровых технологий. Еще один способ общения- это различные мессенджеры. Мы не должны забывать про грамотность общения в соц. сетях.

Поработаем с текстом. Самопроверка.

Письмо в интернете

3мин.

Изготовление открыток.

 Подведение итога урока.

1 мин.

Достигли ли вы поставленных целей?

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.

В повседневной жизни вам пригодится тема, которую мы изучали?

Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

  Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

  Как вы обращаетесь друг к другу?

  Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

   Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

  Кто желает прочесть обращение к однокласснику? ( зачитывается одно!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс

Урок русского языка по теме "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах". 11-й класс Цели урока:·...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...

Урок русского языка "Водные слова и знаки препинания при них"

Урок русского языка в 8 классе с использованием интерактивной доски...


 

Комментарии