Урок русского языка по теме "Найдется нужный словарь"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка урока ко Дню словаря.
Цель: познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_na_den_slovarya.docx | 21.46 КБ |
prezentatsiya_na_den_slovarya.pptx | 666.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Урок русского языка по теме
"Найдется нужный словарь"
6 класс
Учитель русского языка и литературы
Гаркавцева Екатерина Валерьевна
2020г.
Тема урока: Словари.
Тип урока: Урок общеметодической направленности
Цель
Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта
Задачи:
Развивающая: Развивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.
Обучающая: Познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей.
УУД
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать, что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи
должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка
Межпредметные связи
литература
Ресурсы
компьютер, презентация Power Point, платформа "Учи.ру", словари.
Ход урока
Организационный момент.
* Приветствие учащихся.
* Подготовка готовности учащихся к уроку.
* Постановка цели урока.
Эпиграф:
Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение.
Слова для справок: ж..зни, хр…нители, ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри, пам…ти, знаний, мудр…сти, и
(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).
- Что у вас получилось?
- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи. Объясните постановку знака препинания.
1. Слово учителя.
Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.
Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Сформулируйте тему нашего урока.
Что вы знаете о словарях?
Словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства.
Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей. В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.
А какие языковые словари вам известны?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
* Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.
Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей. Путь предстоит неблизкий, поэтому предлагаю запастись энергией и силами
- Работа с учебником.
- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.
*Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.
Знакомство со словарями.
«Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, какао. Но я съел гамбургер, торт и выпил чашку кофе».
Толковый словарь.
« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
VII. Работа «словарей» с классом. 16 минут
Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».
А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.
Теперь попрошу выполнить мои задания.
Исправьте ошибки в предложениях.
По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу. Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.
- Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Работа в группах.
Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков.
Работа «словарей» с классом.
- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Он интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои задания.
Задание № 1.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).
- о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)
Задание № 2.
Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:
2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног.
(С гулькин нос, раз-два и обчелся, сломя голову, раз-два и готово).
Работа «словарей» с классом.
- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.
Задание № 2.
Объясните значение слова голова в каждом предложении.
1) Колхоз продал государству сто голов скота.
2) Вдали показалась голова пехотной колонны.
3) Он в неравном бою сложил свою голову.
4) От бессонницы у него разболелась голова.
Рефлексия
Итак, вы хорошо потрудились. Закончилось наше путешествие в волшебный мир словарей, в безбрежный океан слов, собранных в них. Знакомство со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, лексикографические упражнения, направленные на работу со словарями, приблизило нас к проекту, где наши познания можно будет применить практически.
- Каким был для вас урок: легким или трудным? Какие затруднения вы испытали в работе?
- Понравился ли вам урок?
- Был ли урок для вас полезен?
Сообщение домашнего задания.
В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?
Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ж_зни , хр_нители , ч_ловеческой , Сл_в_ри , знаний, пам_ти , и, мудр_сти Собери предложение
Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой. Что получилось?
Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, какао. Но я съел гамбургер, торт и выпил чашку кофе»
« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур»
По дороге в школу дети переходят через железную дорогу. Ему было трудно в таких трудных условиях. Нападающие игроки нападают решительно. В этом рассказе писатель показывает их жизнь и показывает красоту русской природы
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о … - кротком, безобидном человеке? - чувстве большой неловкости, стыда? - о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? Задание № 2 . Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям: Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть.
Объясните значение слова голова в каждом предложении. 1) Колхоз продал государству сто голов скота. 2) Вдали показалась голова пехотной колонны. 3) Он в неравном бою сложил свою голову. 4) От бессонницы у него разболелась голова.
В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Лексика. Словари."
Лексика. Словари. Толковый словарь. Фразеологический словарь....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
методическое пособие к урокам русского языка в 5-9 классах "Словари - наши помощники"
пособие может быть использовано на уроках и во внеурочной деятельности....
Презентация к уроку русского языка на тему Зачем нужно охранять природу 6 класс
Презентация к уроку русского языка на тему Зачем нужно охранять природу 6 класс...
Урок в 6 классе на тему "Найдется нужный словарь"
Урок общеметодической направленности ко Дню словаря...
Конспект урока русского языка «Чтобы писать грамотно, нужно…»
Тема урока: Чтобы писать грамотно, нужно…Тип урока: урок построения системы знанийЦель урока: Создать условия для обобщения и систематизации предметных знаний Планируемые результаты:Предм...