Программа элективного курса "От лексики к синтаксису"
элективный курс по русскому языку (8 класс)
Программа элективного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elekti_vnogo_kursa_ot_leksiki_k_sintaksisu_.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания методического объединения № ____ от «___»_____________20____ года Руководитель МО ________________/___Дуленчук В.Г.___/ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «____» ______________20___ года Директор _____________________/Л.В. Гейнц/ |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________/___Е.Н. Нестерова____/ «_____» _____________20____ года дата согласования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку
«От лексики к синтаксису»
Класс 8-9
Количество часов 35 Уровень базовый
Ф.И.О. учителя Оранская Татьяна Викторовна
Квалификационная категория первая
Сургут, 2019-2020 год
Пояснительная записка
Данная программа по русскому языку рассчитана на 35 учебных часов в год (1 час в неделю).
В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания), языковой (практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм) и лингвистической (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений).
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной письменной и устной монологической речи.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков.
В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание курса нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями, орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
При работе над заданиями, составленными в вопросно-ответной форме либо в виде теста, проверяется глубина и точность понимания обучающимися содержания исходного текста, комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
На занятиях курса значительное внимание уделено также закреплению навыка написания сочинения на основе прочитанного текста. При создании творческой работы проверяется коммуникативная компетенция школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Программа рассчитана на 35 часов.
Разделы курса
Наименование разделов | Количество часов |
1. Вводное занятие. Цели и задачи. Ознакомление с содержанием программы курса. | 1 час |
2. Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста | 6 часов |
3. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров | 15 часов |
4. Сочинение-рассуждение. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы | 11 часов |
5. Практическая работа | 2 часа |
Всего: | 35 часов |
Примерное содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Цели и задачи курса. Ознакомление с содержанием программы курса. Знакомство с образцами материалов, предназначенных для работы на занятиях.
Раздел 2. Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста.
Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
Раздел 3. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 4. Сочинение на понимание фрагмента текста.
Критерии оценки задания. Структура сочинения-рассуждения на понимание фрагмента прочитанного текста. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 5. Сочинение на морально-нравственную тему.
Критерии оценки задания. Структура сочинения на морально-нравственную. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 6. Информационная обработка текста.
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выразительно-изобразительные средства языка.
Раздел 7. Выполнение тестовых заданий.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Раздел 8. Заключительное занятие.
Практическое занятие.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Цели и задачи курса. Ознакомление с содержанием курса. | 1 час |
2 | Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. | 1 час |
3 | Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана текста. | 1 час |
4 | Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. | 1 час |
5 | Основные приёмы компрессии текста. Обучение приемам компрессии текста. | 1 час |
6 | Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения | 1 час |
7 | Работа над ошибками изложения. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Классификация речевых и грамматических ошибок. Критерии оценки сжатого изложения | 1 час |
8, 9 | Информационная обработка текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 2 часа |
10 | Правописание приставок. | 1 час |
11 | Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание н/нн в различных частях речи. | 1 час |
12, 13 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Словосочетание. | 2 часа |
14 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 час |
15,16 | Осложненное простое предложение. Знаки препинания в предложениях обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, а также с уточняющими членами предложения. | 2 часа |
17 | Осложненное простое предложение. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 час |
18 | Синтаксический анализ сложного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях. | 1 час |
19, 20 | Синтаксический анализ сложноподчиненного предложения. Виды подчинения придаточных. | 2 часа |
21, 22 | Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между частями. | 2 часа |
23 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 час |
24 | Композиция сочинения на лингвистическую тему (тезис, аргументы, вывод). Алгоритм написания сочинения. | 1 час |
25 | Учимся формулировать тезис. Оформление вступления сочинения на лингвистическую тему. | 1 час |
26 | Учимся аргументировать и делать вывод. Оформление вывода сочинения на лингвистическую тему. | 1 час |
27 | Композиция сочинения – рассуждения на понимание фрагмента текста (тезис, аргументы, вывод). Алгоритм написания сочинения – рассуждения на понимание фрагмента текста. | 1 час |
28 | Учимся формулировать тезис. Оформление вступления сочинения – рассуждения на понимание фрагмента текста. | 1 час |
29 | Учимся аргументировать и делать вывод. Оформление вывода сочинения – рассуждения на понимание фрагмента текста. | 1 час |
30 | Композиция сочинения-рассуждения на нравственно-этическую тему (тезис, аргументы, вывод). Алгоритм написания сочинения-рассуждения на нравственно-этическую тему. | 1 час |
31 | Учимся формулировать тезис. Оформление вступления сочинения-рассуждения на нравственно-этическую тему | 1 час |
32 | Учимся аргументировать и делать вывод. Оформление вывода сочинения-рассуждения на нравственно-этическую тему | 1 час |
33 | Написание сочинения. | 1 час |
34, 35 | Практическая работа (сжатое изложение, тестовые задания, сочинение). | 2 часа |
Методы обучения, используемые на занятиях курса по русскому языку
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1. По источникам знаний
- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, изложение, повествование, описание, рассуждение, проблемное изложение);
- наглядные методы (наблюдения, демонстрации);
- практические методы (разнообразные упражнения, тесты, уроки -практикумы).
2. По виду, характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративные (рассказ; описание схемы, алгоритма; упражнение; беседа с опорой на правила; письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем; практическая работа на применение знаний алгоритма, темы; беседа на сравнение двух правил; анализ таблицы, схемы, правописание двух групп слов; упражнения на классификацию по способу написания).
- репродуктивные (пересказ; списывание готового материала с доски; выполнение заданий по образцу с последующим обобщением; придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы; работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы; воспроизведение двух подобных правил, алгоритмов; нахождение подобия с опорой на таблицу, схему; правописание пар подобных слов).
Их основное назначение состоит в организации усвоения знаний, сообщаемых в разнообразной форме учителем, учебником. Эти методы незаменимы в школе. Для получения прочных знаний, а также умений и навыков данные методы наиболее рациональны.
- частично-поисковые (эвристический) метод (эвристическая беседа, ведущая к выводу; комментированное письмо с выводом; поиск примеров; выбор примеров с опорой на наглядность (таблицы, схемы); перенос общих признаков известного на новое; перенос общих признаков известного на новое в практических действиях (упражнение).
Учащиеся начинают овладевать элементарными навыками поиска знаний. Они привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.
- проблемно-сообщающие (объяснение причин разного правописания подобных слов; то же с опорой на наглядность таблицы, схемы; доказательства путем сравнения подобий в правописании; то же с опорой на наглядность; то же с опорой на упражнения).
3. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- творческая деятельность;
- контроль.
4. Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
- классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и усовершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изученному материалу (наблюдение, работа с книгой и т.п.);
- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).
5. Методы стимулирования и мотивации:
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
- методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
письменного контроля и самоконтроля (диктанты, изложения, сочинения, комплексный анализ текста, самостоятельные работы (15-20 мин.), срезовые контрольные работы (разноуровневые варианты), тесты, графические работы, письменный самоконтроль).
Тесты позволяют:
- быстро осуществить прямую и обратную связь в системе обучения и откорректировать знания и умения учащихся;
- осуществить дифференцированное обучение школьников;
- подготовить учащихся к тестированию, применяемому в определении знаний, профессионального уровня и коэффициента интеллектуальности в различных сферах современной жизни.
Методы и формы обучения на факультативных занятиях определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. На занятиях курса могут быть использованы следующие формы работы:
1) применение интерактивных методов работы: работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов;
2) индивидуальные формы работы:
игры «Продолжи текст», «Начни текст», «Я за» (на развитие умения высказывать, не повторяясь, доводы в защиту авторского мнения;
индивидуальные письменные рефераты по заданным учителем темам;
подготовка электронных презентаций;
правка или редактирование текста;
индивидуальные зачеты по прочитанному курсу.
Используемые образовательные технологии в реализации данной программы:
- объяснительно-иллюстративное обучение (дидактические принципы Я.А. Коменского)
- технология разноуровневого обучения (уровневая дифференциация)
- технология модульного обучения (системный подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения)
технология проблемного обучения (А. Осборн)
- технология проектного обучения (Э. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э Коллинз)
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Программно-методическое обеспечение
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009.
2. Русский язык 9 класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2007.
3. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010.
4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Список литературы для учителя
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 2005.
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М. 2006.
3.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 2006.
4. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. – М. 2005.
5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. - М. 2005.
6. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. / Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: «Просвещение», 2010.
7. Примерная программа основного общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях. / «Народное образование». 2005.
8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М. 2006.
Список литературы для учащихся
1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Справочник школьника. Орфография и пунктуация. – М.: Махаон, 2006.
3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М. 2004.
4. Ушаков Д.Н. и др. Орфографический словарь. – М. 2007.
5. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М. 2004.
6. Школьный словарь иностранных слов (под редакцией В.В. Иванова). – М. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Трудности синтаксиса"
Программа элективного курса ...
Синтаксис сложного предложения Программа элективного курса для учащихся 10 классов
Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание соответствующего ...
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения. Рассчитана на 17 часов. Данная рабочая программа составлена на о...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».
Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...
Программа элективного курса по русскому языку "Русский синтаксис". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»
Цели изучения элективного курса: Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...