Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Лысенко Ирина Викторовна

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учебно-методический материал31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Тема урока: Текст и его признаки.

Цели:

 Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

  Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

  Развивать внимание, мышление, речь учащихся.

  Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ: 

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и  диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА:  изучение   нового  материала

 Использованы педагогические технологии:

-     учебно-ролевая игра;

  •  технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование: проектор, экран.

.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте  улыбнёмся  друг  другу  и  настроимся  на  работу.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:  Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

На доске: словосочетание - слово –  звук – предложение.

Дети: звук – слово – словосочетание - предложение – ?

Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?

Дети: звук, - фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.

  1.  Мотивация обучающихся и целеполагание.

Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?

Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.

Учитель: Давайте найдем ее на схеме. Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст?

Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты).

Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.

  1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.

 Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.

 Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).

 Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.

 Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова, близкие по значению, к этому слову.

Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете? 

Дети:

-Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.

Учитель: Молодцы! Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.

Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)

 

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Учитель: Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

Учитель: Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.

-Там есть главный герой.

-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.

Учитель: Какой признак имеет текст?

Учитель: Что такое тема текста?

Дети: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Учитель: О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?

Дети:

-В тексте говорится о воде.

- Вода.

Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

 Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.

Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.

Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.

Дети: Вода, красота воды ….

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами.  Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте.

Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль. 

Учитель: Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?

Дети: Нельзя, смысл текста будет непонятным.

Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?

Дети: перечисляют.

Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)

Учитель: где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?

Дети: ответы.

Динамическая пауза

Учитель: Давайте мы немного отдохнем.

Несколько энергичных движений.

Вверх рука и вниз  рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Текст сегодня  изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножкой тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем  и писать  начнём!

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.

Учитель:  прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

Учитель: Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?

Дети: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Учитель: Правильно,

Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

  1. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.

Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Проверка друг у друга по ключам.        

Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.

  1. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.

  1. Домашнее задание. Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Зима».

Давайте,  мы снова улыбнёмся  и подарим друг  другу  тепло и надежду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...