Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебно-методический материал | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Тема урока: Текст и его признаки.
Цели:
Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.
Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.
ЗАДАЧИ:
1. Обогащение словарного запаса.
2. Формирование навыков монологической и диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.
3. Повторить признаки текста.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
Использованы педагогические технологии:
- учебно-ролевая игра;
- технология групповой работы;
Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.
Оборудование: проектор, экран.
.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на работу.
- Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: словосочетание - слово – звук – предложение.
Дети: звук – слово – словосочетание - предложение – ?
Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?
Дети: звук, - фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.
- Мотивация обучающихся и целеполагание.
Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?
Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.
Учитель: Давайте найдем ее на схеме. Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст?
Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты).
Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?
Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.
- Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.
Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.
Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.
Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).
Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.
Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова, близкие по значению, к этому слову.
Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете?
Дети:
-Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.
Учитель: Молодцы! Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.
Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)
Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. |
Учитель: Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?
Учитель: Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?
Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.
-Там есть главный герой.
-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.
Учитель: Какой признак имеет текст?
Учитель: Что такое тема текста?
Дети: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Учитель: О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?
Дети:
-В тексте говорится о воде.
- Вода.
Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.
Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.
Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.
Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.
Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.
Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.
Дети: Вода, красота воды ….
Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте.
Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль.
Учитель: Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?
Дети: Нельзя, смысл текста будет непонятным.
Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?
Дети: перечисляют.
Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?
Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)
Учитель: где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?
Дети: ответы.
Динамическая пауза
Учитель: Давайте мы немного отдохнем.
Несколько энергичных движений.
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Текст сегодня изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножкой тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
- Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.
Учитель: прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
Учитель: Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?
Дети: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Учитель: Правильно,
Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.
Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.
- Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.
Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
Проверка друг у друга по ключам.
Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.
- Рефлексия
Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.
- Домашнее задание. Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Зима».
Давайте, мы снова улыбнёмся и подарим друг другу тепло и надежду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...