Синтаксис сложного предложения Программа элективного курса для учащихся 10 классов
элективный курс (10 класс) на тему
Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание соответствующего раздела базового учебного предмета «Русский язык», совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области, обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара
Синтаксис сложного предложения
Программа элективного курса для учащихся 10 классов
Автор составитель:
Долгова Людмила Викторовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 53
г.о. Самара
Самара - 2011
Оглавление.
Оглавление ……………………………………………………….стр. 2.
Пояснительная записка ………………………………………..стр. 3-4.
Учебный план программы …………………………………. ….стр. 5.
Программа курса ……………………………………………….стр. 6-9.
Литература ………………………………………………………стр. 10.
Контролирующие материалы …………………………………..стр. 11.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание соответствующего раздела базового учебного предмета «Русский язык», совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области, обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Синтаксис сложного предложения изучается школьниками в 9 классе, является последней темой в основном курсе предмета «Русский язык», на который отведено всего 2 часа в неделю. В связи с этим учащиеся не успевают осознанно воспринять эту сложную тему. Результаты текущих и итоговых контрольных работ (ЕГЭ в 9 и 11 классах) показывают, что количество как пунктуационных так и грамматических и речевых ошибок, связанных с использованием сложного предложения в собственной речи, в целом не убывает. Это и определяет актуальность выбранной нами темы элективного курса. Отсюда его цели и задачи: элективный курс призван помочь учащимся обобщить и систематизировать полученные в 9 классе знания, умения, навыки, углубить их, показать роль сложных предложений в тексте, научить использовать их выразительно-изобразительные возможности при создании собственного текста.
Программа строится на следующих принципах: от общего (повторение изученного в 9 классе) к частному (углубление); коммуникативная направленность (роль изучаемых явлений в тексте); доступность (углубление не предполагает введение новой терминологии, т.к. курс рассчитан на учащихся нефилологических классов); систематичность и последовательность изложения материала от простого ( известного) к сложному (новому).
В программе элективного курса изменен порядок изучения сложных предложений по сравнению с программой 9 класса. Это обусловлено иной логикой курса, во главу угла которого ставится не пунктуация, а семантика предложения и его стилистическая роль. Поэтому вначале изучаются БСП, в которых смысловые связи выступают на первый план; в начале изучается БСП, в которых смысловые связи выступают на первый план и которые учащиеся меньше всего используют в собственной речи; а позднее – СПП, в котором смысловые и грамматические связи выступают в единстве; они наиболее употребительны в речи школьников, а значит требуют к себе особого внимания.
Программа имеет спиралевидный характер, т.е. к одному и тому же типу предложений возвращается несколько раз на новом уровне.
В программу введены новые, по сравнению с 9 классом темы: синтаксическая синонимия и сложное синтаксическое целое. Отдельные упражнения на эти темы встречаются в учебнике 9 класса, но они носят разрозненный характер и не рассчитаны на включение в активную речь учащихся. Целью изучения этих и остальных тем в элективном курсе является выработка у учащихся умения выбрать наиболее подходящий в данной коммуникативной ситуации способ выражения мысли.
С той же целью учащиеся знакомятся и с новыми для них явлениями в уже известных темах (понятие о свободных и несвободных по строению сложных предложениях; период; синтаксическая стилистика).
Акцент в программе сделан на функционирование изучаемых явлений в тексте, поэтому она предполагает деятельный подход в изучении темы курса, т.е. изучение явлений в их функционировании в тексте и употребление их в собственной устной и письменной речи учащихся. Т.е. занятия должны носить практический характер: анализ образцов и составление текстов по заданию учителя.
В результате прохождения данной программы учащиеся должны получить следующие умения и навыки:
- понять взаимосвязь разных синтаксических единиц в тексте;
- знать языковые норма, связанные с использованием в речи сложных предложений;
- уметь выбирать синтаксические конструкции для эффективного речевого общения, в зависимости от стиля, типа речи и жанра, коммуникативного намерения;
- уметь редактировать собственный текст, т.е. видеть недочеты в использовании сложных предложений и возможность замены одной синтаксической конструкции другой наиболее подходящей в данном контексте.
Цель:
- расширить и углубить содержание соответствующего раздела базового учебного предмета «Русский язык»,
- совершенствовать практические умения и навыки учащихся в этой области,
- обеспечить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Категория слушателей:
учащиеся 10 классов средней (полной) общеобразовательной школы.
Срок обучения:
17 недель (17 часов).
Режим занятий:
1 час в неделю (полгода).
Учебный план программы элективного курса
«Синтаксис сложного предложения»
№/п | Наименование разделов | Количество часов |
|
| |||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Аналитические беседы | Работа в группах | Мини – сочинения | ||||
1. | Введение | 1 | 1 | Входной тест № 1 | |||||
2. | БСП | 2 | 1 | 1 | Мини – тест № 2 | ||||
3. | ССП | 2 | 1 | 1 | |||||
4. | СПП | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | Мини-тест № 3, мини-сочинение | ||
5. | Трудности синтаксического анализа | 2 | 1 | 1 | |||||
6. | Синтаксическая синонимия | 2 | 1 | 1 | Мини – тест №4 | ||||
7. | ССЦ | 2 | 1 | 1 | Анализ текста | ||||
8. | Контрольный урок | 1 | 1 | Мини - сочинение |
Программа элективного курса
10 класс
Раздел 1.
Введение. Сложное предложение.
Цели и содержание курса.
Понятие о сложном предложении, его строении, грамматическом значении и индивидуальном содержании (повторение изученного в 9 классе).
Понятие о свободных и несвободных по строению сложных предложениях. Средства выражения отношений между частями сложного предложения. Функции сложного предложения в речи.
Раздел 2.
Бессоюзные сложные предложения и их роль в тексте.
Общие сведения о бессоюзных сложных предложениях. Интонационные и смысловые особенности бессоюзных сложных предложений и пунктуация в них. Многочленные бессоюзные сложные предложения.
Выразительно-изобразительные возможности бессоюзного сложного предложения. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
Наблюдение и анализ использования БСП в текстах разных стилей.
Раздел 3.
Сложносочиненные предложения и их роль в тексте.
Общая характеристика сложносочиненного предложения. Соотношение грамматического значения и семантики в сложносочиненном предложении в зависимости от типа союза (соединительного, разделительного, противительного, присоединительного). Синонимия союзов и их стилистическая роль в сложносочиненном предложении.
Выразительно-изобразительные возможности сложносочиненных предложений. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
Раздел 4.
Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте.
Общие сведения о сложноподчиненном предложении.
Средства связи в сложноподчиненном предложении (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова) и их функции. Составные союзы. Синонимия союзов и союзных слов и их стилистическая роль в сложноподчиненном предложении.
Позиция придаточной части.
Соотношение видо-временных и модальных планов придаточных частей.
Выразительно-изобразительные возможности сложноподчиненных предложений. Их роль в текстах разных типов и стилей речи.
Раздел 5.
Трудности синтаксического анализа сложного предложения.
Морфология на службе синтаксиса. Секреты сказуемого.
Двусоставные и односоставные, полные и неполные предложения в составе сложного.
Предложение простое или сложное, с бессоюзной или союзной связью.
Сравнительная конструкция – предложение или член предложения.
Грамматические значения бессоюзного сложного предложения.
Классификация сложноподчиненных предложений.
Синтаксический разбор предложения. Упражнения по преобразованию синтаксических конструкций.
Раздел 6.
Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение с придаточными, распространяющими один из членов предложения или всю главную часть.
Придаточные определительные и их стилистическая роль в тексте.
Придаточные изъяснительные и их стилистическая роль в тексте.
Придаточные обстоятельственные (места, времени, условия, цели, сравнительные, причины, следствия, уступительные, подчинительно-присоединительные) и их стилистическая роль в тексте.
Уточнение в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Период.
Синтаксический разбор. Упражнения по использованию разных типов придаточных в речи.
Раздел 7.
Синтаксическая синонимия сложных предложений.
Понятие о синтаксической стилистике. Стилистические возможности синтаксиса современного литературного языка.
Синонимия и стилистика сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.
Синонимия и стилистика союзных и бессоюзных сложных предложений.
Стилистические функции причастных оборотов и придаточных определительных.
Стилистические функции деепричастных оборотов и придаточных обстоятельственных.
Синтаксический разбор предложений. Упражнения по преобразованию синтаксических конструкций.
Раздел 8.
Сложное синтаксическое целое и его текстообразующая роль.
Сложные многочленные конструкции с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Единицы текста (предложение, сложное синтаксическое целое и абзац).
Средства связи в сложном синтаксическом целом. Структура сложного синтаксического целого. Виды сложного синтаксического целого в зависимости от содержания, стиля, авторской манеры.
Абзац как стилистико – композиционная единица.
Анализ текста. Упражнения по вычленению ССЦ и деление текста на абзацы.
Литература.
- Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М., «Просвещение», 1981.
- Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., «Просвещение», 1977.
- Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя. (под ред. Солганика. – М., 1980).
- Львова С.И., И.П. Цыбулько, Ю.Ю. Гостева. Настольная книга учителя русского языка и литературы 5-11 классы. – М.: Эксмо, 2007.
- Общение. Текст. Высказывание. – М., 1989.
- Сложные синтаксические конструкции и их текстообразующие функции. – Алма-Ата, 1988.
- Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителей. Под редакцией профессора Бондалетова В.Д. – М., «Просвещение», 1978.
- Текст. Семантика и структура. – М., 1983.
- Чупашева О.М. Русский язык. Трудности синтаксического анализа. Учебное пособие. – М.: Русский язык. – Медиа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)
Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...
«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)
Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Авторская программа элективного курса для учащихся 9 класса "От фонетики к синтаксису"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование культуры. Этот курс эффективен при организации занятий, ориентированных на по...
Элективный курс для учащихся 9 класса "Русская орфография: просто о сложном"
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.В данном ку...
Результаты освоения элективного курса 10-11 класс «Сложные вопросы русского языка»
Информационно-исследовательские проекты уч-ся 10-11 классов..Презентации....
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно" на 2019 - 2020 учебный год
Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. ...