Урок по спецкурсу "Основы смыслового чтения" 5 класс. Тема "Текст как продукт речевой деятельности".
методическая разработка (5 класс) по теме

Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности и общения.

Цель урока:

Создать условия для создания текста как продукта речевой деятельности

Задачи:

- активизировать знания по теме «Текст», «Виды речевой деятельности».

- формировать умения учащихся  создавать на основе видов речевой деятельности текст;

- содействовать дальнейшему совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.

К уроку предложен подсобный материал. К сожалению данные видеоматериалы пришлось удалить из презентации, так как размер не позволял оставить содержимое.НО их легко найти  в интернете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст как продукт речевой деятельности.

“Русский язык в умелых руках…

ловок, гибок, послушен и выразителен…”

Цель урока: 

Создать условия для создания текста как продукта речевой деятельности

Задачи:

- активизировать знания по теме «Текст», «Виды речевой деятельности».

- формировать умения учащихся  создавать на основе видов речевой деятельности текст;

- содействовать дальнейшему совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.

п\п

Этап урока,

приемы и методы

Действия учителя

Действия учеников

1.

Организационный

Ребята вы любите цветы? А какой цветок расцветает в первую очередь весной?

Подснежник.  А что помогает ему выбраться из-под толстого слоя снега,  т. е. преодолеть препятствие? К чему он тянет свои нежные  лепесточки?

Солнышко.

Давайте потянемся навстречу солнышку. И как цветочек подрастем еще немножко в своих знаниях.  А для этого необходимо  проверить, все  ли условия мы создали, чтобы достичь успехов? Проверьте свое учебное место.

Садитесь.

2.

Стадия вызова

Цель:

стимулировать познавательную деятельность учащихся, заставить задуматься над проблемой, активизировать имеющиеся знания по теме, мотивировать к дальнейшей работе.

Приёмы:

- беседа;

- дискуссия;

-создание проблемной ситуации.

Слово учителя

Вывод:

1.Хорошая почва – знания, которые  мы имеем.

2.Рыхление, полив – закрепление, повторение.

3. Мастерство. Погода солнышко – настроение.

Молодцы!

Цветок – это действительно результат  трудовой   деятельности человека.

А  о каких видах деятельности человека мы говорили на прошлом  уроке?

Речевой деятельности.

Какие  виды речевой деятельности вам известны?  

Где ваш цветочек, покажите?

Молодцы!

Обратите внимание на  собственной деятельности на уроке

Критерии:

Отвечали на вопросы, обсуждали.

Выполнили все задания

Создавали текст

5

Красный  цветок

Обязательно

4

Зеленый листок

-

-

Обязательно

3

Белый бутон

1.А как по – другому  можно назвать   конечный  результат деятельности человека?

Подберите синонимы.

Кто дома нашел определения данных слов?

Кто у нас ответственный, любопытный знайка…

Давайте посмотрим на слайд.

Товар – это  продукт труда, произведённый для продажи

Продукт — это какой-либо предмет как результат труда человека или группы людей.

Можно ли назвать цветок продуктом или товаром?

А можно ли назвать текст товаром или продуктом? Лексическая  несочетаемость  слов  синонимов.

Подберите  правильное сочетание.

А сейчас из слов, которые мы только что использовали в своей речи (текст, продукт, товар,  виды речевой деятельности) попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

Да, тема нашего сегодняшнего урока « Текст - продукт речевой деятельности».

 (Записывает на доске тему урока и эпиграф).

“Русский язык в умелых руках…

ловок, гибок, послушен и выразителен…”

Обсуждение выбора эпиграфа.

Цель: создать продукт, т.е. текст

Знать: что такое текст,  признаки текста, композиционные элементы целого  текста (зачин, средняя часть, концовка);

 соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

Уметь: определять  и создавать текст.

Организует повторение, готовит к восприятию нового материала и осмыслению темы урока)

Задает вопросы

С какими понятиями вы уже  знакомы?

1.Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.

2.Речь    - Ваша  речь  при  помощи  звуков, слов, предложений, законов  их  соединения  собирается  в «слиток  речи» - и получается  текст.

? На какие 2 группы делится речь?

Устную письменную, по кол-ву говорящих? Монологическая и диалогическая

3.Продукт - это какой-либо предмет как результат труда человека или группы людей.

Помните:  Продуктом сегодняшнего урока будет …..текст.

Давайте вспомним признаки текста

 Фильм

Подводит итоги повторения

Итак, назовите основные признаки текста

Основные  признаки текста.

1. Общая  тема, идея. (О чём?  и   зачем?)

2. Связь  предложений  по  смыслу  и  грамматически. (Слова  согласуются: порядок  слов, интонация)

3. Единство  слога  и  стиля.

Отмечают  важные виды  деятельности для взращивания цветка.

Смотрят фильм, отмечают в карточках:

1.Подготовить почву.

2.Поливать, рыхлить.

3.Создавать комфортные условия- тепло.

Вспоминают тему прошлого урока.

Отмечают лишнее в цветке учителя.

Подбирают синонимы.

Дают определения слов продукт и товар.

Дают ответы на вопросы.

Участвуют в дискуссии.

Отвечают на вопрос

Учащиеся под руководством учителя пробуют сформулировать тему урока.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока.

Обсуждают  выбора эпиграфа.

Определяют поле знаний и незнаний

Проговаривают.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечают на вопросы

Называют признаки текста

3.

Стадия осмысления

(исследовательский, поисковый этап)

Цель:

поддержать активность, интерес к поднятой проблеме; постепенное движение от «старого» знания к «новому».

Метод:

Анализа, сравнения.

Приёмы:

- проблемный вопрос,

Лингвистическая задача

- работа с текстом (групповая, индивидуальная),

- сравнение и сопоставление,

Актуализирует имеющиеся у учащихся  знаний о тексте(композиции) расширяет круг этих знаний.

Создание проблемной ситуации

Согласны ли вы с утверждением, что   речь = текст.

( Я  сейчас  перед  уроком: тексты, доска, парты, мел, журнал, карандаши у всех….).  Чего  наговорила?

Вывод: Не  всегда  речь – текст.  Чтобы  быть  понятым, ваша  речь  должна  быть  текстом.

Лингвистическая задача

- Давайте решим  лингвистическую задачу. Работаем в парах. У вас есть № ответов.

1. Какие из предложенных отрывков являются текстами, а какие нет. Объясните свою точку зрения.

1. Цветок роза.

2. Роза – цветок.

3. Не всякая роза чувствует себя польщенной, когда каждый нос считает своим долгом её понюхать (В. Швебель).

4. Среди цветов идет спор о прекрасном. Слово берет Колючка.

– Я никак не могу согласиться с творческим методом Розы. Острота – это да!

5. Я опишу замечательный цветок - розу.

Роза - это царица всех цветов! Розы бывают разные: розовые, красные, белые, желтые. От розы тянется приятный легкий аромат, который очаровывает.  Красоту розы оценили ещё в древности: о ней слагали легенды, чеканили на монетах, а венки из роз надевали на героев. И в наше время этот прекрасный цветок является украшением сада и любого дома.

Роза - мой любимый цветок. Она всегда радует глаз и символизирует жизнь.

 Учитель: Молодцы! Зная  признаки текста, вы свободно создадите свой текст.

Но, чтобы создать текст, что еще необходимо знать, кроме признаков текста?

Назовите одним словом:   Композиция.

Из чего состоит композиция любого текста?

Вступление.

Основную часть.

Заключение.

Рассмотрим композицию данного текста. Назовите

Вступление.

Основную часть.

Заключение.

А какие  языковые средства используются в данном тексте чаще всего?

Эпитеты.

Продолжите фразу:

если в тексте используются  большое количество эпитетов, то это  текст ….Описание.

если в тексте используются  большое количество  глаголов , то это  текст Повествование

если в тексте используются  вводные слова, риторические вопросы, то это  текст  Рассуждение.

Итак, подведем итоги:

Текст – это продукт, у него есть признаки, есть композиция  и есть языковые средства.

Таким образом,  текст представляет собой единство трёх сторон:

1) содержания;

2) структуры;

3) языковых средств.

Цветочная   Зарядка

Поработаем в группах.

Вы помните, что мы сегодня должны создать продукт – текст.

Послушайте образец продукта речевой  деятельности.  Обратите внимание на  жанр и тип  и ответьте на вопрос:

1группа. Докажите, что это текст.

2 группа. Разделите текст на части.

3группа. Определите композицию.

4группа.Заголовок.Тема текста. Основная мысль. Тип текста.

Чему учит это произведение, созданное вашими ровесниками.

Найдите ошибки  в тексте.

Вот такой продукт, создали ваши ровесники.  

Ребята, цель нашего урока  создания текста как продукта речевой деятельности?

Условия: у текста должна  быть

1.Тема. Основная мысль. Содержание.

2.Композиция.Вступление. Основная  часть. Заключение.

3.Связь  предложений  по  смыслу  и  грамматически. Единство стиля.

Ну а теперь за работу.

Музыка

Представление работ.

Учитель

- Организует подведение итогов групповой работы.

Высказывают точку зрения. Доказывают, используя аргументы.

Отвечают на вопрос.

Составляют слово

Вступление.

Основную часть.

Заключение.

Двигаются в группы.

Получают листы   для записей.

Работают сначала индивидуально, затем сообща подводят итоги в каждой группе. Выбирают человека, который расскажет аудитории о проделанной работе.

Слушают запись.

Высказываются, слушают, оформляют записи в полученных бланках.

 

Работают в группах.

4.

Стадия рефлексии

Цель:

вернуть учащихся к первоначальным предположениям, мыслям;

решение проблемной ситуации, заданной в начале урока.

Приемы:

- аналитическая беседа,

- познавательная задача,

Ребята, скажите, какими видами деятельности мы занимались в течение всего урока?

Говорили, слушали,  читали,  писали.

Как называются все эти процессы одним выражением?

Мы создали продукт речевой деятельности? Докажите.

Трудились, говорили, читали, сочиняли, писали, слушали…

У  наших  текстов  есть все признаки и композиция.

Давайте подведем итоги собственной деятельности.

Критерии:

Отвечали на вопросы, обсуждали.

Выполнили все задания

Создавали текст

5

Красный  цветок

Обязательно

4

Зеленый листок

-

-

Обязательно

3

Белый бутон

Отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении.

Высказывают мысли, аргументируя свою позицию.

Самооценка   собственной деятельности

5.

Итоги урока,

домашнее задание.

- Подводит итоги урока, выставляет отметки

Это наше цветочное дерево.

На нем сегодня появятся новые цветы:….пятерочек,……четверок…есть  нераскрытые бутоны…3

Но в  целом цветок это можно было бы подарить  маме…

Задание на дом.

- Напишите дома небольшой текст  на тему: Дружба.

- На следующем уроке мы будем говорить с вами  о том, что значит говорить и писать на тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок французского языка в 5 классе по теме " Продукты"

Презентация к уроку французского языка по теме " Продукты.В продуктовом магазине" поможет провести урок более разнообразно и интересно.В презентации игры на закрепление лексики.,составление сообшения....

Открытый урок по географии в 7 классе по теме "Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии".

Урок « Влияние  хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии»  Цели:продолжить изучение темы о взаимосвязи и взаимоотношениях организм...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)» НА ТЕМУ «Учебная речевая деятельность по теме «Страна изучаемого языка»

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних  специальных учебных заведений, использующих активные методы обучения для решения дидактических задач....

урок по технологии для 8 класса "Упаковка пищевых продуктов и товаров"

Данный урок из раздела "Кулинария"  разработан для 8 класса...

План-конспект открытого урока английского языка в 3А классе на тему «Продукты» Дата:25.04.2009

План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе на тему "Продукты"...

Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"

Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе...

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии речевого критического мышления

Дать знания по теме «Устаревшие слова», стимулировать познавательную           активность ребят, умение формулировать и высказывать ...