Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному экзамену. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, то содержание этой программы – стремление организовать работу так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ. Программа учитывает специфику КИМов и рассматривает наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок. При разработке данной программы были учтены изменения в предъявлении части С на едином государственном экзамене по русскому языку, именно поэтому особый акцент сделан на отработке навыков анализа исходного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
элективного курса для 10-11 классов
«Трудные вопросы
синтаксиса и пунктуации»
Составила
учитель МБОУ «Судинская средняя
общеобразовательная школа»
Зомарева Ангелина Григорьевна
Пояснительная записка
Согласно Стандарту полного общего образования по русскому языку, изучение предмета должно способствовать углублению знаний о языке, в частности – о его устройстве; совершенствованию лингвистической и языковой компетентности (умению анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их с помощью знаков препинания на письме); формированию пунктуационных навыков; овладению некоторыми формами учебно-познавательной деятельности.
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному экзамену.
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, то содержание этой программы – стремление организовать работу так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Программа учитывает специфику КИМов и рассматривает наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.
При разработке данной программы были учтены изменения в предъявлении части С на едином государственном экзамене по русскому языку, именно поэтому особый акцент сделан на отработке навыков анализа исходного текста. Опыт участия в ЕГЭ показал, как важно научить учащихся конкретным приёмам создания сочинения-рассуждения. Для проведения практических занятий программа предусматривает учебно-тренировочные упражнения, которые помогут учащимся различными способами смоделировать вступление, основную часть, заключение, способы выражения личностной позиции.
Целью предлагаемого курса является углубление и систематизация знаний в области синтаксиса, осмысление учащимися особенностей функционирования в художественном тексте единиц различных языковых уровней.
Курс призван решить ряд задач:
- обобщить и углубить базовые знания по синтаксису;
- систематизировать правила пунктуации;
- совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;
- обеспечить овладение приёмами лингвостилистического анализа художественного текста;
- развить навыки лингвистического микроисследования;
- способствовать воспитанию любви и бережного отношения к родному языку;
- создать условия для освоения учащимися новых форм познавательной деятельности.
В результате изучения курса учащиеся познакомятся с более сложными случаями орфографии и пунктуации, с выразительными возможностями русской речи; научатся анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их на письме, чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения; более основательно подготовятся к выпускному экзамену по русскому языку.
Курс рассчитан на два года обучения (10-11 классы) из расчёта 1 час в неделю или на один год (11 класс) из расчёта 2 часа в неделю; может быть рекомендован для учащихся гуманитарного профиля.
Учебно-тематический план
№ п/п | ДАТА (примерно) | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Сентябрь (5, 12) | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. | 1 | 1 | 2 |
2 | Сентябрь (19, 26) Октябрь (3, 10) Октябрь (17, 24, 31) Ноябрь (14, 21) Ноябрь (28) Декабрь (5, 12, 19) Декабрь (26) | ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи. Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. Тестовая работа по теме «Пунктуация в предложениях с разными видами связи». | 1 1 1 1 1 _ | 1 1 2 1 3 1 | 2 2 3 2 4 1 |
3 | Январь (9,16) Январь (23, 30) Февраль (6, 13, 20, 27) Март (6, 13, 20) Апрель (3,10) Апрель (17, 24) | ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Текст как результат употребления языка. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Практическая работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы. Тестовая работа по теме «Функциональные стили речи». | 1 1 - - - - | 1 1 4 1 2 2 | 2 2 4 1 2 2 |
4 | Май | ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Последовательность лингвостилистического анализа. Итоговая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 - | 1 1 | 2 1 |
ИТОГО: | 9 | 23 | 32 |
Содержание курса
Раздел 1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Словосочетание, простое предложение, сложное предложение.
Назначение и принципы русской пунктуации. Знаки препинания – средства выражения мысли. Опора на смысл, интонацию и структуру предложения. Функции знаков препинания (разделительные и выделительные знаки). Вариативные знаки препинания.
Раздел 2. ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Виды словосочетаний. Характеристика простого предложения по цели высказывания; эмоциональной окраске; характеру грамматической основы (двусоставное – односоставное); наличию необходимых членов предложения (полное – неполное); наличию второстепенных членов предложения (распространённое – нераспространённое); Простое предложение, осложнённое обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Причины обособления. Выделение обособленных членов запятыми и тире. Уточняющие члены предложения. Сложные предложения – союзные и бессоюзные. Союзные – сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложные предложения с разными видами связи.
Способы выражения подлежащего. Составное глагольное и составное именное сказуемое.
Односоставные предложения, их виды: назывные; неопределённо-личные, определённо-личные и безличные. Способы выражения главного члена в них.
Предложения с разрывом синтаксических связей. Обращения, распространённые обращения, знаки препинания при них. Вводные слова и словосочетания, их основные группы по значению, знаки препинания. Вводные предложения, вставные конструкции и выделение их на письме.
Явление однородности в русском языке, синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
Раздел 3. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Текст как результат употребления языка. Признаки и свойства текста. Его стилистическая, типологическая и жанровая принадлежность. Специфика художественного и публицистического текстов.
Языковые средства художественной изобразительности. Лексическое богатство русского языка (стилистическое использование многозначных слов; синонимы и в художественном тексте; использование изобразительных возможностей переносного значения слова; тропы и фигуры речи). Изобразительные ресурсы русского словообразования. Морфологические средства выразительности русской речи (стилистическая роль имён, местоимений и наречий; глагол и его особые формы в художественном тексте; служебные части речи; междометия). Синтаксическое богатство русского языка (экспрессивное использование предложений разных типов; период; синтаксические фигуры).
Раздел 4. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Лингвостилистический анализ художественного текста. Сочетание возможностей различных языковых уровней в средствах изобразительности.
Связь тропов и фигур с лексическим и грамматическим уровнями. Многоуровневый характер анафоры и эпифоры. Последовательность лингвостилистического анализа.
Методическое обеспечение
Раздел 1.
Лекции с элементами беседы. Тренировочные упражнения.
Раздел 2.
Лекции с элементами беседы. Упражнения в синтаксическом разборе словосочетаний; простых и сложных предложений. Коллективное составление таблицы «Способы выражения подлежащего» и «Виды сказуемого». Практикум по анализу примеров. Микроисследования в группах; тренировочные упражнения, тренировочные и контрольные тесты.
Раздел 3.
Лекционно-практические занятия; индивидуальные микроисследования, составление опорных таблиц и схем. Практикум по анализу текста.
Раздел 4.
Семинар. Практикум. Проверочная работа.
Формы учебной деятельности
Лекции, микроисследования в группах, практикум по анализу текста, составление таблиц и алгоритмов, практическая работа по текстам художественной литературы.
Виды контроля
Синтаксический разбор простого и сложного предложения, лингвостилистический анализ текстов, подбор текстов для анализа, сообщения по результатам групповой работы, составление алгоритма анализа поэтического и прозаического текстов, творческие и контрольные работы.
Список литературы
- Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
- Данилова Л.Г., Станькова А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в вузы. – М., 1997.
- Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова и др. – М., 2004.
- Современный русский язык: Учебное пособие для сткдентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др.; Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000.
- Фёдоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М. 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации". Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать в...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».
Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс
Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"...