Словарь – инструмент познания мира. (Библиотечный урок 9 класс)
материал (9 класс) на тему

Терещенко Светлана Алексеевна

Цель. Познакомить детей со словарями, как одним из видов справочной литературы. Закрепить уже известные им знания о словарях. Познако­мить с другими видами словарей. Научить детей пользоваться словарями, находить по ним нужные сведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar-_poznanie_mira_11_kl.doc417 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь – инструмент познания мира.

(Библиотечный урок 9 класс)

   Цель. Познакомить детей со словарями, как одним из видов справочной литературы. Закрепить уже известные им знания о словарях. Познакомить с другими видами словарей. Научить детей пользоваться словарями, находить по ним нужные сведения.

  Оборудование.

1.  Плакат « Основные типы и виды словарей».

2.   Выставка литературы «Словарь — инструмент познания мира».

 Цитата « Словарь -  это вся вселенная в алфавитном порядке» А.Франс

3.  Карточки с заданиями по закреплению материала.

Ход урока

1.  Вступительное слово библиотекаря.

2.  Проверка домашнего задания.

3. Разъяснение темы «Словарь — инструмент познания мира». Виды словарей (рассказать коротко о каждом и показать их).

4. Закрепление изученного материала с помощью карточек. Дети получают карточки с двумя вопросами: теоретическим и практическим, — отвечают  на  1-й вопрос устно, по 2-у вопросу работают со словарем. Затем после подготовки отвечает.

( Готовятся, по группам по 4 человека).    

5. Домашнее задание.

  Библиотекарь. Ребята! Сегодня мы с вами проведем библиотечный урок «Словари — инструменты познания мира». Все вы знаете, какую большую роль в жизни человека играет справочная литература. Она помогает найти ответы на интересующие вопросы, проникнуть в мир нового, интересного. Как вы уже знаете, к справочной литературе относятся:

1) энциклопедия;

2) словари;

3) справочники.

 Словари являются одним из важных видов справочной литературы. Для чего нужны словари? Что такое словари?

(Дети отвечают).

 Известный французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее...»

 В «Орфографическом словаре русского языка» С.И.Ожегова читаем: (зачитать).

1.  Словарь — собрание слов — обычно в алфавитном порядке, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

2.  Словарь — совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь.

  Библиотекарь. Словари возникли  давно. Самый древний русский словарь появился в 1282 году — он был включен в рукопись «Кормчей книги». В этом словаре раскрывалось значение 174 малоизвестных читателю слов. В Украине словари «непонятных слов» — появились еще во время Киевской Руси, в XIII ст. Сначала эти ведомости размещались без особой последовательности, а уже с XVI ст. слова стали размещаться по алфавиту (азбуке), и их стали называть «азбуковниками».

 Ребята! Вы уже изучали некоторые виды словарей — еще в младших классах. Давайте вспомним с вами: какие словари вы учили раньше?

Проверка домашнего задания.

(Дети рассказывают коротко о словарях).

(1) Орфографический словарь — его авторы — Д.Н. Ушаков и С.Е. Крючков. Вышел в свет в 1934 г. в Москве в издательстве УЧПЕДГИЗ. Предназначался для учащихся начальной и неполной средней школы, но стал настольной книгой учителя, редакторов, писателей и др. По словарю всегда можно было проверить правильность написания слов, ударения в словах, даже объяснение некоторых слов.

С 1934 г. до 1940 г. он издавался шесть раз под фамилией Ушакова Д., а начиная с 7-го издания его издают под фамилией двух авторов.

 Орфографические словари издаются и на русском и на украинском языках. Это одни из наиболее распространенных словарей.

 (2) Орфографический словарь русского языка — С.И. Ожегов. — На базе словаря Ушакова был однотомный словарь русского языка. Его автором-составителем является Сергей Иванович Ожегов. Словарь впервые увидел свет в 1949 году. В 1-м издании словаря Ожегова было около 57000наиболее употребляемых слов современного русского языка. В 14-м издании словаря число слов осталось прежним, но их состав претерпел ряд изменений — введено много новых слов, исключены старые. В словаре не только можно узнать правильность написания слов, но их значение, даже несколько значений, основные окончания и суффиксы при изменении слов.

 (3)  Орфографический словарь украинского языка — автор СИ. Головащук. Предназначен для 5—11 кл. — Изд. в Киеве в издательстве «Радянська школа». «Русско-украинский словарь» под ред. СИ. Головащука в 3-х томах — изд. в Киеве в издательстве «Наукова думка». Содержит около 120000 русских слов с переводом их на украинский язык, обширную фразеологию и примеры перевода отдельных словосочетаний русской

Выпущены и другие словари:

1.  Словарь русского языка (1957—1961 гг.). В 4-х томах. В нем около 82000 слов.

2.  Словарь современного русского литературного языка (1948—1965 гг.). В 17-ти томах — он содержит более 120000 слов.

3.  Украинские орфографические словари, переводные — русско-украинский, украинско-русский и др.

4.  Большую группу составляют толковые словари. — Они толкуют, объясняют значение слов.

«Толковый словарь» В.И. Даля. 53 года собирал Даль слова и выражения, пословицы и поговорки, сказки и загадки, составлял и совершенствовал свой «толковый словарь живого великого русского языка» в 4-х томах. В словаре 200 тысяч слов, много прибауток, поговорок, загадок. Много раз переиздавался словарь Даля и сейчас он высоко ценится.

 Сейчас изданы и другие толковые словари:

1.    Толковый словарик русского языка. — Н.М. Неусыповой. М. Просвещение. 1989 г.

2.   Короткий толковый словарь украинского языка — / под. ред. Л.Л. Гумецкой — К. Рад. школа 1978 г.

3.   Тлумачний словник української  мови. К. 1990 р.

Библиотекарь.   Орфографические   и   толковые словари, переводные словари — самые распространенные. Но есть и другие виды, и типы словарей. Посмотрите, пожалуйста, на эту схему:

Схема-плакат .«Основные типы и виды словарей»(Приложение)

2 типа словарей.

Языковые

Одноязычные примеры словарей

1)  Орфографические словари

2)  Словообразовательные

3)  Толковые

4)  Фразеологические

5)  Словари синонимов, омонимов и др.

Переводные примеры словарей

1)  Немецко-русский

2)  Русско-украинский

3)  Англо-русский, русско-английский

4)  Французско-русский, русско-французский

5)  Испанско-русский и др.

Энциклопедические

 Общие примеры словарей

1)   Энциклопедические словари «Брокгаузера и Эфрона»

2)   Энциклопедический   словарь   «Что?   Где Когда?»

Универсальные примеры словарей

1) Украинский энциклопедический словарь

2) Советский энциклопедический словарь

Отраслевые примеры словарей

1)  Энциклопедические словари: юного химика, физика, художника, техника, биолога, географа, астронавта и т. д.

2) Словарь литературоведческих терминов и др.

 Библиотекарь. Мы сегодня познакомимся с отдельными видами словарей. Что объединяет все виды этих словарей? И чем они похожи на энциклопедии?

1.   Основу словарей составляют словарные статьи и слова.

2.  Все они расположены по алфавиту.

3. В  большинстве  словарей  есть  предисловие или введения, условные сокращения.

4.  Помогают людям расширять знания. Словарные статьи — это статьи, раскрывают или рассказывающие о понятии, обозначенном словом.

Ребята, а как вы считаете: чем отличаются словари от энциклопедий?

(Дети отвечают).

 Библиотекарь.

1.  В словарях содержится более сжатый материал, более сжатые сведения.

2.  Цель словарей •— указать правильное написание слов, объяснить значение слов, дать короткие сведения о словах и понятиях; цель энциклопедий — дать полные основные сведения о слове или словарном понятии — (полно, но кратко).

3.  В энциклопедиях больше справочных и библиографических материалов.

4.  В энциклопедиях используется большой аппарат ссылок.

5.  Но часто энциклопедии труднее и дольше составить (по сравнению со словарем).

6.   В энциклопедиях много различных иллюстраций, таблиц, схем (в словарях — нет).

Главное то, что и энциклопедии и словари являются инструментами познания мира, позволяют расширить кругозор человека.

А.Франс выразил свою любовь к словарям следующими словами:

«Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного... Здесь мысли, радостей, труды и горести наших предков и неши собственные, памятники общественной и личной жизни всех тех, кто дышал священным воздухом, — теперь, в свою очередь, подумайте, что каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями или чувствами бесчисленного множества людей; подумайте, что все эти собранные вместе слова дело плоти, крови и души Родины и человечества».

 Библиотекарь. Назовите, какие словари вы еще знаете?

(Дети отвечают).

А теперь познакомимся с отдельными видами словарей.

 Фразеологический словарь русского языка

Под.  ред. Л.А. Воинова, А.И. Молотова (сост. Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Молотов, А.И. Здоров) — изд. 4-е — М. Рус. яз. 1986 г.

Свыше 4000 словарных статей-разработок фразеологизмов  русского языка.  Дается толкование значений фразеологизмов и приведены различные формы их употребления, их синонимы и антонимы, а в некоторых случаях сведения о происхождении фразеологизмов. На  примерах классически и современной русской литературы показано, как фразеологизмы употребляются в речи. Словарь предназначен для учащихся, преподавателей, писателей...  — для людей разных профессий.

 Построение словаря.

1.  Вступительная статья «От редакции» (о значении фразеологизмов).

2.  Предисловие авторов к 1-у изданию (1967 г.).

3.  Фразеологизмы русского языка и принципы их лексикографического описания.

4.   Лексикографические источники (какие словари и книги использованы при написание словаря).

5.  Как пользоваться словарем :

а)  по алфавиту фразеологизмов;

б)  пишутся они на два слова, одного, дается отсылка к другому.

Например: «Крокодиловы слезы» (на два слова).

«Денег куры не клюют», «Легок на помине», «Седьмая, десятая», «Вода на киселе» (на четыре буквы ссылка) «С»  «Д»  «В»  «К».

в)  внутри алфавита букв (по алфавиту слогов);

г)  система ссылок.

6.  Список сокращений.

7.  Русский алфавит.

Примеры:

а)  Ахиллесова пята;

б)  баклуши бить .

Словарь-справочник  Ашукина Н.С., Ашукиной М.Г. «Крылатые слова».

«Крылатые слова» — это устойчивые выражения, цитаты, афоризмы, поговорки, изречения исторических лиц, образные выражения, образные сжатые характеристики исторических лиц (напр. «Солнце русской поэзии», «Отец русской авиации»), имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (Геркулес, Тартюф, Тимур) и т. д. Они лаконичны, кратки, но вызывают в нашем сознании много ассоциаций, расширяют наш кругозор.

 Авторы книги — Мария Георгиевна и Николай Сергеевич Ашукины — известные литературоведы, библиографы. Много лет своей жизни посвятили собиранию и комментированию крылатых слов. 1-е изд. книги вышло в 1955 г., 2-е в 1956 г., 3-е в 1966 г. Книга стала редкостью. В 4-м издании уже введены дополнительные крылатые слова. В подготовке этого раздела участвовала дочь М.Г. Ашукиной — Е.А. Муравьева.

 Много крылатых слов из произведений: Грибоедова «Горе от ума», Крылова «Басни», Гоголя «Ревизор», «Мертвые души», Пушкина «Евгений Онегин», Гомера «Илиада», Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и др.

Примеры:

«Крылатые слова» — выражение восходит к Гомеру, употребл. в знании: афоризмы, цитаты, мелкие выражения, ставшие ходячими поговорками.

«Дамоклов меч».

«Слона не приметить».

«Крокодиловы слезы».

«Эврика».

 Школьный словарь иностранных слов

Под ред. доктора филог. наук, профессора В.В. Иванова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990.

Предназначен для учащихся. Включает наиболее распространенные в современной устной и письменной речи иностранные слова. Словарные статьи содержат широкую информацию. В них раскрывается значение слова, его происхождение, дается грамматическая характеристика. Там, где это возможно, приводится культурно-исторический комментарий. Значения слов иллюстрируются изречениями и примерами из художественной литературы.

Расположение материала — по алфавиту. Есть предисловие к 1-у изданию, ко 2-у изданию, список сокращений, правила пользования словарем, иностранные элементы слов.

В словаре указываются:

1)  несколько значений этого слова;

2)  однокоренные слова;

3)  указываются цитаты из произведений, в которых употребляется это слово;

Примеры: 2 агент, арсенал.

4)  в некоторых случаях дается историко-культурный очерк.

Примеры: бюджет, каникулы.

 Словарь синонимов русского языка.

Автор — З.Е. Александрова. / Под ред. Л.А. Чешко. Изд. 5-е. — М.: Рус. яз., 1986. — 600 стр. — Около 9000 синонимических рядов. Представлены слова, тождественные или близкие по значению.

 Словарь омонимов русского языка. Ахманова О.С.

Автор, изд. 3-е. — М.: рус. яз., 1986. — 448 стр. — свыше 2000 словарных статей, содержащих пары или группы омонимов.

Примеры синонимов: мораль, большой.

Примеры омонимов: класс , ключ, книжка.

 Энциклопедический словарь-справочник: «Страны мира».

Под. ред. С.А. Семеницкого. — Минск: «Миринда», «Родиола-плюс», 2000. — 624 стр. — содержит статистическую информацию 1996—195г. гг. обо всех странах мира. Представлены сведения о разных странах по различным отраслям знания истории,   географии,   экономике,   народонаселению, культуры.

Примеры: Австралия, Монако.

 Словарь-справочник «Великая Отечественная война, 1941—1945 гг.»

Под. общ. ред. М.М. Кирьяна. — М.: Политиздат, 1985. — 527 стр. Систематизированное определение понятий и терминов, связанных с Великой Отечественной войной. Содержит около 2000 понятий и терминов. Авторы — сотрудники Института военной истории Министерства обороны СССР.

Примеры: армия, битва под Сталинградом.

 Словарь символов.

Настоящее издание не имеет аналогов в отечественной литературе. Издан словарь в Москве в 1994 г. Значение различных символов культуры (всемирной). Богатство языка, интеллектуальные традиции западных философов, психологов.

Примеры: дерев, птицы , числа.                                                        

  Большая группа энциклопедических словарей:

а)   энциклопедический словарь юного биолога.

—  М.: Педагогика, 1986 г.;

б)  энциклопедический словарь юного техника.

—  М.: Педагогика, 1980 г.;

в)   энциклопедический словарь юного физика.

—  М.: Педагогика, 1984 г.;

г)  энциклопедический словарь юного натуралиста. — М.: Педагогика, 1981 г.;

д)  энциклопедический словарь юного математика. — М.: Педагогика, 1989 г.;

е)   энциклопедический словарь юного химика ? —  М.: Педагогика, 1982 г.;

и) энциклопедический словарь юного астронавта. — М.: Педагогика, 1986 г.

(Краткая характеристика словаря).

 Библиотекарь. А теперь мы выполним с вами задания по закреплению материала. Я вам раздала карточки с заданиями, а вы поработаете над ними.

Закрепление материла.

Карточки с вопросами.

(Раздать карточки с заданиями).

1-е задание. Ответить устно, без словаря.

2-е задание. Практическое (найти ответ в словаре и зачитать).

Карточка 1.

  1. Назовите, чем отличаются словари от энциклопедий.

2) Найдите значение фразеологизмов: «Витать в облаках», «Взять себя в руки». (Словарь фразеологизмов)

Карточка 2.

1)  Продолжите фразеологизмы:

а)  «Семь пятниц на ...»;

б)  «В ногах правды ...»;

в)  «Обвести вокруг ...»;

г)  «Попадать пальцем в ...»;

д)  «Держать язык за ...».

 Где, в каком словаре можно найти объяснение

значений фразеологизмов?

2)    Найдите значение следующих омонимов: «коса», «ручка».

(Словарь омонимов)

Карточка 3.

1)  Что такое словари?

2)  Найдите в словаре синонимы к словам: «словарь», «энциклопедический».    

(Словарь синонимов)

Карточка 4.

1)  По какому принципу располагается материал в словаре?

2)  В каком словаре нужно искать значение символов: «бабочка», «окружность». Найдите и зачитайте их.

(Словарь символов)

Карточка 5.

 1) По какому словарю можно проверить правильность написания того или иного слова?

(По орфографическому словарю)

2) Найдите значение иностранных слов: «интеллект», «коррупция».

(Словарь иностранных слов)

Карточка 6.

1)  По какому словарю вы будете искать значение слов: «сабботаж», «стеллит», «террор», «экспорт».

(По словарю иностранных слов)

2)   Найдите сведения о Сталинградской битве 1942—1943 гг., о Курской дуге 1943 г.

(Словарь Великой Отечественной войны)

Карточка 7.

  1. В каком словаре вы найдете биографические данные о маршалах Советского Союза: Жукове, с вам Василевском, Баграмяне?  

(Словарь Великой Отечественной войны)  

2) Найдите значение слова .«честный», растолкуйте его?

 (Толковый словарь)

 Карточка 8.

1)  Что составляет основу словарей?

2)  Найдите по словарю численность населения Аргентины?

(Словарь Страны Мира)  

Карточка 9.

1) По какому словарю можно найти сведения о странах мира: например, об истории возникновения государства Намибии?

(Словарь Страны Мира)

2) Найдите в энциклопедическом словаре биографию И.Ньютона.

(Энциклопедический словарь юного физика)

Карточка 10.

1)  В каком словаре вы будете искать значение слов и информацию о таких понятиях: «алгебра», «алгебраическое уравнение», «интеграл».

2)    Найдите значение крылатого выражения «Медвежья услуга».

(«Крылатые слова»)

Карточка 11.

1) Продолжите крылатые слова:

а)  «А вы друзья, как ни садитесь...»;

б)  «Делу время, потехе...»;

в)  «Лучше поздно, чем...»;

г)  «Много шуму из...»;

д)  «Молчание — знак...».

В каком словаре информация о них?

2) Найдите в словаре сведения о химическом элементе «Водород»?

(Энциклопедический словарь юного химика)

Карточка 12.

1)  Какие виды словарей вы знаете?

2)   Найдите в словаре информацию о планете Уран?

(Энциклопедический словарь юного астронавта)

Карточка 13.

1)  В каком словаре вы будете искать сведения о химических элементах «Азот», «Кислород», «Сера»?

2)  Найдите по словарю информацию о двигателях, аккумуляторах.

(Энциклопедический словарь юного техника)

 Карточка 14.

1)  К каким видам словарей относятся «русско-украинский», «украинско-русский» словари?

2)  Найдите по словарю объяснение темы «насекомые».

(Энциклопедический словарь юного биолога)

Библиотекарь. Теперь ребята, вы знаете, что словари — очень нужный вид справочной литературы. Они помогают нам расширять свой кругозор, узнавать много нового и интересного, правильно писать слова. А потому без словаря обойтись никак нельзя.

Домашнее задание.

Запишите в тетрадях основные виды словарей.

Найдите по словарям значение следующих понятий: «честь», «ответственность», «мораль», «нравственность».Выпишите значение в тетрадь.

                                                                             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "Словари"

Презентация, рассказывающая о различных словарях...

Физика и познание мира. Вводный урок. 10 класс.

Представленный материал может помочь учителю "украсить"материал вводного урока физики в 10 классе....

ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...

Библиотечный урок для 5 класса "Слово о словарях или путешествие в Словоград".

Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьной библиотеке, которая призвана содействовать формированию навыков непрерывного образования учащихся путем обуч...

Справка о посещении урока познания мира в 4 классе

справка о посещении урока познания мира в 4 классе по теме Батыр Карасай...

Библиотечный урока «Справочная литература: энциклопедии, словари и справочники» для 4 класса

Содержание темы:Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предме...

Предмет: математика, библиотечный урок. Класс: 5 класс Тема: «Составные арифметические задачи»

Класс: 5 классТема: «Составные арифметические задачи»Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки уч-ся в умножении и делении, сложении и вычитании чисел с переходом через ра...