Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

план-конспект урока русского языка по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Тип урока -  обучающий, развитие речи.

Цели урока:

1.Познавательные:

а) закрепить понятие «подробное изложение»;

б) познакомить с особенностями описания.

2. Практические:

а) учить подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета;

б) совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.

3. Общепредметные:

а  развивать память, речь, логическое и образное мышление;

б) воспитывать разные виды компетентности учащихся (лингвистическую, речевую, языковую, правописную).

Оформление доски

Стихотворение М.Исаковского.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Где березняк, рябой и редкий,

Где таит дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит посёлок дачный

У пригородной полосы.

М.Исаковский.

  1. Прочитайте стихотворение. О ком в нём идёт речь?
  2. Озаглавьте стихотворение.
  3. Каким вы представили себе соловья? Расскажите о нём используя слова автора.
  4. Какие определения даёт автор этой птичке?
  5. Серенький – простой – невзрачный. Как соотносятся лексические значения этих прилагательных?
  6. Как отзывается автор о пении птицы? Какой глагол он использует? (Заворожит). Определите его лексическое значение по толковому словарю.
  7. Какое настроение, чувство передано в стихотворении?
  8. Прочитайте стихотворение ещё раз, соблюдая интонацию, необходимые паузы и логическое ударение.

III. Работа с текстом

       Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринами на крыле бабочки.

       Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом лилипутьем столбике.

       -Будто табунок молоденьких зебр пасется, показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок.

       Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня.

       Внимательный взгляд Коли распознавал теперь многое, что  ускользало от него раньше.

1) Чтение учителем отрывка из повести Льва Кассиля «Ранний восход» (108 слов).

2) Работа над текстом после первого прочтения.

  1. Вспомните, какие известные вам произведения включают в себя описание различных предметов?
  2. С какой целью авторы вводят описание?
  3. Определите стиль отрывка, который я вам прочитала.
  4. Какие задачи решает автор и какие языковые приметы данного стиля вы видите?
  5. Сформулируйте основную мысль текста, пользуясь словами автора.
  6. Для чего автор несколько раз формулирует основную мысль?
  7. Помогает ли это в построении текста?
  8. Проанализируйте 2,3,4 абзацы текста и определите микротемы.
  9. Попытайтесь установить те признаки, которые создают образ каждого из предметов.
  10. Почему именно эти признаки схватил глаз юного художника?
  11. Какими языковыми средствами пользуется писатель?
  12. Дайте волю воображению и попытайтесь придумать свои сравнения к образу ландыша, березки, колоса.
  13. Что нового вы узнали о лесе, поглядев на него глазами Коли?

3) Работа с текстом после второго прочтения.

  1. Прослушайте текст ещё раз и составьте сложный план, выделив микротемы в отдельные подпункты.

Составление сложного плана

I. Многое открылось Коле в это погожее утро.

II. Коля научился подмечать неожиданные сходства

     1. Веточка ландыша.

     2. Белоногие березки.

     3. Колосок с золотыми усами.

III. Внимательный глаз Коли видит то, что ускользало ранее.

  1. Какие качества необходимы писателю, чтобы ярко, интересно описать предмет?
  2. А вы внимательны, чутки, зорки?
  3. Попытайтесь написать изложение ярко, образно и интересно.

4) Орфографическая подготовка.

Объяснить правописание слов и словосочетаний на доске:

неожиданные сходства;

крохотные фарфоровые ролики на зелёном лилипутьем столбике;

белоногие березки;

палочка горящего бенгальского огня; всматриваться.

5) Работа над подробным изложением на черновике. Самопроверка.

6) Работа в творческой тетради. (план не переписывается).

IV.Задание на дом.

Понаблюдать за окружающими предметами (игрушками, учебно-письменными принадлежностями, предметами интерьера). Чем они вам интересны? Каковы самые яркие признаки выбранного предмета? Составьте рабочие материалы для написания сочинения – описания предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")

Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного

Цели: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;проверить умения подробного пересказа текста с испо...