РП "Читательская грамотность. Основы смыслового чтения"
рабочая программа по русскому языку (7, 8 класс)
Рабочая программа "Читательская грамотность. Основы смыслового чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp.docx | 62.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДООЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОН ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНТУ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Рабочая программа
«Читательская грамотность. Основы смыслового чтения», 7-8 класс
Рабочая программа курса «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-8 классов, рассчитана на 17 часов в год.
Цель курса:
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации.
Программа реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью. Теоретические основы программы постигаются через практическую деятельность, которая обеспечит формирование основ читательской компетентности. Формы проведения занятий включают игровые, исследовательские и проектные технологии, ТРКМЧП, технологии проблемного и развивающего обучения.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, конкурс, ролевая игра.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Планируемые результаты освоения программы:
Изучение русского языка по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности,
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции.
Метапредметные результаты:
овладеют
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- навыками чтения текстов разных стилей и типов речи.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не сплошных текстах);
- интерпретировать содержание;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
1. Содержание курса
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Именно читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования, потому что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны.
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.
Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Содержание программы обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Программа «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения» адресована учащимся 7 - 8 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в ФГОС ООО на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
7 класс
№ | Тема урока |
1. | Умеем ли мы читать? |
2. | Как выбрать книгу? |
3. | Учимся ставить цель чтения |
4. | Углубление понятия о тексте |
5. | Роль заглавия |
6. | Зачем нужен эпиграф? |
7. | Внимание к слову. Словари и справочники |
8. | Учимся читать учебный текст |
9. | Главное и неглавное в тексте |
10. | Учимся читать учебный текст . Аналитическое чтение. |
11. | Практикум. Аналитическое чтение |
12. | Как читать нестандартный текст? |
13. | Воображение. |
14. | Чтение «между строк» |
15. | Выделение главной мысли |
16. | Практикум. Чтение «между строк» |
17. | Подведение итогов |
Тема 1. Умеем ли мы читать?
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.
От скорости чтения к пониманию смысла.
Анализ затруднений, связанных с пониманием текста. Планирование совместной работы с целью повышения результативности процесса чтения.
Тема 2. Как выбрать книгу?
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Практикум. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.
Тема 3. Учимся ставить цель чтения.
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели, осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Тема 4. Углубление понятия о тексте.
Признаки текста:
- выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
- ограниченность (текст имеет начало и конец);
- членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны);
- цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены);
- смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности);
- информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора).
- Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Тема 5. Роль заглавия
«Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте. Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста
Тема 6. Зачем нужен эпиграф?
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Тема 7. Внимание к слову. Словари и справочники.
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Презентация словарей и справочников.
Тема 8. Учимся читать учебный текст
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий.
Тема 9. Главное и неглавное в тексте
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Тема 10. Учимся читать учебный текст. Аналитическое чтение.
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Аналитическое (изучающее) чтение — это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свёртывания информации.
Тема 11. Практикум. Аналитическое чтение
Выполнение работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ.
Тема 12. Как читать нестандартный текст?
В основе работы с текстами такого типа аналитико- синтетическая деятельность.
Алгоритм работы
- Как называется текст?
- В какой форме представлен текст?
- Какая информация представлена в тексте?
- В каких единицах измеряются данные?
- Какую закономерность (закономерности) данных вы наблюдаете?
- Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.
- Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?
- Какое практическое значение имеют эти данные?
Тема 13. Воображение.
Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, учебных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. Именно художественную литературу «читают», о познавательной говорят: «работа с текстом». При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст. Воображение помогает нарисовать внешний облик героя, детализировать его психологический образ, мир мыслей, чувств и переживаний, создать собственные неповторимые образы.
Тема 14. Чтение «между строк»
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям – просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Тема 15. Выделение главной мысли.
Прием диалога с автором помогает увидеть в тексте автора, понять его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность». Это возможно лишь в ходе вдумчивого (медленного, изучающего) чтения. Очевидна также направленность данного приема на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Тема 16. Практикум. Чтение «между строк».
Комплексная работа с текстом, применение разных видов чтения.
Тема 17. Подведение итогов.
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
8 класс
№ п/п | Тема урока |
1. | Как построен текст? |
2. | Смысловые связи в тексте |
3. | Ролевая игра |
4. | Стили речи. |
5. | Типы речи. |
6. | Воображение |
7. | Диалог с текстом. |
8. | «Толстые и тонкие» вопросы |
9. | Выделение главной мысли |
10. | Игра |
11. | Чтение «между строк» |
12. | План текста |
13. | Перекодирование информации |
14. | Оценка информации |
15. | Оценка информации |
16. | Практикум. Комплексный анализ текста |
17. | Подведение итогов |
Тема 1. Как построен текст?
Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах.. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи.
Тема 2. Смысловые связи в тексте
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.
Тема 3. Ролевая игра
Проводится как защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 4-5. Стили речи. Типы речи
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства в зависимости от стиля речи.
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Тема 6. Воображение
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Использование приёма прогнозирования содержания воспринимаемого текста по заголовку или его фрагменту способствует концентрации внимания обучающихся на содержании речевого сообщения, позволяет опираться на прогноз при восприятии текста, проверять правильность предвосхищения результата.
Тема 7. Диалог с текстом.
Начинается диалог с текстом с вычитывания информации из каждой единицы текста (слова, словосочетания, предложения) и, в первую очередь, с внимания к слову. Вычитанная информация позволяет читателю установить, что ему непонятно в тексте, и сформулировать непонятное в виде вопроса. Многие тексты содержат скрытые вопросы (как это было в нашем примере). Если скрытого вопроса в тексте нет, то читатель может задаться вопросами на понимание содержания.
Тема 8. «Толстые и тонкие» вопросы
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
Технология РКМЧП представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Приём «Таблицы вопросов»
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? | Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? |
Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков – шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей («Почему…?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет…?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Тема 9. Выделение главной мысли.
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Тема 10. Игра
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 11. Чтение «между строк»
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Тема 12. План текста
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Тема 13. Перекодирование информации
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Тема 14-15. Оценка информации
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания). Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение.
Тема. Практикум. Комплексный анализ текста.
Тема 17. Подведение итогов.
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
- Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2- е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
- Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
- Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по спецкурсу "Основы смыслового чтения" 5 класс. Тема "Текст как продукт речевой деятельности".
Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поста...
Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"
Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...
Основы смыслового чтения и работа с текстом
презентация...
Курс по русскому языку в 6 классе "Основы смыслового чтения"
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...
Курс внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Программа курса внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным подходом. Теорет...