Программа элективного курса по русскому языку "Русский синтаксис". 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
программа занятий, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 500.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Русский язык в старших классах – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах.
Данная программа предназначена для подготовки учащихся к тестированию как пробной форме при переходе к единому экзамену.
Основной задачей курса является повышение письменной грамотности учащихся.Программа рассчитана на 35 часов. Она построена в основном на углублённом изучении главных членов предложения.
Программа включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
- задания творческого характера.
Цель – способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;
- при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
- при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
- при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
- при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;
- при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимические конструкции4
- при изучении сложных предложений – акцентировать учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только стороить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
- находить различия между предмнтной, понятийной и синонимической близостью предложений;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложений и использовать её в собственной речи;
- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Литература:
- Т. Ю. Угроватова «Подсказки на каждый день».
- Г. А. Богданова Уроки русского языка в 8-9 классах.
- Гольцова Н. Г. , Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы Учебное пособие. М., 2013г.
- Единый государственный экзамен. Русский язык: контрольно-измерительные материалы. М., 2013.
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 классы/Учебное пособие, М., 2011.
- Сенина Н. А. Русский язык. ЕГЭ-2007 – вступительные экзамены: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. И перераб. Ростов-на=Дону, 2012.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Назваие темы урока. | Дата | Всего часов | Формы и методы обучения | Форма контроля. |
1 | Введение. | 03.09 | 1 | Составление предложений. | Устный опрос. Взаимопроверка. |
2 | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов. | 10.09 | 1 | Беседа. | Устный опрос. Письменный ответ на вопрос. |
3-4 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | 17.09 24.09 | 2 | Беседа. Работа с текстом. Составление словосочетаний. | Индивидуальная работа. |
5 | Согласование. | 01.10 | 1 | Сообщения учащихся. Создание проекта по теме. | Словарная работа. Определение способа связи слов в словосочетании. |
6 | Управление. | 08.10 | 1 | Беседа с привлечение сообщений учащихся. Практическая работа. | Определение способа связи слов в словосочетании Коструирование предложений. |
7 | Примыкание | 15.10 | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. | Формулирование прнципа группировки словосочетаний. |
8-9 | Основные виды подчинения. | 22.10 29.10 | 2 | Семинар. Работа в группах. Практическая работа. | Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему. Сочинение-миниатюра « Портрет словосочетания |
10 | Типы предложений. Общие сведения. | 12.11 | 1 | Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа. | Сочинение-миниатюра « Каким ты себе представляешь предложение?» |
11-12 | Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. | 19.11 26.11 | 2 | Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме. | Сочинение-миниатюра «Каким ты себе представляешь подлежащее?» |
13 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 03.12 | 1 | Блиц-опрос. Работа с текстами художественной литературы. | Игра «Будь внимателен!» |
14-15 | Второстепенные члены предложения. | 10.12 17.12 | 2 | Блиц-опрос «для чего нужны второстепенные члены предложения?» Практическая работа. Задачи для любознательных. | Тест. |
16-17 | Односоставные предложения. | 24.12 14.01 | 2 | Практикум. Сообщения учащихся. | Грамматическая сказка о предложениях. |
18 | Неполные предложения. | 21.01 | 1 | Блиц-опрос «Особенности односоставных предложений». Практическая работа. Наблюдения текста художественной литературы. | Устный опрос. Тест. Составление диалога. |
19-20 | Однородные члены предложения. | 28.01 04.02 | 2 | Практикум Беседа. Работа в группах. | Сочинение-миниатюра «Как ты себе представляешь однородные члены предложения?» |
21-22 | Обособление второстепенных членов предложения. | 11.02 18.02 | 2 | Блиц-опрос. Работа в группах. Наблюдения поэтического текста. | Конструирование предложений. Задачки для любознательных. |
23-24 | Слова, не являющиеся членами предложения. | 25.02 04.03 | 2 | Беседа. Конструирование предложений. | Грамматическая сказка о вводных словах. |
25-28 | Виды сложных предложений. | 11.03 18.03 01.04 08.04 | 4 | Блиц-опрос. Практикум. Составление таблицы. | Самодиктант. |
29-30 | Трудные случаи пунктуации. | 15.04 22.04 | 2 | Семинар. Практикум. | Тест. |
31-32 | Всё о предложении.. | 29.04 06.05 | 2 | Урок-игра. | Игровой рассказ. |
33-35 | Обобщение знаний. | 13.05 15.05 20.05 | 3 | Тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/27/picture-81159.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-382828-1391531095.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-375365-1389235100.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".
Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-65123-1504545489.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...