Урок в 6 классе на тему "Найдется нужный словарь"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Канкулова Марьянна Абубекировна

Урок общеметодической направленности ко Дню словаря

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже

Урок русского языка по теме

"Найдется нужный словарь"

6 "В" класс

Учитель русского языка и литературы

 Канкулова Марьянна Абубекировна

г.п.Залукокоаже

2020г.

Тема урока:   Словари.

Тип урока: Урок общеметодической направленности

Цель

Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта

Задачи:

РазвивающаяРазвивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.

ОбучающаяПознакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

ВоспитывающаяВоспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей.

УУД

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать, что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи

должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка

Межпредметные связи

литература

Ресурсы

компьютер, презентация Power Point, платформа "Учи.ру", словари.

Ход урока

Организационный момент.        

    * Приветствие учащихся.

    * Подготовка готовности учащихся к уроку.

    * Постановка цели урока.

Эпиграф:              

Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение.

        Слова для справок: ж..зни, хр…нители, ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри, пам…ти, знаний, мудр…сти, и

(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).

- Что у вас получилось?

- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи. Объясните постановку знака препинания.

1. Слово учителя.

Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.

Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Сформулируйте тему нашего урока.

Что вы знаете о словарях?

        Словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства.

 Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей. В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

А какие языковые словари вам известны?

- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

* Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей. Путь предстоит неблизкий, поэтому предлагаю запастись энергией и силами

Работа с учебником.

- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

*Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

 Знакомство со словарями.         

 «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, какао. Но я съел гамбургер, торт и выпил чашку кофе».

Толковый словарь.

« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

VII. Работа «словарей» с классом.   16 минут

Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».

А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.  

Теперь попрошу выполнить мои задания.

Исправьте ошибки в предложениях.

По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу. Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.

- Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

        Работа в группах.

Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков.

Работа «словарей» с классом.

- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Он интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои задания.

Задание № 1.

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

- о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)

Задание № 2.

 Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:

2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног.

(С гулькин нос, раз-два и обчелся, сломя голову, раз-два и готово).

Работа «словарей» с классом.

- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть  еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.

Задание № 2.

Объясните значение слова голова в каждом предложении.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

Рефлексия

Итак, вы хорошо потрудились. Закончилось наше путешествие в волшебный мир словарей, в безбрежный океан слов, собранных в них. Знакомство со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, лексикографические упражнения, направленные на работу со словарями, приблизило нас к проекту, где наши познания можно будет применить практически.

- Каким был для вас урок: легким или трудным? Какие затруднения вы испытали в работе?

Понравился ли вам урок?

- Был ли урок для вас полезен?

Сообщение домашнего задания.        

В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?

Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель русского языка и литературы Канкулова М.А.

Слайд 2

Ж_зни , хр_нители , ч_ловеческой , Сл_в_ри , знаний, пам_ти , и, мудр_сти Собери предложение

Слайд 3

Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой. Что получилось?

Слайд 4

Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?

Слайд 7

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Слайд 8

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, какао. Но я съел гамбургер, торт и выпил чашку кофе»

Слайд 9

« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур»

Слайд 10

По дороге в школу дети переходят через железную дорогу. Ему было трудно в таких трудных условиях. Нападающие игроки нападают решительно . В этом рассказе писатель показывает их жизнь и показывает красоту русской природы

Слайд 11

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о … - кротком , безобидном человеке? - чувстве большой неловкости, стыда? - о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? Задание № 2 . Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям: Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть.

Слайд 12

Объясните значение слова голова в каждом предложении. 1) Колхоз продал государству сто голов скота. 2) Вдали показалась голова пехотной колонны. 3) Он в неравном бою сложил свою голову. 4) От бессонницы у него разболелась голова.

Слайд 13

В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"

Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...

Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.

Цели: Образовательные.- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны  повлиявшими  на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жиз...

Урок развития речи в 5 классе «В гостях у словарей…»

На  уроке  развития речи  обучающиеся  углубляют свои знания  о  разных  видах словарей. повторяют ранее изученное по разделу «Лексика», в ходе  игры  прои...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Для чего нужна поэзия?"

Цель данного урока: Привлечь внимание учащихся к красоте звучания стихов, к их напевности, через сказку о деловом человеке показать влияние поэтического творчества на духовный мир человека. На уроке п...

Словарь – инструмент познания мира. (Библиотечный урок 9 класс)

Цель. Познакомить детей со словарями, как одним из видов справочной литературы. Закрепить уже известные им знания о словарях. Познако­мить с другими видами словарей. Научить детей пользоваться словаря...

презентация к уроку природоведения 5 класс тема : "Что нужно знать, чтобы вырастить различные виды растений".

Данная презентация поможет познакомить обучающихся с особенностями вегетативного размножения растений. В презентации представлены красочные рисунки и небольшие тексты описательного характера. Презента...

Урок русского языка по теме "Найдется нужный словарь"

Разработка урока ко Дню словаря.Цель: познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта...