Р.р.№4. Контрольное подробное изложение (по тексту А.Куприна «Ю-ю»)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок развития речи по русскому языку. Контрольное подробное изложение (по тексту А.Куприна «Ю-ю»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r.no4_._kontrolnoe_podrobnoe_izlozhenie_po_tekstu_a.kuprina_yu-yu.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
5 класс
Тема: Р.р.№4. Контрольное подробное изложение (по тексту А.Куприна «Ю-ю»)
Цель: Совершенствовать умение воспроизводить текст, используя языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.
- Развивать орфографическую зоркость, память;
- Тренировать умение работать с текстом;
- Тренировать умение анализировать текст.
Основные понятия: текст-описание, композиция, микротема.
Тип урока: развитие речи
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Ребята, открываем тетради для контрольных работ, записываем число, тему урока. Какую орфограмму мы можем выделить в слове «изложение»? (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя выбор гласной корня.)
– Вспомним, что такое изложение. (Изложение – это письменный пересказ услышанного или прочитанного текста.)
– Какое виды изложений вы знаете? (Сжатое, выборочное, близкое к тексту.)
- Какое изложение называется изложением, близким к тексту? (Близкое к тексту изложение – это пересказ текста, требующий не только полной передачи содержания текста, но сохранения его формы, то есть авторских особенностей текста, авторских языковых средств.)
– Сформулируйте цель урока. Задание, направленное на формирование регулятивных УУД: целеполагание. (Цель урока – подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту.)
– Что нужно, чтобы подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Прослушать текст, понять его, определить языковые особенности текста, составить его план, предупредить ошибки.)
Мотивация к учебной деятельности
Ребята, вы помните, что существуют основные типы речи: повествование, рассуждение и описание. С первыми двумя и их особенностями мы знакомились на прошлых уроках. На этом уроке мы поговорим с вами об описании, описании животного. В этом нам поможет рассказ Александра Ивановича Куприна «Ю-Ю». название рассказа содержит и цель его – описать кошку с такой экзотической кличкой: не Машка, не Белка, а Ю-Ю. давайте поучимся мастерству описания у великолепного художника слова!
Сегодня на уроке вы будете описывать животное по тексту рассказа А.И.Куприна
«Ю-ю». Как вы будете это делать? (Работать с текстом, выделять микротемы, ключевые слова)
Мобилизующий этап урока. Аналитическая работа с микротемами
1.Чтение и анализ отрывков из рассказа.
1-й отрывок.
Звали её Ю-ю. Не в честь какого-нибудь китайского мандарина Ю-ю, а просто так. Увидев её впервые маленьким котёнком, молодой человек трёх лет вытаращил глаза от удивления, вытянул губы трубочкой и произнёс: «Ю-ю». Точно свистнул. И пошло — Ю-ю.
-Какое название мы можем дать этой части? О чем в ней рассказывается?
«Необычное имя»
2-й отрывок.
Сначала это был только пушистый комочек с двумя весёлыми глазками и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играл бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
-Как мы озаглавим эту часть?
«Пушистый комок».
Беседа.
-Что в «портрете» котёнка выделяет автор?
Куприн выделяет:
- форму тела: пушистый комок (круглый, одно целое);
-глаза весёлые (цвета нет);
-нос: бело-розовый (сложное прилагательное, оттенок цвета);
-повадки (каскад глаголов и глагольных форм): лакал, жмурясь и мурлыча, ловил, катался, играя бумажкой – подвижный, неугомонный);
-окраску: чёрно-рыже-белый комок (сложное прилагательное!).
3-ой отрывок.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост, как ламповый ёрш.
-Как мы озаглавим эту часть?
«Всем кошкам кошка».
-Чем закончился первый отрывок, в котором котёнок противопоставлен взрослой кошке?
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Внимание на экран!
-Ребята, после слов «Изложение по рассказу А.И.Куприна «Ю-Ю»» одну строчку пропустите!
План описания Ю-Ю.
- Общий вид: большая, стройная, гордая, первая красавица.
- Окраска: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди.
- Особые приметы: на груди пышная белая манишка.
- Мордочка: усы в четверть аршина (аршин – около метра, т.е. усы очень длинные, выразительные),глаза, нос.
- Шерсть: длинная и вся лоснится, т.е. блестящая, гладкая, здоровая.
- Лапки: в широких штанишках.
- Хвост: как ламповый ёрш (ламповый ёрш – это пушистая круглая щётка, которую используют для чистки керосиновых ламп, т.е. хвост очень пушистый).
-Хотелось бы вам иметь такую красавицу дома?
-Почему мы представляем Ю-Ю как живую?
Благодаря выразительному письму Куприна.
-Назовите все приёмы художественного языка Куприна в этом описании.
Ответы:
- большая, стройная, тёмно-каштановая, длинная – просто прилагательные, рисующие физические свойства кошки;
- гордая осанка, огненные пятна, т.е. яркие, горящие, пышная манишка – эпитеты;
- метафоры: пятно от грудки до шеи – манишка, т.е. белый воротник; шерсть на задних лапах – широкие штанишки;
- сравнение: хвост – ламповый ёрш (форма, пушистость, округлость).
Составление плана изложения.
Внимание на экран!
Учащиеся представляют план текста:
1. «Пушистый комок». (Вопросы-подсказки: как Куприн называет котёнка, как его описывает, с помощью каких языковых средств передаёт действия животного?)
2. Незаметное превращение. (Вопросы-подсказки: заметили ли люди, что произошло с котёнком, в какую кошку он превратился?)
3. «Всем кошкам кошка». (Вопросы-подсказки: спомощью каких языковых средств автор описывает Ю-ю?)
– Зачем мы составляли план текста? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (План текста поможет написать изложение.)
Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Глазки моет, щечки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка сильным хочет стать!
Предупреждение ошибок.
– Что мы будем делать дальше? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: составление плана и последовательности действий. (Необходимо предупредить ошибки.)
– Какие разновидности ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, логические, фактические.)
– Каким словом можно заменить слово кошка, чтобы избежать повтора? (Она, Ю-ю.) Для чего мы выполняли эту работу? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить речевые ошибки.)
– Посмотрите на доску, на слова 1 строки. Для чего даны эти слова? На доске: лакал, предмет. (Написание этих слов нужно запомнить.) Ребята, спишите эти слова в свои тетради.
– Теперь посмотрим на слова 2 строки. На доске: бело-розовый, чёрно-рыже-белый, тёмно-каштановый (записаны без дефиса). Какое задание вам предстоит выполнить? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания. (Нужно грамотно списать, объяснить написание слов.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя дефисное написание.)
- Смотрим на третью группу слов. На доске: подоконник, собственный, длинный, огненный. (Учащиеся объясняют написание Н-НН.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограммы, устно поясняя выбор Н-НН.)
– С какой целью мы выполняли эти задания? (Чтобы предупредить орфографические ошибки.)
– Ребята, обратите внимание на схемы предложений, которые представлены на доске, найдите эти предложения в тексте и объясните наличие или отсутствие знаков препинания: 1) схема простого предложения, осложнённого однородными членами; 2) схема сложноподчинённого предложения.
– Обратите внимание на предложение с вводным словом («словом»). Не забудьте про знаки препинания. (Учитель также обращает внимание ребят на предложения с деепричастными оборотами.)
– С какой целью мы работали со схемами предложений? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить пунктуационные ошибки.)
Итог урока.
-Ребята, понравился ли вам рассказа А.И.Куприна?
-Поделитесь вашими впечатлениями от прочитанного.
Написание изложения. Проверка.
1.Повторное чтение 2-ой и 3- й частей.
2.Вопросы, связанные с орфографической зоркостью:
-Как пишется сложное прилагательное тёмно - каштановая и подобные ему?
Это сложные прилагательные, обозначающие оттенок цветы, поэтому пишутся через дефис.
Рефлексия
- Мы повторили…
- Мы прочитали…
- Мы узнали…
- Мы написали…
- Было интересно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета»
план-конспект урока русского языка по развитию речи...
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...
Урок-подготовка к творческой работе по русскому языку. Подробное изложение по тексту В. Ганичева "Адмирал Ушаков"
Подготовка к творческой работе, написанию подробного изложения с последующим написанием сочинения на одну из проблем текста В.Ганичева. в разработке используются элементы инновацион...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».
Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...
Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»
Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....
конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию подробного изложения. По тексту Г.А. Скребицкого
5 классПодготовка к написанию подробного изложения.По тексту Г.А. Скребицкого...
Конспект урока русского языка для 5 класса.Тема: Подробное изложение по отрывку рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» (урок развития речи).
Подробное изложение по рассказу А. И. Куприна "Ю-ю"....