Урок русского языка по теме: Односоставное предложение. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Данный урок является обобщающим по данной теме. Урок проверяет полученные знания, умения и навыки. Содержит элементы контроля в виде тестирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Односоставное предложение | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок « Ох, уж это односоставное предложение!».
Учитель русского языка и литературы: Климова М.С.
Цели: 1) Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях;
2) Развивать умение различать виды односоставных предложений;
3)Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
4)Определять роль односоставных предложений в художественном тексте;
5) Воспитывать любовь к родной природе через слово.
Оборудование:
- Компьютерная презентация
- Карточки индивидуальной работы (текст)
- Тестовые задания
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой на работу. Слайд.
Учитель. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, улыбки подарим гостям, к уроку готовы? Тогда за работу, удачи желаю я вам!
Какие предложения я использовала в прочитанном стихотворении? (Односоставные)
С какой целью? Чтобы мы еще раз обратили внимание на их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью, лаконичностью.
Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях. И в этом вы сегодня убедитесь.
А сейчас проверим, как вы настроены на работу. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
3. Актуализация знаний.
Повторение сведений об односоставном предложении. Итак, вы уже догадались, какая тема нашего урока? (Односоставные предложения) Слайд
Какие цели урока мы сегодня поставим? (ответы учащихся)
Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях,
покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид.
Поговорим o сфере употребления этих предложений, определим роль односоставных предложений в тексте.
4.Девиз урока. Слайд
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
Как вы понимаете данное высказывание?
Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Начинаем работать.
5. Терминологический диктант.
ЗАДАНИЕ: В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям и объясняется их написание:
1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого. (односоставное)
2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. (определенно-личное)
3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего. (безличное)
4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа. (неопределенно-личное)
5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления. (назывное)
6) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи. (обобщенно-личное)
6. Синтаксический разбор и анализ предложения. Найти известные орфограммы в морфемах.
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. (Повеств. невоскл, сложн.,1ч однос, распр.,обобщ.личн, 2 ч. –двусост.. распр..)
Какие изобразительные средства использованы в пословице?
добрые поступки- эпитет, мысли созреют- олицетворение. А какую библейскую заповедь вам напомнила пословица? (Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступили.)
7. Лингвистическая разминка “Поэтическая пятиминутка».
Задание. Выразительно прочитайте текст, найдите грамматические основы, определите вид предложений. Обоснуйте.
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора! Какие изобразительные средства использует поэт? Жестокая пора- эпитет. Автор показывает суровую холодную зиму.
Слайд
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Какие изобразительные средства использует поэт? Рукавом- метафора завесила- олицетворение, шумно- жутко, грустно- весело- антонимы. Какова роль односоставных предложений? Показать красоту леса, изменчивость в состоянии человека.
Слайд
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Какие предложения использует поэт? Назывные. Каких частей речи не использует поэт? (глаголы) Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.
Л.Н.Толстой об этом стихотворении А.А.Фета писал:
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».
Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет? Назывные.
«Вопросы на засыпку» Слайд
1. О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?
Например: Люблю тебя, Петра творенье!
Слайд
2. О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?
«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»
Например: Ведут ко мне коня.
8.Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
9. Распределительный диктант. Слайд (Алгоритм)
Распределите предложения на 2 группы. Выделите грамматические основы:
Односоставные предложения | Двусоставные предложения |
1-6 | 7 |
1.Под музыку осеннего дождя иду во тьме
( К. Фофанов)
2.Пахло милым тлением осени.
( Л.Славин)
3.Пройду осторожно по трону ветвей и чуткого птичьего сна не встревожу.
( В.Боков)
4.Хлестало в окна дождиком осенним
( В.Тушнова)
5.Осеннее утро. Рассвет. Тишина.
( Е. Долматовский)
6.Преодолели еще один горный перевал.
( В.Арсеньев)
7.Отлетающие журавли напоминают почему-то о прожитых днях.
( Г.Троепольский)
Вывод: для раскрытия смысла предложения второй главный член не нужен.
( сравнить с последним предложением- двусоставным)
10.Тестовая работа. Проверить навыки и умения отличать типы односоставных предложений, правильно выделять грамматическую основу.
А) Найти односоставное определенно-личное предложение:
- Люблю дымок спаленной жнивы.
- На небе нет ни облачка.
- Ночь прошла.
Б) Найти односоставное неопределенно-личное предложение:
- Степь и дали.
- От него ждали чуда.
- Я люблю землю своих предков.
В) Найти односоставное безличное предложение:
- Травы скашивают рано утром.
- Узнаю перекличку скворцов и синиц.
- Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.
Г) Найти односоставное назывное предложение:
- Бурей выбросило на берег много ракушек.
- Становится светлее.
- Небо да море.
Д) Найти двусоставное предложение:
- После дождя стало теплее.
- Море в это утро было теплое и приятное.
- В комнатах запахло елкой.
Взаимопроверка. Оценивание работы.
Ответ: 12332
Вывод: (Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.
Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).
12. Работа c текстом. Музыкальная заставка. Слайд
A сейчас обратимся к тексту, где встретимся c разными видами предложений.
[ Лес – источник жизни.]
Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Вспомните то уд. . . вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы, охватывающ... вас, как только вы попада...те в л.. .са из душных городских домов.
Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.
Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл...ждаем...ся жизнью. (K. Паустовский)
Задание: |
|
Вывод: Таким образом, мы убедились, что писатели (на примере текста К.Г.Паустовского) широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции.
Односоставные предложения оказываются более выразительными, они живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.
Вывод: (Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.
Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).
Односоставные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, позволяют дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
12.Рефлексия.
-Что повторили сегодня?
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-Какой этап урока показался самым интересным?
Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (цветные полоски)
Составление синквейна об односоставных предложениях.
(Предложения- существительное
Яркие, выразительные -2 прилагательных
Определять, применять, составлять- 3 глагола
Люблю великий могучий язык!- фраза (предложение)
Наука)- синоним начала синквейна
13.Д.З. Выполнить задания из раздела: Проверьте свои знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок....
План - конспект урока по русскому языку на тему : "Односоставные предложения"
Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и...
Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
урок русского языка...
Урок русского языка по теме: Односоставные предложения. Их виды
В работе представлен материал подготовки к восприятию односоставных предложений, вспомогательный по изучению материала и закреплению.....
Урок русского языка по теме "Односоставные предложения"
Презентация к уроку русского языка по теме "Односоставные предложения"...
Открытый урок по русскому языку на тему "Односоставные предложения"-8 класс.
Какие предложения называются односоставными, виды односоставных предложений.. Что такое предложение? Что такое простое предложение?: Предложения, синтаксический разбор которых вы только что про...
Конспект урока русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
Конспект урока русского языка "Односоставные предложения" 8 класс...