Технологические карты уроков
план-конспект урока по русскому языку

Наталья Валентиновна Дюбанова

Технологические карты уроков русского языка с использованием образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yazyk_karta_ikt.doc105 КБ
Microsoft Office document icon urok_rus_yazyka_s_modulnoy_tehnologiey.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Публицистический стиль речи»

Разработчик: преподаватель русского языка и

литературы Н.В.Дюбанова

Рославль

2019

Тема: «Публицистический стиль речи»

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Технологии: информационно-коммуникационные (создание презентации в Microsoft Power Point, создание буклета-памятки в Microsoft Office Publisher, создание теста в Microsoft Office Excel), здоровьесберегающие.

Оборудование урока: медиакомплекс, ПК; интерактивная доска; распечатанный текст для комплексного анализа у каждого учащегося.

Цели урока:

Образовательные:

              1. обобщить и систематизировать знания и умения, сформированные    при изучении публицистического стиля.

Воспитательные:

  1. способствовать развитию  системы ценностных отношений к родному языку;
  2. воспитывать  бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи;
  3. совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Развивающие:

  1.  развивать  монологическую речь, образное и логическое мышление учащихся;
  2. совершенствовать навыки анализа текста и способности к словотворчеству;
  3. создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Этапы урока

1.Организационный этап:

а) объявление темы и цели урока; мотивация

б) создание проблемной ситуации

2. Реализация цели урока

а) актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

Словарный диктант с взаимопроверкой (самостоятельное выставление оценок)

б) Работа в группах

в) Комплексный  анализ текста

3. Компьютерный тест

4. Рефлексивный этап. Выставление оценок.

5. Домашнее задание на выбор: упр. 434  по учебнику Власенкова А.И. (почувствуйте себя корреспондентом: напишите заметку в молодежную газету на интересующую или волнующую вас тему; озаглавьте ее) или упр.13 по учебнику Антоновой Е.С.

Деятельность преподавателя

 

Ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами углубляли и развивали представления о публицистическом стиле речи. Сегодняшний урок – это подведение итогов, обобщение ваших знаний, которые вы должны уметь применять на практике.

  Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

  Как вы думаете, почему публицистику называют летописью современности?

 

Используя буклеты-памятки, которые вы создали дома, назовите характерные признаки публицистического стиля.

  Какие лексические особенности публицистического стиля вы знаете?

  Какие средства эмоциональной выразительности используются в публицистическом стиле?

 

 Что такое перифраза? Подберите перифразы к словам: врачи, хлопок, лес, картофель.

  Назовите писателей 20 века, которые в своем творчестве обращались к публицистическим жанрам.

  В течение нескольких уроков мы знакомились с правописанием и лексическим значением тех слов, которые часто используются в публицистическом стиле. Запишем их под диктовку и определим, к каким частям речи они относятся.

  Деструктивный, гипотеза, колледж, фатализм, привилегированный, философский, публицистический, прославлять, чествовать, экстремизм, коммюнике, гуманность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, инвестиция, либерализация, интеллектуальный, мировоззрение, преобразование, тоталитарный, солидарность, предвыборная кампания, дилетант, пессимизм, журналистское расследование, консенсус, альянс, приоритет, полемизировать, целеустремленный.

  Проверим правильность записанного. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадью с соседом, исправьте карандашом ошибки.                      

(На интерактивной доске записаны продиктованные слова с пропущенными орфограммами). Поставьте оценку.

Следующий этап нашей работы – работа в группах. Вы разделитесь на три группы (по рядам). Каждая группа получает текст. Ваша задача – определить стиль текста, жанр, построив свое выступление как развернутый ответ. От каждой группы выступает один человек, остальные, если необходимо, добавляют и поясняют.

  Итак, слово первой группе.

 

 Ребята, а как вы лично относитесь к проблеме, затронутой в этом тексте?

  Спасибо первой группе. Есть ли у вас какие-либо дополнения, замечания?

Мы слушаем вторую группу.

  Спасибо за ответ. Есть ли у вас вопросы ко второй группе?

  И последняя группа с текстом К.Чуковского «Александр Блок»

  Благодарим выступающих. Вы успешно справились с этим заданием.

Следующее задание урока – комплексный анализ текста, который поможет вам проверить свой уровень практического владения  русским языком.

 

  1) Вопросы на восприятие текста

- Выразительно прочитайте текст.

 

  - Определите тему и главную мысль текста. Запишите.

  - Какой  заголовок можно подобрать к тексту, чтобы он отражал тему высказывания?

 

 

- Какой заголовок вам кажется удачным? Запишите его.

 - Определите стиль текста, выделите характерные для этого стиля языковые средства и стилистические приемы.

- Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ.

2) Анализ языковых единиц

  - Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, графически выделяя их. Расставьте недостающие знаки препинания.

 - Запишите в транскрипции слова ЯЗЫК, ВСЮДУ, ПОЮТ.

  - Назовите синонимы к словам РАЗУМ, ЧУВСТВО, ДЕЛО, ИТОГ. В случае затруднения к какому словарю вы обратитесь?

  - Запишите выделенные слова, выполните морфемный разбор.

   

  - Найдите в тексте слово, соответствующее схеме                      (схема записана на доске).

 

  - Определите, какой частью речи являются слова в 1-ом предложении второго абзаца.

  - Расскажите о постановке тире в простом и бессоюзном сложном предложении. Примеры подберите из текста. (Дается  время на подготовку.)

- Вам предлагается проверить свои практические знания по теме «Публицистический стиль речи».

  Итак, публицистика – особый род литературы, своеобразный по форме, методу подхода к действительности, средствам воздействия. Публицистика тематически неисчерпаема, трудно обозрима, огромен ее жанровый диапазон; велики выразительные ресурсы.

  Вы сегодня плодотворно поработали на уроке. Как ваши знания оценил компьютер? Как вы их оцениваете сами?

  • Ребята, что вызвало у вас интерес на этом уроке?
  • Какие еще знания о публицистическом стиле помогут вам при подготовке к экзамену?
  • Что бы вы хотели узнать еще о публицистическом стиле речи?

                               

Деятельность студента

  Запись в тетради темы.

  Предполагаемые ответы обучающихся:

  - Публицистика во всей полноте отражает текущую историю.

  - Она обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т.д.                        

Отвечают желающие

  - Сфера употребления публицистического стиля – общественно-экономические, политические, культурные отношения. Цель публицистического стиля – информирование, воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то. Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, точность фактов, строгая обоснованность – вот главные черты публицистического стиля.

 

 Широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, экономики, культуры, слов из области психологии и т.п.

 Публицистика близка к художественной литературе, поэтому в публицистическом стиле, как и в художественной литературе, используются самые разнообразные тропы (эпитеты, сравнения, метафоры), стилистические фигуры (риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация). Широко используются фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.п.

 

Перифраза – это описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.

  Врачи – люди в белых халатах

  Хлопок – белое золото

  Лес – зеленый массив

  Картофель – второй хлеб

 

М.Горький «Несвоевременные мысли», И.А.Бунин «Окаянные дни». Публицистические статьи А.И.Солженицына, В.Г.Распутина, Д.А.Гранина и др.

 

Запись в тетрадь

Один студент работает на интерактивной доске, вставляя орфограммы и определяя часть речи. Остальные проверяют словарный диктант, обсуждают в парах допущенные ошибки и выставляют оценки.

  Каждая группа читает текст и обсуждает его.

Первый выступающий выразительно читает текст, а затем отвечает:

  - Данный текст относится к публицистическому стилю, потому что цель этого текста проинформировать читателя о том, что в скором времени с прилавков книжных магазинов исчезнет литература, пропагандирующая употребление наркотиков. Тема, поднятая в тексте, злободневна.

  Жанр – заметка, т.к. здесь слабо выражено авторское «я». Для этого жанра характерна устремленность на сообщение. Главное в этой заметке – точно выразить суть информации, лаконично сообщить о факте без каких-либо комментариев, оценок, выводов.

Обучающиеся высказывают свое мнение.

  Высказывают свои замечания.

 

Второй выступающий читает текст и отвечает:

  - Перед нами текст публицистического стиля. Жанр – репортаж, т.к. именно репортаж дает читателю наглядное представление о событии (в данном случае это открытие выставки). Автором репортажа может быть только человек, который сам наблюдал или наблюдает событие. Поэтому в тексте прослеживается авторская оценка происходящего («…недоумение…», «и все же коробит…»), которая дает в результате эффект присутствия.

Третий выступающий читает текст

- Это текст публицистического стиля, потому что основная черта текста  - оценочность. Автор не беспристрастно описывает кабинет как предмет, помогающий ему приблизиться к пониманию личности поэта. В тексте достаточно языковых средств, характерных для публицистического стиля: оценочные выражения; эпитеты (кричащим несходством; замусоленная, клочковатая рукопись и т.д.).

  Жанр – отрывок из очерка. В тексте очевиден интерес его автора к внутреннему состоянию поэта, описание кабинета перемешивается с выражением авторских мыслей и чувств.

У каждого студента на парте распечатанный текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.

Один  студент выразительно читает текст.

Предполагаемые ответы:

Тема текста – «язык – начало всех начал».

Главная мысль. Автор убеждает нас в том, что знать и владеть языком – это не только «охватить сознанием … пользу слов и грамматики», но и проникнуть в изначальную суть, красоту речи.

  Ответы желающих:

 

  • Язык – начало всех начал.
  • Главный признак общности людей.
  • Осмысленное слово.

Ответы обучающихся

 Примерные ответы обучающихся:

  - Стиль текста публицистический, так как основная цель его – убедить читателя, что знание языка – это не только владение грамматикой и понимание пользы слов. Для текста характерна эмоциональность

(«Увы, мы не знаем родной язык…») В тексте использованы сравнения («как воздух, как вода») для подтверждения мысли «язык – начало всех начал»), деепричастные обороты и сложные предложения, что характерно для публицистического стиля. Четко выраженная авторская позиция.

  - Рассуждение, так как автор выдвигает тезис: «Мало внимания обращает наш современник на родной язык…», затем приводит примеры-доказательства и делает вывод.

 

 Один студент у доски выписывает слова с пропущенными орфограммами, комментирует. Объясняет устно постановку запятой в 3-ем предложении.

Чертит схему.

Один студент у доски, остальные – в тетради.

 

Отвечают желающие:

  • Разум – рассудок, ум.
  • Чувство – ощущение.
  • Дело – занятие.
  • Итог – результат.

Один студент с места комментирует, остальные - в тетради.

 Отвечают желающие.

  Задание выполняют в тетради все учащиеся, затем желающий отвечает.

  Отвечает один студент, приводит примеры из текста.

Обучающиеся рассаживаются за компьютеры и выполняют самостоятельно  выполняют тест.

Обучающиеся сами выставляют себе оценку.

 

Ответы обучающихся.

Использованные источники:

  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2017.

 



Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Технологическая карта урока  русского языка на тему:

«Способы передачи чужой речи»

Разработчик: преподаватель русского языка и

литературы Н.В.Дюбанова

Рославль

2022

Тема урока:  «Способы передачи чужой речи»

Тип урока: изучение  нового материала

Цели урока:

Образовательные:

       1. познакомить с основными способами  передачи чужой речи;

       2. отработать навыки расстановки знаков препинания при передаче чужой речи;

 Воспитательные:  

  1. воспитывать доброжелательность, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу;
  2. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

Развивающие:

      1. развивать  пунктуационную  зоркость;

      2. развивать навыки работы с текстом.

Задача урока: освоить в сопоставлении разные способы передачи чужой речи.

 Технология: модульная

Технологическая карта  обучающегося                    

Учебные элементы (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Цель: знакомство с задачей урока, с критериями полного усвоения темы.

Проговаривание обучающимися индивидуальных задач и целей занятия.

Прочитайте целеполагающую часть технологической карты, определите, что необходимо освоить вам на занятии.

УЭ-1

Цель: познакомить с основными способами  передачи чужой речи Чтение и запись предложений.

1) По словам М.Горького, русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой. 

2) М.Горький  писал, что русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.   

3) М.Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой". 

 4) М.Горький  писал о русском языке  как о неисчерпаемо богатом и все обогающемся с поражающей быстротой языке.

Порядок записи предложений:

1) Предложение с прямой речью.

2) Сложноподчиненное предложение с косвенной речью.

3) Предложение с вводным словом.

4) Простое предложение с дополнением.

Обобщение по вопросам:

1) О каких способах передачи чужой речи вы узнали?

2) Какой из этих способов наиболее точно и детально передает чужую речь?

3) Какой наименее детально и полно?

4) Укажите степень полноты и точности каждого способа передачи чужой речи.

1) Прочитайте п.58 учебника «Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования» Е.С.Антоновой

2) Прочитайте предложения, в которых передается оценка М. Горького русского языка.

3) Запишите предложения в определенном порядке. Рядом укажите степень точности и полноты передачи высказывания:

  • чужая речь передана с изменениями;
  • называется только тема высказывания;
  • указывается источник сообщения;
  • чужая речь передана без изменений.

4) Обобщите свои наблюдения, отвечая на вопросы в режиме диалога.

УЭ-2

Цель: формировать умение передавать чужую речь разными способами.

" Величайшее богатство народа- его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта".

( М.А.Шолохов)

Передайте разными способами высказывание. Приготовьтесь представить свои варианты.

УЭ-3  

Цель: формирование умения заменять прямую речь косвенной.

Выполните упражнение 488 по учебнику  «Русский язык: 10-11 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений» В.Ф.Грекова и др.

Замените прямую речь косвенной.

УЭ-4

Цель: формирование умения заменять прямую речь косвенной.

1)Лис обещает Маленькому принцу, что я открою тебе один секрет.

2) Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.

3) Князь Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что рано вы начали себе славы искать.

4) С гордостью заявляет госпожа Простакова гостям, что мой сынок всем наукам выучился.

5) Риварес гневно кричит кардиналу Монтанелли, что ваш бог - обманщик.

 1) Перепишите предложения, исправив ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.

2) Приготовьтесь представить свои варианты.

УЭ- 5 

Цель: формировать умение включать чужую речь в собственное высказывание, используя разные способы ее передачи.

... Чичиков и Молчалин преуспевают, живут в свое удовольствие, откладывают копеечки на черный день и в то же время обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что черные дни никогда не являются. Но Чичиков и Молчалин, по своей благоразумной скромности, вовсе не желают обращать на себя, с какой бы то ни было стороны и по какому бы то ни было случаю, внимание своих современников и сограждан. Чичиков и Молчалин любят оставаться в тени и в неизвестности, потому что их мелкие предприятия требуют для своего процветания мрака и тишины. (Д. И. Писарев).

Прочитайте фрагмент статьи Д. И. Писарева. На основе отрывка составьте небольшой текст, используя различные способы передачи чужой речи. Чтобы избежать повторов, употребляйте слова: Д. И. Писарев, критик, автор, литератор. Приготовьтесь представить свою работу.

УЭ-6

Цель: оценить полноту освоения учебного материала.

Рефлексия в соответствии с задачами и целями.

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения учебного материала.

УЭ-7

(домашнее задание)

Цель: совершенствовать умение использовать чужие высказывания в собственном тексте.

Выполните упражнение 227 по учебнику «Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования» Е.С.Антоновой

Использованные источники:

  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
  2. Греков В.Ф. Русский язык: 10-11 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2017.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...