Урок-проект по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок обобщения и закрепления знаний.
Построен ввиде урока-проекта, для обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_imya_sushchestvitelnoe_3.doc | 677.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – проект по русскому языку
«Имя существительное»
Цель урока:
- закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного.
Задачи:
-развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки; развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе;
- расширять познавательные интересы, развивать фантазию;
- воспитывать любовь к русскому языку;
Оборудование: листы А-4, цветные карандаши, заготовки заданий, картинки для оформления работ.
Компьютер, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Слайд 1)
– Ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей)
– Хорошее настроение – это не просто так. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями.
– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)
– А вы поможете мне провести такой урок? (Да, поможем)
– Что самое главное мы должны делать на уроке? (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)
2. Минутка чистописания. (Слайд 2)
– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.
Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.
Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу.
(Учащиеся записывают)
Учитель: Сегодня у нас урок-проект, мы будем работать в группах и индивидуально. Помогайте друг другу! Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.
Какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект? Вставьте пропущенные слова. (Слайд 3)
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка.
Ребята! Сегодня на уроке мы создадим буклет по русскому языку об имени существительном. (Слайд 4)
При подготовке к проекту класс разделился на группы. Каждая группа заранее получила задание.
Группа | Подготовка к проекту | Конечный продукт |
Девочки | «Я воспеваю существительное в стихах» | Буклет «Имя существительное» |
1 группа | Кластер «Имя существительное» | |
2 группа | Синквейн |
Что такое буклет?
Буклет – листовое издание в виде одного печатного материала, сложенного в два или более сгибов.
Каким должен быть наш буклет?
Постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.
Задание №1
Итак, задание первое – оформить название, проиллюстрировать его картинками.
Учитель. Заглавие оформлено! Назовите, что изображено у вас на картинках.
-Что обозначают названные вами слова?
-На какие вопросы они отвечают?
-К какой части речи они относятся?
Правильно, ребята! Эти слова относятся к существительным. Без них невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Задание №2
Девочки расскажут нам о существительном в стихах.
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? И Что?- вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь существительное.
-Спасибо, девочки. Молодцы.
Задание №3
Приклеим понравившиеся строки в наш буклет.
Задание №4
Заполним таблицу значений имени существительного
1 | Конкретные предметы | |
2 | Явления природы | |
3 | События | |
4 | Промежутки времени | |
5 | Качества человека | |
6 | Состояние, которое испытывает человек | |
7 | Названия действий |
Запишите существительные в таблицу, распределив их по группам:
гром, молния (2), дерево, тигр(1), сутки, век (4), праздник, рождение (3), смелость, доброта (5), бег, сон (7), грусть, радость. (6)
Проверим выполненное задание.
(Слайд 5)
Прием «Цветок ассоциаций» (Слайд 6)
Перед нами цветок, который называется «Имя существительное». Назовём все ассоциации, связанные с этой частью речи (называют по цепочке признаки, стараясь не повторяться)
- Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное». Приведём знания в систему. Надо оформить их в кластер. (Слайд 7)
Задание №5
А теперь приглашаем 2 группу. 2 группа расскажет об имени существительном.
Молодцы! Вы хорошо усвоили признаки имён существительных.
Задание №6
Приклеим в наш буклет изображение снеговика, на нём признаки существительного.
Гимнастика для глаз «Снеговик» (Слайд 8)
Задание №7
В русском языке 6 падежей. Давайте вспомним названия падежей и вопросы. (Слайд 9)
Ученик называет
Приклеим таблицу «Падежи» в буклет.
Физкультминутка «Падежи» (Слайд 10)
Задание №8.
Тест на определение падежной формы существительных.
- Ребята, а теперь определим падеж выделенных существительных данных на экране словосочетаний.
- Заблудился в лесу;
- Перепрыгнул через лужу;
- Вышел из ворот;
- Побежал по коридору;
- Беспокоились о сыне;
- Стучали в дверь;
- Разрезал ножницами;
- Подарила бабушке;
- Стучал молотком;
- Отвечать у доски.
Проверка. (Слайд 11)
Что такое склонение имён существительных? (изменение окончаний имён существительных по вопросам)
В зависимости от окончания и рода существительные делятся на 3 склонения.
Давайте назовём их. (Слайд 12)
Задание 9.
Приклеим таблицу в буклет.
Задание 10. (Слайд 13)
Поиграем в игру «Крестики-нолики»
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | |
брат | Х | ||
печь | 0 | ||
река | Х | ||
море | 0 | ||
яблоня | Х |
Проверим.
Задание 11.
Приглашаем 3 группу.
Они составили синквейн «Имя существительное»
Имя существительное
Важное, удивительное
Обозначает, называет, бывает
Имя существительное обозначает предмет
Часть речи
Задание 12. (Слайд 14)
Заполним синквейн в буклете.
- Посмотрите, пожалуйста ребята какие у вас буклеты получились? Нравится вам ваша работа? Вы довольны своей работой?
Рефлексия. (Слайд 15)
Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Мы с вами привели в систему все свои знания об имени существительном. С таким багажом знаний мы смело можем идти покорять другие части речи.
Оцените свою работу на уроке. Закрасьте одну часть круга.
Выставление оценок.
Закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал:
“Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”.
Эти слова К. Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Имена существительные дают названия всем предметам! И даже маленький ребёнок, начиная говорить в своей жизни первые слова, произносит – существительные! Вот такая это удивительная часть речи – имя существительное!
Урок окончен. Спасибо! (Слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...
Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)
Цель урока: в ходе работы над проектом научить проводить сопоставительный анализ текстов и выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)
Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Разработка урока -проекта на тему "Существительное", 6 класс
Разработка урока -проекта на тему "Существительное"с использованием обучающих структур МЭНЭДЖ МЭТ, ФИНК-РАЙТ-РАУНД, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН, СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ сингапурско...
Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)
Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)Тип проекта: практико-ориентированный.Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.Цель урока : нау...