Разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Предмет: русский язык

Ф.И.О. учителя: Зиновьева Е.И.

Программа, по которой работает учитель: Русский язык. Львова С.И., Львов В.В.

Тема урока:  Текст и его признаки.

Цель урока: Формировать знания о тексте на основе его основных признаков.

Задачи урока:

      Обучающие:

1.      Совершенствовать знания учащихся о тексте как единице речи.

2.      Познакомить учащихся с основными признаками текста

3.      Формировать умения и навыки построения текста.

Развивающие:

1.      Развивать логическое и абстрактное мышление.

2.      Совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе устного опроса учащихся.

3.      Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

1.      Воспитывать уважительное отношение к ответу одноклассника в процессе устного опроса.

2.      Формировать культуру речи.

3.      Воспитывать дисциплину и аккуратность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, доска, слайд – презентация, раздаточный материал.

Список использованной литературы:

1. Учебное пособие: Создаем конспект урока (современный конспект урока как речевое произведение) Серёгина О.С.

2. Методические рекомендации. Русский язык 9 класс.  Кудрявцева Т. С.

3.  Методическое пособие. Уроки русского языка в 9 классе. Богданова Г.А.

 

Методическое обоснование:

Это первый урок в разделе «Текстоведение». По типу: изучение нового материала. В начале урока предлагается провести небольшое тестирование, что позволит проконтролировать знания учащихся по прошлым темам урока. Далее ребята работают с учебником, отвечают на вопросы, вспоминают  то, что они уже знают о тексте и его особенностях. Затем на примере языкового материала ребята определяют понятие текст, его признаки и строение. На этапе закрепления работаем с учебником, выполняем упражнения, дополняем знания. В качестве домашнего задания остается орфографический минимум и упражнение на редактирование текста, что позволит выявить могут ли ребята  создавать связный текст, опираясь на полученные знания на уроке. Итог урока подводим в виде рефлексии, для развития у детей навыков обобщать и выделять главное. В качестве резерва используем письмо по памяти, что способствует развитию слуховой памяти и внимания.

 

Этапы урока:

1        Организационный этап (приветственное слово учителя) – 1 мин.

2        Этап сообщения целей и темы урока (сообщающее и ведущее слово учителя) – 1 мин.

3        Опорное повторение (тестирование) – 7 мин.

4        Изучение нового материала (ведущее слово учителя, беседа, озвученное чтение) — 15 мин.

5        Закрепление знаний, умений и навыков – 16 мин.

6        Подведение итогов урока (обобщающее слово учителя) – 5 мин.

 

 

Ход урока

№ п/п, этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.      Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, на ваших партах должны находиться: учебники по русскому языку, рабочие тетради и письменные принадлежности.

 

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

 

2.      Этап сообщения целей и темы урока

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким понятием как «текст» и его основными функциями.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Откройте свои рабочие тетради, запишите дату,  вид работы – классная работа и тему урока – Текст и его признаки.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи в тетрадях учащихся:

дата

Классная работа

Текст и его признаки.

Написать на доске дату и тему урока

3. Опорное повторение

4. Изучение нового материала

4.      Закрепление знаний, умений и навыков

 

 

 

 

5.      Комментирование домашнего задания

 

6.      Подведение итогов урока

7. Резерв

Метод: тестирование

Прием: контрольное тестирование

 

Но прежде, давайте повторим ранее изученное, чтобы выяснить насколько вы усвоили прошлые темы уроков. Для этого мы с вами выполним небольшой тест.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Для начала мы поделимся на варианты, вариантов будет 4, начиная с первой парты - 1 и 2 вариант, вторая парта - 3 и 4, 3 парта -1 и 2 вариант и т. д.

На доске написаны задания, для всех они одинаковые, но у вас разный языковой материал, сейчас я вам его раздам. Итак, ваша задача, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выполнить синтаксический разбор каждого предложения и обозначить все виды осложнений в простых предложениях, если они есть (можно просто подписать сверху карандашом).

У кого возникли вопросы? Кому непонятно что нужно сделать?

 На работу вам 5-7 минут, затем сдаем и переходим к изучению новой темы.

 

Организация письменной работы учащихся.

 

 

 

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Итак, ребята, откройте свои учебники на странице 62-ой. Давайте ответим на данные в учебнике вопросы.

 

1. Что изучается в разделе текстоведение? Для чего это нужно, по вашему мнению?

 

2. Какие требования вы знаете необходимые для построения текста?

3. Как вы думаете зачем нужен план построения текста (сочинение, изложение и т. д.) Какие виды планов вам известны?

 

Любая речь — это текст. Давайте прочитаем схему и вспомним какие разновидности речи существуют.

 

 

 

Хорошо, а теперь послушайте два варианта и определите какой из прочитанных будет являться текстом.

 

Озвученное выразительное чтение:

 

Котёнок разбил вазу. На улице был сильный дождь. Я ничего не знаю. Мама пошла в магазин.

 

У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

 

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

 

Ребята, какой вариант мы можем назвать текстом? Почему?

Давайте откроем учебник на стр. 63 — ей и попробуем проанализировать оба варианта по основным признакам текста.

 

Первое — единство темы, что бы определить есть ли здесь тема, давайте попробуем выяснить о чем говорится в первом яз. материале и во втором?

 

Таким образом, мы с вами можем сказать, что второй вариант это текст.

 

Второй признак — наличие главной мысли. Для того чтобы определить главную мысль текста, давайте попробуем озаглавить оба варианта.

 

Как можно озаглавить первый материал?

А второй?

 

Таким образом, мы с вами определили, что второй текст имеет единство темы.

 

Третий признак — относительная завершенность.

Ребята можем ли мы сказать, что мысль во втором примере завершена? О чем говорится в тексте? Описываются котенок, который есть у Виталика. А в первом примере о чем говорится? Значит завершенности в нем не может быть, так как нет основной мысли.

 

Четвертый признак — грамматическая и смысловая связь предложений. В каком из двух примеров есть смысловая и грамматическая связь?

 

Пятый признак логическая связь частей. То есть во втором тексте мы с вами можем выделить микротемы, какие?

 

Хорошо, ребята, все верно второй пример является текстом и мы с вами это доказали, опираясь на основные признаки.

 

 

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

 

Итак, ребята, для закрепления материала, давайте выполним упражнение 144 — ое. Прочитайте текст, озаглавьте, т. е. выделите главную мысль в тексте.

 

Ребята, как можно озаглавить данный текст?

 

Хорошо, ребята, в этом тексте кольцевая композиция, в чем ее особенность?

 

Какие еще виды композиций вы знаете? В чем особенности каждой?

 

 

Метод: слово учителя

Прием: оценочное слово учителя

Молодцы!

 

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

 

А теперь ребята, откройте страницу в учебнике 67-ую. Ознакомьтесь с таблицей. Давайте вспомним в чем заключается особенность каждого способа связи предложений в тексте.

 

Параллельная?

Последовательная (цепная)?

Комбинированная?

 

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Теперь выполним упражнение 150-ое для закрепления.

Прочитайте задание. Давайте разделим тексты по рядам, первый ряд анализирует первый текст, второй ряд —второй текст и третий ряд соответственно третий текст. Работаем самостоятельно, затем вместе проверяем. На работу вам минут 5. Кому не понятно что нужно делать?

 

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, теперь проверяем. Вова, пожалуйста как ты проанализировал текст под номером один?

Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.

 

Настя, что получилось у тебя с текстом под номером два?

Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.

 

Полина, как ты проанализировала третий текст?

Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.

 

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

 

Таким образом, мы с вами закрепили знания по теме признаки текста. Мы с вами выделили 5 признаков текста, вспомнили способы связи и поработали с языковым материалом. Вы хорошо справились и продемонстрировали свои знания.

 

 

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее слово учителя

Ребята, а теперь запишем домашнее задание. Ребята, орфографический минимум, который я задавала на прошлом уроке, остается на следующий урок, то есть на завтра, что бы вы хорошо подготовились, а так же напомню, что дома вы должны были найти минимум 10 предложений со словами которые являются вводными словами и членами предложения. Надеюсь,  все справились. А так же дома выполните упражнение 152 — ое. Вам нужно исправить текст и записать правильный вариант.

 

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

 

Итак, ребята, давайте подведем итог, сегодня на уроке мы хорошо и продуктивно поработали.

 

Давайте еще раз назовем основные признаки текста.

 

Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое?

Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Урок окончен!

 

 

Метод: Диктант

Прием: Слуховой диктант (письмо по памяти)

 

Ребята, а сейчас мы с вами выполним задание для развития памяти и внимания.

Сейчас я вам прочитаю предложение, внимательно слушаем.

 

Языковой материал:

 

Злой плачет от жалости, а жадный от зависти.

 

А теперь, ребята, попробуйте записать предложение по памяти.

 

Теперь проверяем. У кого получилось?

 

Давайте попробуем еще раз.

Слушаем внимательно.

 

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестер родных?

33, а сколько люди

Могут слов сложить из них?

 

Теперь записываем что запомнили.

Ребята, прочитайте, что у вас получилось?

Проверяем.

У кого все верно?

 

Молодцы!

 

Слушание: детальное, неоценочное, рефлексивное

 

 

 

 

 

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи в тетрадях учащихся:

 

1 вариант:

О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (вв.сл)

Он был не прост, Лизе в нем это нравилось больше всего.

Он не мог вспомнить, что его привело сюда, но ему казалось, что он здесь уже был.

 

2 вариант:

Впереди, у самой дороги, горел костер. (уточн.)

Он говорил неправду, стеснительно покачивая головой. (деепр.об.)

Иногда казалось что сердце вот-вот вырвется из груди, и согревая все вокруг своим теплом, больше не вернется на место. (деепр. об.)

 

3 вариант:

В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше. (одн.чл.)

Мне не от кого было ждать помощи в тот момент.

Никто не заметил, видимо, как я вышла через служебную дверь. (вв.сл)

 

4 вариант:

Она, метаясь по комнате, говорила что-то себе под нос. (деепр.об)

Он был неплохим парнем, хотя  вовсе не вежливым.

В лесу, рядом с озером, я видел ее, кажется, впервые. (вв.сл)

 

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

Текст, признаки текста, виды текста.

 

Для того чтобы научиться строить свой текст, понимать смысл текста и т.д.

 

Композиция, микротемы и т. д.

 

Для того чтобы получился связный, композиционно правильный текст.

Простой — темы в одном слове.

Тезисный — смысл передается предложением.

Сложный — более полно отражает смысл текста, имеет темы и микротемы.

 

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное

 

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

Второй, там есть общая тема, он связный.

 

В первом — непонятно.

Во втором — о котенке.

 

Никак, там нет темы, которая объединяет предложения.

 

Второй можно озаглавить — Мурзик, кот Виталика, котенок.

 

 

 

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

О коте Виталика, который любит смотреть на рыбку в аквариуме.

 

Не ясно. Каждое предложение имеет свою тему.

 

Во втором.

 

Чей кот. Как он выглядит. Что он любит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное

 

 

 

 

 

 

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

Лебедь, лебединый остров и т. д.

 

Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала. 

 

Линейная - отражающий естественную последовательность фактов.

 

Ретроспекция - сочетание времен прошлого и настоящего.

и т.д.

 

 

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

Последовательная - каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего.

 

Параллельная - предназначена для описания и повествования. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль.

 

Комбинированная — имеет признаки и последовательной, и параллельной связи.

 

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

1 — последовательная, так как каждое предложение является продолжением мысли предыдущего.

 

2 — параллельная, так как сначала идет тезис, а потом его раскрытие.

 

3 — комбинированная, так как второе предложение, продолжает мысль первого, а затем идет раскрытие этой мысли.

 

 

 

 

Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное

 

 

 

 

 

 

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи в дневнике:

С. 61 орфографический минимум.

10 предл. с вв.сл и чл.предл.

П. № 6, упр. 152.

 

 

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

Первый — единство темы

Второй признак — наличие главной мысли.

Третий признак — относительная завершенность.

Четвертый признак — грамматическая и смысловая связь предложений.

Пятый признак —  логическая связь частей.

 

 

Слушание: детальное, не оценочное, не рефлексивное

 

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи:

Злой плачет от жалости, а жадный от зависти.

 

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестер родных?

33, а сколько люди

Могут слов сложить из них?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске:

 

задания:

 

Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

 

Выделите все осложнения, если они есть.

 

Синтаксический  разбор.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_yazyk.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Ф.И.О. учителя: Зиновьева Е.И.

Программа, по которой работает учитель: Русский язык. Львова С.И., Львов В.В.

Тема урока:  Текст и его признаки.

Цель урока: Формировать знания о тексте на основе его основных признаков.

Задачи урока:

      Обучающие:

  1. Совершенствовать знания учащихся о тексте как единице речи.
  2. Познакомить учащихся с основными признаками текста
  3. Формировать умения и навыки построения текста.

Развивающие:

  1. Развивать логическое и абстрактное мышление.
  2. Совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе устного опроса учащихся.
  3. Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к ответу одноклассника в процессе устного опроса.
  2. Формировать культуру речи.
  3. Воспитывать дисциплину и аккуратность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, доска, слайд – презентация, раздаточный материал.

Список использованной литературы: 

1. Учебное пособие: Создаем конспект урока (современный конспект урока как речевое произведение) Серёгина О.С.

2. Методические рекомендации. Русский язык 9 класс.  Кудрявцева Т. С.

3.  Методическое пособие. Уроки русского языка в 9 классе. Богданова Г.А.

Методическое обоснование:

Это первый урок в разделе «Текстоведение». По типу: изучение нового материала. В начале урока предлагается провести небольшое тестирование, что позволит проконтролировать знания учащихся по прошлым темам урока. Далее ребята работают с учебником, отвечают на вопросы, вспоминают  то, что они уже знают о тексте и его особенностях. Затем на примере языкового материала ребята определяют понятие текст, его признаки и строение. На этапе закрепления работаем с учебником, выполняем упражнения, дополняем знания. В качестве домашнего задания остается орфографический минимум и упражнение на редактирование текста, что позволит выявить могут ли ребята  создавать связный текст, опираясь на полученные знания на уроке. Итог урока подводим в виде рефлексии, для развития у детей навыков обобщать и выделять главное. В качестве резерва используем письмо по памяти, что способствует развитию слуховой памяти и внимания.

Этапы урока:

  1. Организационный этап (приветственное слово учителя) – 1 мин.
  2. Этап сообщения целей и темы урока (сообщающее и ведущее слово учителя) – 1 мин.
  3. Опорное повторение (тестирование) – 7 мин.
  4. Изучение нового материала (ведущее слово учителя, беседа, озвученное чтение) — 15 мин.
  5. Закрепление знаний, умений и навыков – 16 мин.
  6. Подведение итогов урока (обобщающее слово учителя) – 5 мин.

Ход урока

№ п/п, этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, на ваших партах должны находиться: учебники по русскому языку, рабочие тетради и письменные принадлежности.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

  1. Этап сообщения целей и темы урока

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким понятием как «текст» и его основными функциями.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Откройте свои рабочие тетради, запишите дату,  вид работы – классная работа и тему урока – Текст и его признаки.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи в тетрадях учащихся:

дата

Классная работа

Текст и его признаки.

Написать на доске дату и тему урока

  1. Опорное повторение

4. Изучение нового материала

  1. Закрепление знаний, умений и навыков

  1. Комментирование домашнего задания

  1. Подведение итогов урока

7. Резерв

Метод: тестирование

Прием: контрольное тестирование

Но прежде, давайте повторим ранее изученное, чтобы выяснить насколько вы усвоили прошлые темы уроков. Для этого мы с вами выполним небольшой тест.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Для начала мы поделимся на варианты, вариантов будет 4, начиная с первой парты - 1 и 2 вариант, вторая парта - 3 и 4, 3 парта -1 и 2 вариант и т. д.

На доске написаны задания, для всех они одинаковые, но у вас разный языковой материал, сейчас я вам его раздам. Итак, ваша задача, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выполнить синтаксический разбор каждого предложения и обозначить все виды осложнений в простых предложениях, если они есть (можно просто подписать сверху карандашом).

У кого возникли вопросы? Кому непонятно что нужно сделать?

 На работу вам 5-7 минут, затем сдаем и переходим к изучению новой темы.

Организация письменной работы учащихся.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Итак, ребята, откройте свои учебники на странице 62-ой. Давайте ответим на данные в учебнике вопросы.

1. Что изучается в разделе текстоведение? Для чего это нужно, по вашему мнению?

2. Какие требования вы знаете необходимые для построения текста?

3. Как вы думаете зачем нужен план построения текста (сочинение, изложение и т. д.) Какие виды планов вам известны?

Любая речь — это текст. Давайте прочитаем схему и вспомним какие разновидности речи существуют.

Хорошо, а теперь послушайте два варианта и определите какой из прочитанных будет являться текстом.

Озвученное выразительное чтение:

Котёнок разбил вазу. На улице был сильный дождь. Я ничего не знаю. Мама пошла в магазин.

У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, какой вариант мы можем назвать текстом? Почему?

Давайте откроем учебник на стр. 63 — ей и попробуем проанализировать оба варианта по основным признакам текста.

Первое — единство темы, что бы определить есть ли здесь тема, давайте попробуем выяснить о чем говорится в первом яз. материале и во втором?

Таким образом, мы с вами можем сказать, что второй вариант это текст.

Второй признак — наличие главной мысли. Для того чтобы определить главную мысль текста, давайте попробуем озаглавить оба варианта.

Как можно озаглавить первый материал?

А второй?

Таким образом, мы с вами определили, что второй текст имеет единство темы.

Третий признак — относительная завершенность.

Ребята можем ли мы сказать, что мысль во втором примере завершена? О чем говорится в тексте? Описываются котенок, который есть у Виталика. А в первом примере о чем говорится? Значит завершенности в нем не может быть, так как нет основной мысли.

Четвертый признак — грамматическая и смысловая связь предложений. В каком из двух примеров есть смысловая и грамматическая связь?

Пятый признак логическая связь частей. То есть во втором тексте мы с вами можем выделить микротемы, какие?

Хорошо, ребята, все верно второй пример является текстом и мы с вами это доказали, опираясь на основные признаки.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Итак, ребята, для закрепления материала, давайте выполним упражнение 144 — ое. Прочитайте текст, озаглавьте, т. е. выделите главную мысль в тексте.

Ребята, как можно озаглавить данный текст?

Хорошо, ребята, в этом тексте кольцевая композиция, в чем ее особенность?

Какие еще виды композиций вы знаете? В чем особенности каждой?

Метод: слово учителя

Прием: оценочное слово учителя

Молодцы!

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

А теперь ребята, откройте страницу в учебнике 67-ую. Ознакомьтесь с таблицей. Давайте вспомним в чем заключается особенность каждого способа связи предложений в тексте.

Параллельная?

Последовательная (цепная)?

Комбинированная?

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Теперь выполним упражнение 150-ое для закрепления.

Прочитайте задание. Давайте разделим тексты по рядам, первый ряд анализирует первый текст, второй ряд —второй текст и третий ряд соответственно третий текст. Работаем самостоятельно, затем вместе проверяем. На работу вам минут 5. Кому не понятно что нужно делать?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, теперь проверяем. Вова, пожалуйста как ты проанализировал текст под номером один?

Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.

Настя, что получилось у тебя с текстом под номером два?

Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.

Полина, как ты проанализировала третий текст?

Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Таким образом, мы с вами закрепили знания по теме признаки текста. Мы с вами выделили 5 признаков текста, вспомнили способы связи и поработали с языковым материалом. Вы хорошо справились и продемонстрировали свои знания.

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее слово учителя

Ребята, а теперь запишем домашнее задание. Ребята, орфографический минимум, который я задавала на прошлом уроке, остается на следующий урок, то есть на завтра, что бы вы хорошо подготовились, а так же напомню, что дома вы должны были найти минимум 10 предложений со словами которые являются вводными словами и членами предложения. Надеюсь,  все справились. А так же дома выполните упражнение 152 — ое. Вам нужно исправить текст и записать правильный вариант.

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Итак, ребята, давайте подведем итог, сегодня на уроке мы хорошо и продуктивно поработали.

Давайте еще раз назовем основные признаки текста.

Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое?

Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Урок окончен!

Метод: Диктант

Прием: Слуховой диктант (письмо по памяти)

Ребята, а сейчас мы с вами выполним задание для развития памяти и внимания.

Сейчас я вам прочитаю предложение, внимательно слушаем.

Языковой материал:

Злой плачет от жалости, а жадный от зависти.

А теперь, ребята, попробуйте записать предложение по памяти.

Теперь проверяем. У кого получилось?

Давайте попробуем еще раз.

Слушаем внимательно.

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестер родных?

33, а сколько люди

Могут слов сложить из них?

Теперь записываем что запомнили.

Ребята, прочитайте, что у вас получилось?

Проверяем.

У кого все верно?

Молодцы!

Слушание: детальное, неоценочное, рефлексивное

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи в тетрадях учащихся:

1 вариант:

О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (вв.сл)

Он был не прост, Лизе в нем это нравилось больше всего.

Он не мог вспомнить, что его привело сюда, но ему казалось, что он здесь уже был.

2 вариант:

Впереди, у самой дороги, горел костер. (уточн.)

Он говорил неправду, стеснительно покачивая головой. (деепр.об.)

Иногда казалось что сердце вот-вот вырвется из груди, и согревая все вокруг своим теплом, больше не вернется на место. (деепр. об.)

3 вариант:

В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше. (одн.чл.)

Мне не от кого было ждать помощи в тот момент.

Никто не заметил, видимо, как я вышла через служебную дверь. (вв.сл)

4 вариант:

Она, метаясь по комнате, говорила что-то себе под нос. (деепр.об)

Он был неплохим парнем, хотя  вовсе не вежливым.

В лесу, рядом с озером, я видел ее, кажется, впервые. (вв.сл)

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

Текст, признаки текста, виды текста.

Для того чтобы научиться строить свой текст, понимать смысл текста и т.д.

Композиция, микротемы и т. д.

Для того чтобы получился связный, композиционно правильный текст.

Простой — темы в одном слове.

Тезисный — смысл передается предложением.

Сложный — более полно отражает смысл текста, имеет темы и микротемы.

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

Второй, там есть общая тема, он связный.

В первом — непонятно.

Во втором — о котенке.

Никак, там нет темы, которая объединяет предложения.

Второй можно озаглавить — Мурзик, кот Виталика, котенок.

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

 

О коте Виталика, который любит смотреть на рыбку в аквариуме.

Не ясно. Каждое предложение имеет свою тему.

Во втором.

Чей кот. Как он выглядит. Что он любит.

Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

Лебедь, лебединый остров и т. д.

Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала.  

Линейная - отражающий естественную последовательность фактов. 

Ретроспекция - сочетание времен прошлого и настоящего. 

и т.д.

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

Последовательная - каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего. 

Параллельная - предназначена для описания и повествования. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль.

Комбинированная — имеет признаки и последовательной, и параллельной связи.

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

1 — последовательная, так как каждое предложение является продолжением мысли предыдущего.

2 — параллельная, так как сначала идет тезис, а потом его раскрытие.

3 — комбинированная, так как второе предложение, продолжает мысль первого, а затем идет раскрытие этой мысли.

Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи в дневнике:

С. 61 орфографический минимум.

10 предл. с вв.сл и чл.предл.

П. № 6, упр. 152.

Говорение: устный ответ по предмету

Образец ответа:

Первый — единство темы

Второй признак — наличие главной мысли.

Третий признак — относительная завершенность.

Четвертый признак — грамматическая и смысловая связь предложений.

Пятый признак —  логическая связь частей.

Слушание: детальное, не оценочное, не рефлексивное

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи:

Злой плачет от жалости, а жадный от зависти.

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестер родных?

33, а сколько люди

Могут слов сложить из них?

 

На доске:

задания:

Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Выделите все осложнения, если они есть.

Синтаксический  разбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами,...

Разработка урока по математике в 6 классе "Признаки делимости на 2,5,10"

Тип урока: урок  изучения нового материала.Цели урока:содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять...