Конспект урока по теме " ССП с противительными союзами"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Бодагова Дарья Геннадьевна

Конспект по теме "ССП с противительными союзами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_ya_1_urok.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Тема урока: ССП с противительными союзами

Цель: создание условий для формирования  понятий о ССП с противительными   союзами.

Задачи:1.Организовать деятельность учащихся для усвоения понятий о ССП с противительными союзами, определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, связанными противительными союзами.

2.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом.

3. Формировать средствами урока адекватное  отношение к моральным ценностям.

4. Формировать УУД:

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме,  смысловое чтение;

регулятивные УУД:  целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные: учащиеся научатсяопределять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, связанными разделительными союзами; расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений с разделительными повторяющимися союзами.

Личностные:учащиеся оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные:учащиеся учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции.

Познавательные: учащиеся осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Коммуникативные: учащиесязадают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование:ноутбук, проектор, экран, учебники «Русский язык. 9 класс» (под. ред. А. Д. Шмелёва).

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация.

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствие с говорением и психологический настрой на урок.

Учащиеся хором:

Небо ясное над нами,

Твердь земная под ногами.

Мир дороги открывает,

Солнце свет нам посылает.

Я хочу учиться,

Я хочу работать.

Я хочу, учась, работать,

Я хочу, работая, учиться. Слайд 1

Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя и друг друга.

Проговаривают хором.

Записывают в тетрадь число

2.

Актуализация опорных знаний

 Проводит блиц – опрос.

  1. Словосочетание – это …
  2. Предложение – это …
  3. По своей структуре предложения делятся на…
  4. Простое предложение – это…
  5. Сложные предложение-это …
  6. Части сложного предложения на письме разделяется…
  7. Виды сложного предложения-…
  8. ССП – это …
  9. Виды ССП-…
  10. ССП с разделительными союзами…
  11. ССП с соединительными союзами…

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга и  оцените работу. Отметка на полях.

Ответы записывают на карточках. Взаимопроверка (ответы на слайде 2)

        

3.

Выявление места и причины затруднения

Организует  работу по выявлению места и причины затруднения.

Осложненное списывание.

Даны предложения. Спишите, расставьте знаки препинания и вставьте пропушенные буквы.

  1. Приш…л март и (на) пр… горках п… казалась первая трава.
  2. Т…ска любви Татьяну гон…т и в сад идет она грустить.
  3. Он н…когда не плакал но вр…менами нах…дило (на) н…го дикое упрямство.

-Определите вид предложений по наличию грамматических основ?

-С помощью чего соединены части сложного предложения?

-Определите разряд союзов?

-Какие союзы относятся к противительным?

-Как называются ССП, части которых соединены этими союзами?

Списывают предложения

Отвечают на вопросы. Определяют разряды союзов: соединительные и противительные

 но, а, же, зато

Затруднение

4.

Определение темы урока.

Целеполагание

- О каких предложениях будем говорить на уроке. Сформулируйте тему и цель урока

Делают обобщение и определяют тему урока.

Формулируют цель урока  . Записывают в тетрадь

5.

Открытие нового знания

Организует открытие нового знания.

Групповая работа по изучению материала параграфа 5 , стр 135-136

Заполнение таблицы

ССП с … союзами

Союз

Событие

Пример

Сделаем вывод: для чего используются противительные союзы в ССП ?

Заполняют таблицу, изучая материал учебника

Делают вывод (стр 136 учебника) . В ССП с противительными союзами а,же используются для сопоставления событий,  не исключающих друг друга. Союзы но,да (=но), однако, зато , только,лишь  выражают противопоставление событий или фактов, которые противоречат друг другу.

 6

Первичное закрепление

Организует работу над первичным закреплением нового материала. (слайд 8-9)

Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить значение СПП с противительными союзами.

1)Мельник предложил мне переночевать в избе, но я предпочел остаться на открытом воздухе. (2) Мельничиха принесла нам молока, яиц, картофелю, хлеба. (3) Скоро закипел самовар, и мы принялись пить чай. (4)С реки поднимались пары, а кругом кричали коростели.

Выполняют задание в рабочей тетради

7

Самостоятельная работа в паре

Организует работу над упр. 25

Задание: прочитать стихотворные строки, определить автора. Списать отрывки из стихотворений. Подчеркнуть в сложных предложениях грамматические основы. Указать разряды союзов. Указать номера предложений, в которых есть именные сказуемые

Выполняют упр. 25

Проверка по эталону (слайд 10)

Оценивают свою работу

8.

Рефлексия

Организует самоанализ учащимися учебной деятельности на уроке.

- Достигнута ли цель урока?

-Что вызвало затруднения?

-Прием «Я научился, повторил, запомнил» Слайд

Выполняют самоанализ работы на уроке.

9.

Задавание домашнего  задания

Упр. 27 (базовый уровень 27.1), (повышенный уровень 27 (1,2)  (на выбор учащихся)

Записывают домашнее задание

10.

Подведение итогов

Подводит итог урока.  Благодарит за урок.(слайд 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении"

Представлен конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении" с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Союзы и союзные слова как средство связи в СПП"

Цель урока: выработка алгоритма, позволяющего обучить 9-классников различать союзы и союзные слова как средство связи в СПП....

Конспект урока по теме "Европейский Союз"

В помощь дорогим учителям....

конспект урока по теме "Союз как часть речи"

данный урок - первый по теме "Союз"....

Конспект урока по русскому языку "Слитное написание союзов"

Конспект урока составлен на основе проблемного метода обучения. Урок имеет следующие цели.Образовательные цели:1)научить учащихся отличать союзы от омонимичных частей речи;2)познакомить с написанием с...

Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"

Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать ...

Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе

Обучающие:-  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;- совершенствовать умения и навыкиобнаруживать союзы, ...