Урок по русскому языку "Тема текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку "Тема текста" | 35.97 КБ |
Презентация"Тема текста" | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы МБОУ КСОШ №1 Елкиной Л.А.
Класс: 5
УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока: Тема текста
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.
содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей.
Этап урока | Цель | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
ный момент | Формирование эмоционального настроя на урок | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради. | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. | Формирование эмоционального настроя на урок (Л) Взаимодействие с учителем (К) Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р) |
| Создание проблемной ситуации | Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии произведения) - Ребята, сегодня мы будем читать рассказ К. Ушинского, который называется «Орел и кошка». (См. Приложение) Как вы думаете, сможете ли вы по названию угадать, о чем пойдет речь в рассказе?Слайд 1 | Вовлекаются в работу по прогнозированию сюжета рассказа. | Умение прогнозировать сюжет произведения (П). Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию (П) |
3. Актуализация знаний | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Ставит задачу определить тему урока -Давайте вспомним, что мы знаем о тексте? С чего начинается текст?Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах.Слайд 1 | Запись темы урока Отвечают на вопрос учителя. Текст и его строение
Текст имеет начало и конец, т. е. это относительно законченное высказывание. Текст начинается с заголовка. Записывают тему урока. | Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию (П) |
4. Подготовка к основной теме урока. Погружение в контекст. | Поиск решения учебной задачи | Учитель организует чтение рассказа с остановками. По мере чтения предлагает учащимся предположить, что же будет дальше. | Учащиеся высказывают предположения, пытаясь обосновать свое мнение информацией из уже прочитанного текста | Умение прогнозировать сюжет произведения (П) |
5. Осмысление | Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями | Задание №1.-Составьте простой план текста.Задание учит вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части. Слайд 2 | Работа в парах.Учащиеся составляют план текста.Примерный план:
| Умение составлять простой план текста (ПР) Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте (К) Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р) |
Задание № 2 -С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника; 3) чтобы показать силу материнской любви; 4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц. Задание направлено на проверку умения понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте. | Коллективное обсуждение.Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 3) | Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К) Оценка поведения героя в конкретной ситуации (Л) Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К) | ||
Задание № 3 -Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование? Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения. | Коллективное обсуждение.В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ: автор использовал в этом тексте тип речи повествование, потому что ему важно было рассказать о событиях, о битве орла и кошки. Именно цепь событий передаёт основную мысль автора о силе материнской любви. | Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П) Умение составлять письменное высказывание на заданную тему; обосновывать свое мнение (К) | ||
Задание № 4 -Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла? Задание направлено на поиск информации в тексте. | Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова. Ответ: откуда ни возьмись, вдруг, как молния. | Умение находить в тексте необходимую информацию (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) | ||
Задание № 5 -Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста). (См. Приложение). Задание направлено на развитие речевых навыков учащихся. Слайд 3 | Работа в парах. Дети работают с деформированным текстом, заполняя пробелы. После выполнения задания проводится его коллективное обсуждение. В результате появляется текст: Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился огромный степной орёл. У хищника были могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями. | Умение работать с деформированным текстом (П) Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К) Навыки самопроверки (Р) | ||
Задание № 6 -Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы). Задание направлено на поиск информации в тексте. | Индивидуальная работа учащихся с текстом с последующим обсуждением результатов. Ответ: ...мать вцепилась уже в него; закипела битва насмерть; он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз; кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло; она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. | Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р) Умение находить в тексте необходимую информацию (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) Учет разных мнений (К). | ||
Задание № 7 -Почему кошка победила орла? Задание направлено на проверку понимания текста. | Коллективное обсуждение вопроса. Ответ: кошка победила орла, потому что она защищала свою семью, она мужественно сражалась. | Умение участвовать в дискуссии, формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К) Умение понимать прочитанный текст (П) | ||
6. Применение общего способа действия. | Сформулировать алгоритм действий, отработать его на практике | Задание № 8 -Прочитайте фрагмент текста о степном орле (См. Приложение). Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте. Слайд 4 Задание проверяет системность понимания текста, актуализирует знания о различных стилях текста, представления о единстве текста. | Коллективная форма работы. Чтение предложенного текста, определение его стилистической принадлежности, сопоставление с рассказом К. Ушинского. Формулировка вывода: нельзя, потому что, во-первых, меняется стиль и тип текста; во-вторых, нарушается тематико-смысловое единство текста К. Ушинского. | Умение соотносить предложенный текст с определенным стилем (П) Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П) |
Задание № 9 Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?
| Коллективное обсуждение.Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 2) | Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К). Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы (К) | ||
7. Итог урока. Рефлексия | Обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке. | Организация рефлексии учащихся.- Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками? Слайд 5 Учитель комментирует высказывания ребят, дает оценку работы класса, объявляет отметки, полученные в процессе работы. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям (См. Приложение). | Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре (К) Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л) |
8. Домашнее задание | Упр. 87;рабочая тетрадь: упр.28 (стр. 15-16) | Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению домашнего задания). |
Приложение
«Орёл и кошка»
(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.
(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
(10)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (К. Ушинский)
Задание № 1
Составьте простой план текста.
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- _______________________________________________________
Задание № 2
С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
1) чтобы показать силу кошки;
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;
3) чтобы показать силу материнской любви;
4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.
Задание № 3
Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4
Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 5
Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста).
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился
огромный степной. орёл. У хищника были
крылья, клюв, лапы с
когтями.
Задание № 6
Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 7
Почему кошка победила орла?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 8
Прочитайте фрагмент текста[1] о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 9
Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?
1) Из другого рассказа К. Ушинского
2) Из статьи энциклопедии о птицах
3) Из сказок о животных
4) Из мифов о происхождении животных и птиц
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila . Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах крыльев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни. Заселяет степи, лесостепи, полупустыни и (реже) пустыни Евразии на огромных пространствах от юго-восточной Европы до юго-восточного Забайкалья, на юг вплоть до южной Аравии и Индии, а также значительную часть Африканского материка. Не только в русском, но и практически во всех европейских языках эту птицу величают одинаково — «степной орёл». Также в переводе звучит и его бурятское название « талын бургэд ». Латинское название — Aquila гарах . Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.
Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился огромный степной орёл. У хищника были могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями.
Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле? Из другого рассказа К. Ушинского Из статьи энциклопедии о птицах Из сказок о животных Из мифов о происхождении животных и птиц
Рефлексия чему научились? над чем задумывались во время работы? что нового открыли для себя во время чтения с остановками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Интегрированный урок информатики и русского языка "Текст. Редактирование текста"
Тема « Текст. Строение текста и его редактирование»Цель:обобщить и закрепить основной программный материал;развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обуча...
Презентация к уроку по русскому языку в 10 классе"Текст. Предложение в составе текста"
Урок составлен в свете требований ФГОС...
Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."
Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....
Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "
Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами,...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки"
Предмет: русский языкФ.И.О. учителя: Зиновьева Е.И.Программа, по которой работает учитель: Русский язык. Львова С.И., Львов В.В.Тема урока: Текст и его признаки.Цель урока: Формировать знания о ...