Урок-подготовка к творческой работе по русскому языку. Подробное изложение по тексту В. Ганичева "Адмирал Ушаков"
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Подготовка к творческой работе, написанию подробного изложения с последующим написанием сочинения на одну из проблем текста В.Ганичева. в разработке используются элементы инновационных технологий: РКМЧП, технология ИКТ, развивающее и проблемное обучение, диалог. Основные обучающие цели: организовать деятельность учащихся по исследованию авторского текста с целью подготовки к творческой работе; подробно излагать текст, классифицировать материал, вычленять проблемы. Данный урок разработан преподавателем для студентов I курса профессионального учебного учреждения, но урок также можно использовать для подготовки к творческой работе в старших классах (10-11 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по русскому языку для подготовки к творческой работе | 68.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Анапский колледж сферы услуг
Методическая
разработка
Урок- подготовка к творческой работе по русскому языку (I курс) по теме:
Подробное изложение по тексту «Адмирал Ушаков».
( с последующим написанием сочинения на одну из проблем текста В. Ганичева)
Преподаватель русского языка:
Навальная Ольга Николаевна
Анапа 2014 г.
Навальная Ольга Николаевна | |||
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Должность (с указанием преподаваемого предмета) | ||
Образовательное учреждение | Анапский колледж сферы услуг | ||
Название проекта | Урок-подготовка к творческой работе | ||
Используемая технология | Элементы РКМЧП, технология ИКТ, развивающее и проблемное обучение, диалог | ||
Использование здоровьесберегающих технологий | Создание комфортных условий на уроке; формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья; | ||
Учебный предмет | Русский язык | ||
Группа обучающихся | Студенты 1 курса | ||
Название темы | Подробное изложение по тексту «Адмирал Ушаков» | ||
Вид ресурса | Презентация, выполненная преподавателем к уроку; текстовый материал; | ||
Образовательный тип (Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) | Дидактический и иллюстративный материал к уроку, электронный тест. | ||
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал | Microsoft Office (Word, Power Point) | ||
Цели, задачи дидактического материала | Методическая: использование метода исследования авторского текста на уроке русского языка; Обучающие: организовать деятельность учащихся по исследованию авторского текста с целью подготовки к творческой работе; подробно излагать текст, классифицировать материал, вычленять проблемы. Ориентированные на развитие личности учащихся: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в тексте непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее. Воспитательные: воспитание и развитие личностных компетенций учащегося; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Понимать содержание художественного теста . Уметь говорить и писать на тему, соблюдая ее границы; отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания; правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания; | ||
Межпредметные связи: | История Основы христианства Основы эстетки и культуры. | ||
Оснащение материально – техническое: | Текст В.Ганичева « Адмирал Ушаков» Мультимедийная презентация, сопровождающая урок. | ||
Используемая литература | 1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык. М., Международные отношения. 1994. 2.Л.И.Пучкова. Русский язык. Типовые тестовые задания. Экзамен. М. 2007. 3.С.И.Львова. Уроки словесности. Дрофа. М. 2000. 4. С.И.Львова. Практикум по русскому языку. Просвещение. М.2006 . | ||
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) | Текстовый материал используется для подготовки к творческой работе, обобщения и систематизации изученного материала, вычленения проблемы, объяснении нового материала и создания проблемной ситуации по теме, для этого используется иллюстративный материал. | ||
Используемые источники информации | литература, Интернет, художественная и учебная литература | ||
Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися | На всех этапах урока | ||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Нет | ||
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе | |||
Деятельность педагога | Деятельность студентов | ||
Сегодня мы пишем подробное изложение. - Давайте вспомним, какие требования предъявляются к такому виду работы? Текст, взятый на изложение, автора Ганичева не имеет заголовка. Вам предстоит придумать его самим. Вам предлагаются ключевые слова из этого текста, возможно, какие-то вам будут непонятны. В рабочем порядке мы их разберём. Ваша задача в ходе работы с текстом составить типологическую таблицу. - На основании ключевых слов, спрогнозируйте о ком или о чем идет речь, о какой эпохе. Ключевые слова подаются на слайде. -Ну что, у вас есть какие-либо прогнозы. Как вы думаете, о ком идёт речь. Если трудно сейчас назвать имя, то давайте пока подумаем, какой образ человека создаётся на основании эти слов. Аргументируйте свои ответы. - Эпоха какая? - А вас ничего не смущает? Какие слова и словосочетания нарушают логику наших рассуждений, что не вяжется с создавшимся образом. Мы видим какое-то противоречие, интригу, конфликт. - Заинтересовала я вас? Может быть, кто-нибудь может назвать имя этого человека? Речь пойдёт о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове. - Что вы о нём знаете? Слайд №2-3-4 Слово учителя: Короткая справка о Ф.Ф. Ушакове. На экране его портрет. Ушаков Ф.Ф. (1744-1817) – великий русский флотоводец, адмирал. Православный Святой. Канонирован русской православной церковью 5 августа 2001г. Ф.Ф.У. наш земляк. Родился в Ярославской области. Командовал русским флотом, за заслуги перед Отечеством был произведён в 1790г. В Контр-адмиралы. Ушаков – создатель новой морской тактики. Провёл сорок военных походов и ни одного не проиграл, одержал блестящие победы. Александр I, вступивший на престол в 1801г. Не оценил великих заслуг русского адмирала. Великий полководец стал опальным. II. Работа с текстом и составление типологической схемы. Чтение текста учителем. (текст на столах). - Опережающее задание. 1) Определить тему и основную мысль текста. - Определите проблемы, поднимаемые автором в тексте. 4. Учитель предлагает выстроить перечисленные учащимися проблемы по степени их значимости. 1.Составьте план и определите тип текста каждого абзаца Вопросы по тексту. Фронтальная работа по вопросам. -Начало и концовка перекликаются. Какой композиционный приём использует автор? - Какой риторический приём использует автор в первом абзаце? - В начале третьего абзаца стоит союз «но». Какова его роль? - И заканчивается абзац предложением, начинающимся с «но» и заканчивающимся многоточием. Почему? - И вот четвёртый абзац очень важный. Какова его роль? Абзац заканчивается многоточием. Какова его роль? - Обратите внимание, в двух последних абзацах нет имени собственного. Почему? - Как вы думаете, какого стиля данный текст? Какова его коммуникативная задача? | Ученики формулируют задачу: (Передать близко к тексту, сохраняя все особенности авторского стиля). Слайд №1 1. Записывают ключевые слова в таблицу. 2. Объяснить пропущенные орфограммы. 3. Какие слова вам непонятны, давайте поработаем над лексическим значением этих слов. Эскадра – крупное соединение судов военно-морского флота. Экипаж корабля – команда. Кампания – 1) Военные действия против кого-нибудь (устар.). 2) Период плавания или военных операций флота (спец. 3) Мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Легендарное имя – необыкновенный, небывалый, вызывающий восхищение. Эполеты – в царской армии парадные погоны с шитьём. Рейд – водное пространство у входа в порт, удобнее для стояния судов. (Это, вероятно, выдающийся человек, командир, причём опальный, имя его легендарное, связанный с морским флотом, прошёл 40 военных кампаний, одержал много побед, флотоводец). (Расстёгнутый воротник, потёртые эполеты, слезящиеся глаза). Поза обучающихся чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Тема текста – рассказ и размышление о судьбе великого флотоводца, адмирала Ф.Ф. Ушакова. Основная мысль: Современники незаслуженно забывают героев своего Отечества. 2. Работа в группах. 3. Студенты высказываются Слайд№5.
5. Работа в парах. Высказываются, обсуждают, записывают Ответы учащихся (Кольцевое обрамление, чтобы заострить внимание на состоянии героя). (С одной стороны, чтобы перейти от одной мысли к другой, этим риторическим вопросом старается привлечь внимание читателя к проблеме). (Выражено противопоставление, то противоречие, о котором говорили в начале урока. Выдающийся человек – но забыт). («но» служит для усиления, чтобы подчеркнуть, что его заслуги перед Отечеством забыты, а многоточие – это приём умолчания). Автор словно размышляет над судьбами других, таких же выдающихся, но опальных. – Пример Суворов Александр Васильевич Кутузов Михаил Илларионович Жуков Георгий Константинович (Обобщение, речь не только об Ушакове, но и о других). (Позволяет продолжить мысль, либо оборвать, чтобы вернуться к прерванным размышлениям). (Чтобы сосредоточить внимание не на личности человека, а на его переживаниях). (Привлечь внимание, заставить задуматься). Стиль публицистический. |
Приложение №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета»
план-конспект урока русского языка по развитию речи...
Информация о количестве учащихся, готовящих творческие работы по русскому языку, литературе, МХК
Информация о количестве учащихся, готовящих творческие работы по русскому языку, литературе, МХК с 2008-2009 учебного года по 1 полугодие 2011-2012 учебного года наблюдается стабиль...
Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ.
Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ с применением материалов регионального компонента...
«Классификация ошибок при проверке и оценке контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе»
Выступление на ШМО учителей-языковедов по теме «Классификация ошибок при проверке и оценке контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе»...
Практическая работа по русскому языку, 8 класс. Редактирование текста.
Основная задача в процессе редактирования - это совершенствование содержания и формы текста. И смысл состоит в том, чтобы прийти к их единству....
конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию подробного изложения. По тексту Г.А. Скребицкого
5 классПодготовка к написанию подробного изложения.По тексту Г.А. Скребицкого...
Контрольная работа по русскому языку. Тема: "Имя существительное. Текст." (5 класс ФГОС)
Данная работа позволяет осуществить контроль за усвоением темы "Имя существительное" в 5-м классе коррекционной школы по ФГОС...