конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию подробного изложения. По тексту Г.А. Скребицкого
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
5 класс
Подготовка к написанию подробного изложения.
По тексту Г.А. Скребицкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_razrabotki.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Подготовка к написанию подробного изложения.
По тексту Г.А. Скребицкого
Цели урока.
Познавательные:
а) повторить основные изученные речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, заголовок, стиль, абзац;
б) познакомить с алгоритмом написания подробного изложения.
Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно-дедуктивный.
Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к подробному изложению в художественном стиле;
б) формировать умение видеть, анализировать, использовать структурные и художественные особенности текста, работать по алгоритму при создании нового текста.
Общепредметные:
1) воспитывать:
- интерес к предмету с помощью содержания текста, графической работы с ним в процессе лингвистического анализа;
- языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
- любовь к окружающему миру природы; душевность; духовность (на основе содержания текста);
- способность к саморазвитию (самопознанию) (на основе содержания текста и в процессе работы с ним);
2) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста и др.; развивать разные виды речевой деятельности; развивать разные виды памяти, эмоции,
3) формировать умения самостоятельно пополнять знания.
1. Оргмомент
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем работать с текстом, в котором действие происходит именно в лесу. Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными. Г.А. Скребицкий написал много книг.
Сегодня у нас урок творчества. Вы попробуете свои силы в создании текста. Мы будем писать изложение. Такую работу вы выполняли еще в начальных классах.
А помните ли вы, что такое изложение? Как можно по-другому назвать этот вид деятельности? (Пересказ, передача содержания текста)
Сегодня мы будем работать над подробным изложением.
С подробным изложением вы знакомились еще в младшей школе. Есть еще и краткое (сжатое изложение) изложение. Как вы думаете, что такое краткое изложение и чем оно отличается от подробного? Так что же значит написать подробное изложение? (Пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором).
3. Выбор способа и средств реализации цели урока. Составление алгоритма.
Чтение текста. Как бы поступил каждый из вас на месте охотника?
- Как вы оцениваете поступок охотника? Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту…
- Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?»
- Что каждый из вас извлёк из рассказа?
Выбор способа и средств реализации цели урока. План содержания. Беседа по вопросам.
- Зайчики действительно такие трусливые?
- Какую проблему рассматривает его автор?
- Прослушайте текст.
Чтение текста учителем
- Кто автор данного текста?
- Читали ли вы его книги?
- Кто автор данного текста?
- Давайте познакомимся с его биографией.
- Как бы поступил каждый из вас на месте охотника? - Как вы оцениваете поступок охотника? Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту…
- Что каждый из вас взял для себя из рассказа?
- Можно ли услышанное назвать текстом? Что вам известно о тексте? Аргументируйте свой ответ. (Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически)
- О чём текст? Какова тема текста? (О зайце)
- Каким предстаёт заяц?
- Какова основная мысль текста?
- В каком предложении заключена основная мысль текста? («Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит»)
- В учебнике дано задание: какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Обоснуйте свой ответ. (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.)
4. Беседа по вопросам. Составление плана текста. Анализ языковых средств.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.
- На сколько частей поделён текст?
Чтение первой части
(«Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду»)
- Куда отправился рассказчик? За кем? - «Раз со мною на охоте произошёл такой случай» Как можно сказать иначе? (Как-то, однажды)
- Как вы думаете, почему автор использовал именно это слово? (Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста)
- «Отправился я на охоту за зайцами» Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему? (Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем) - «Я стал на дорожке и жду» Жду – в конце предложения. Почему? (Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше)
- Как вы думаете, чего он ждал?
- Назовите опорные слова.
Чтение второй части
(«Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?»)
- «Подождал, подождал…» О чём говорит повтор слова? (О длительности ожидания охотника)
- Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)
- Где? (По лесной вырубке)
- Что такое вырубка? (Место в лесу, где вырублен, повален лес.)
- А что делает заяц? (Не выбегает).
- Найдите предложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Это вопросительные предложения: Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?) Обратите внимание на постановку знаков препинания.
Чтение третьей части
(«Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»)
- Куда вышел рассказчик? (На середину поляны).
- Какие слова передают состояние охотника? («глянул» - «замер»)
- Как вы понимаете слово замер?
- Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два»
- Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? (Увидел зайца)
- Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает», «спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)
- Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову притаился? (притих, спрятался)
- Объясните значение слова впились. (Впиться. Крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь начать смотреть на кого-н.)
- Что же увидел автор в глазах зайца?
(Мольбу, просьбу. Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу)
- Как автор относится к зайцу? Какие слова помогают понять его отношения к зайцу? (Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: глазёнки)
- О чём просили глазёнки зайца? (Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»)
- Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
Чтение четвёртой части
(«Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит»)
- Какое чувство испытал рассказчик? (Чувство стыда)
- Какие слова помогают понять его отношения к зайцу? (Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: зверька)
- Что сделал рассказчик? (Опустил ружьё и отозвал собак)
- Кто такие гончие? (Порода охотничьих собак)
- Как продолжилась охота? (Пошли искать других зайцев)
- Какую оценку дал рассказчик зайцу? (Заяц сдал экзамен на хитрость)
- Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? («зверька»)
Пересказ каждого абзаца отдельно и всего текста. Учитель обращает внимание на слова, написанные на доске.
5. Рефлексия. Анализ деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и его результатов. Самооценка работы на уроке.
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Достигли ли мы её?
- Что нового вы узнали на уроке??
Учитель предлагает обучающимся составить алгоритм подготовки к написанию подробного изложения.
Урок мне понравился…
Я доволен своей работой на уроке…
Я себе за урок ставлю оценку…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и "
Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и р...
Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)
Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...
Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»
Урок в 5 классе Тема «Подготовка к написанию подробного изложения с лингвистическим анализом по отрывку рассказа К.Г.Паустовского «Первый снег»Цели урока:1) обучающ...
Конспект урока по русскому языку. 9 класс. Подготовка к ОГЭ.
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ...