Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"
презентация к уроку (7 класс) на тему

Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания  и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильность и выразительность.

Что говорить, многолетний опыт работы в школе показывает, что учителя начальной школы, да и среднего звена, обучая детей чтению, больше внимания уделяют технической стороне чтения, т. е. мы решаем узкопредметные задачи. Что же касается смысловой составляющей, то она рассматривается, как правило, в последнюю очередь.

Зная и понимая это, мы должны создать благоприятные условия для овладения школьниками необходимыми навыками понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать различные типы и виды чтения. На мой взгляд, развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение технологии критического мышления через чтение и письмо.

Данная презентация позволяет понять необходимость системного подхода к процессу чтения, рассмотреть технологию критического мышления  как важный инструмент в развитии навыков работы с информацией, а также в организации учебной деятельности по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Основы смыслового чтения547.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро «Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса « Основы смыслового чтения» Небогина Г.А., учитель русского языка и литературы, МБОУ Лицей №8, 20014 г.

Слайд 2

Прочти текст Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала(пластинка с делениями). Расстояние между двумя соседними на шкале делениями соответствует изменению температуры на 1градус. Возле больших делений стоят числа, которые обозначают температуру в градусах. В середине шкалы ты видишь нуль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов. Преврати текст-описание в текст-инструкцию и дай ему название. Запиши инструкцию.

Слайд 3

Как пользоваться термометром Возьми термометр. Чтобы измерить температуру, мысленно соедини границу жидкости в стеклянной трубке со шкалой термометра. Отметь число градусов. Обрати внимание: показания на трубке выше нуля– температура плюсовая, ниже– минусовая.

Слайд 4

Основа успешной сдачи ЕГЭ Регулятивные УУД Личностные результаты Познавательные УУД Коммуникативные УУД Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя Уравнове- шенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах Владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.), способность объективно относится к результатам своего труда Умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, а также логично строить текст Метапредметные результаты Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личные позиции, социальные компетенции Способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности Предметные результаты Ф Г О С

Слайд 5

Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов Коммуникативные УУД Исследовательские и проектные Познавательные УУД Регулятивные УУД Чтение в составе УУД Личностные УУД Междисциплинарная программа начальной школы «Чтение. Работа с текстом» Междисциплинарная программа основной школы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Слайд 6

Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона

Слайд 7

Смысловое чтение Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка Это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Г.С. КОВАЛЕВА, Э.А. КРАСНОВСКИЙ Группы читательских умений

Слайд 8

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Начальная школа Выпускник научится находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенные утверждения; характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное изучение, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Основная школа Выпускник научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Слайд 9

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Начальная школа Выпускник научится пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Основная школа Выпускник научится структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Слайд 10

Работа с текстом: оценка информации Начальная школа Выпускник научится высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Основная школа Выпускник научится откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

Слайд 11

Инструментарий для формирования правильного типа читательской деятельности (продуктивное чтение) Стратегии работы с текстом Техники активно-продуктивного чтения Стратегии работы с текстом – это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности . В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным. Техника активно-продуктивного чтения основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, это ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников . На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Слайд 12

Основа работы с текстом– технология критического мышления 1.Стадия вызова : Ролевая игра Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения Мозговой штурм Кластер 2.Стадия осмысления: Чтение с остановками Чтение в кружок Чтение с пометами Прочти вслух и выскажись Сводная таблица

Слайд 13

Прием «Кластер» Суть приёма: представление информации в графическом оформлении Используется на этапе урока: актуализация необходимых знаний Создает условия для формирования первой группы умений: ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации и её систематизация

Слайд 14

Приём «Сводная таблица» Суть приёма: составление таблицы с линиями сравнения, которые учащиеся выделяют самостоятельно, определяя среди них наиболее важные. Используется на 2-ом этапе урока: осмысление полученных знаний Способствует развитию активности учащихся по осмыслению нового материала Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4

Слайд 15

Приём «Синквейн» Суть приёма: написание по определённым правилам стихотворения, состоящего из 5 строк. Используется на 3-ем этапе урока: даёт возможность в нескольких словах резюмировать изученную информацию Синквейн – быстрый , но мощный инструмент для рефлексии, поскольку излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Ученики Любимые и разные. Дерзают, думают, шалят… Без них не хватает чего-то. Судьба.

Слайд 16

Система работы по формированию метапредметного результата «смысловое чтение» Стратегии работы с текстом Техники активно-продуктивного чтения Использование технологии критического мышления Начальная школа Основная школа Средняя школа Высокие результаты обучения, успешная сдача ГИА-9 и ЕГЭ, развитие важнейшей компетенции личности школьника– умение учиться

Слайд 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности...

Материал для формирования навыков работы с текстом для учащихся 2 класса

Данный материал содержит небольшой текст для чтения и ряд заданий к тексту. Данная работа направлена на формирования навыков работы с текстовым материалом....

Работа с текстом на уроке. Технология смыслового чтения.

Представлен опыт работы с текстом на уроках истории и обществознания...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического лит...

Формирование навыков работы с текстом.

Небольшая статья о том какие бывают тексты и какими приёмами можно пользоваться при работе с ними....

Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию....