Разработка урока -проекта на тему "Существительное", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока -проекта на тему "Существительное"с использованием обучающих структур МЭНЭДЖ МЭТ, ФИНК-РАЙТ-РАУНД, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН, СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ сингапурской методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sushchestvitelnoe.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок-проект на тему «Существительное»
- ФИО: Ахметова Алфия Миннемехаматтакиевна
- Место работы: ГБОУ «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского района Республики Татарстан
- Должность: учитель русского языка и литературы
- Предмет: русский язык
- Класс: 6 класс
- Базовый учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская М.:Просвещение,2013
Цели: поддержать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме, наметить пути выхода на научно-исследовательскую работу; работать над развитием связной речи, логического мышления, творческих способностей учащихся; совершенствовать их орфографические навыки; проверить знания, умения, навыки по теме «Существительное» посредством электронного тестирования.
Оборудование: толковый словарь русского языка; электронный тест по теме «Существительное»; рисунки учащихся «Как я вижу существительное»; компьютерный вариант творческих проектов учащихся; жетоны, сигнальные карточки.
Ход урока.
I Организационный момент. (Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (инструмент для управления классом) распределяются в команды для организации эффективного учебного процесса )
–Мы начинаем необычный урок повторения по теме «Существительное». Необычен он тем, что это урок-проект. Мы с вами будем проектировать новый урок. Каждый его этап будет строиться на ваших творческих проектах.
II. Словарная работа.
–Познакомимся с новыми словам (работа с толковым словарем): презентация, лингвистический, галерея.
III. Грамматическая разминка. (Используется сингапурская структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД – «подумай-запиши-обсуди в команде». После обсуждения в командах один ученик из каждой команды зачитывает). Измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное : Лиса (липа), кот (рот), коза (коса), цапля (капля), щука (рука).
IV. В картинной галерее.
Каждый из участников проекта показывает и комментирует рисунок, выставленный на галерею «Я рисую существительное».
- Я нарисовал собственные имена существительные в виде оригинального цветка, у которого лепестки различной формы и с различными названиями. Например, лепесток «Заглавия книг», лепесток «Названия журналов»
- Я нарисовала орфограмму существительных в виде географической карты, где есть «Остров существительных. На этом острове есть такие географические объекты как пик «НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ», озеро «СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ», гора «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ИМЕЮЩИЕ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО», болото «РАЗНОСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ», мыс «СУФФИКСЫ –ЧИК-,-ЩИК-».
- Я нарисовала слоненка Существленка.
-Я нарисовал многоэтажный дом, где живут существительные. На каждом этаже обитают особые жители: на первом - только существительные мужского рода, на втором- женского, на третьем-среднего, на четвертом – общего рода..
V. Презентация сказок и игр о существительном.
1.Почему к существительным относятся только те части части речи, которые отвечают на вопрос кто? что?
В царстве Морфология был город Существительных. В нем жили все части речи. Их день ото дня становилось больше и больше. И они уже не вмещались на улицах города. Это затрудняло всем передвижение по городу. Целыми днями на улицах дрались, ругались части речи.
Однажды царь Морфологии проезжал через этот город и стал свидетелем этого безобразия.
На следующий же день он издал указ о том, что в городе Существительных отныне должны будут жить только те слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
С тех пор прошло очень много времени и сейчас город Существительных - один из самых больших и мирных городов царства Морфологии.
2. Какого рода существительное кофе?
Однажды в королевстве Существляндия проходил конкурс на самое оригинальное существительное. В итоге титул «Самое оригинальное существительное» получило существительное кофе , потому что род этого существительного практически во всех современных грамматиках и словарях сопровождается специальными пометами. Относ это слово к мужскому роду, справочники допускают лишь в качестве разговорного варианта употребления в среднем роде
3.Как произошло распределение существительных по родам?
Давным -давно, еще во времена первобытно-общинного строя все существительные жили вместе. Трое из них претендовали на статус вождя. У каждого были свои сторонники. Вокруг вождя с именем Мужской род собирались существительные решительные, уверенные в себе, целеустремленные. Около вождя Женский род всегда толпились существительные приятные, добрые, терпеливые. За вождя Средний род выступали существительные гордые, независимые. А еще были и такие существительные, которые держались совсем в стороне, не примыкали ни к одному из трех вождей. Они были очень гибкими, да и выглядели оригинально.
Однажды Мужской род, поссорившись с остальными претендентами на статус вождя, ушел жить в другую пещеру, За ним последовали все существительные-его сторонники. Через какое- то время разругались в пух и прах вождь Женский род и Средний род. После этого вождь Женский род собрал всех существительных, которые были с ним заодно, и ушел в другую пещеру. Однажды вождь Средний род, гуляя по окрестностям, набрел на пещеру изумительной красоты и попросил всех остальных существительных переехать туда. Но не все существительные из старой пещеры последовали за ним. За ним последовала только часть существительных. А остальные наотрез отказались, сказали, что будут жить только в старой пещере. Они не захотели примкнуть ни к вождю Мужской род, ни к вождю Женский род, ни к вождю Средний род. А почему ? Да потому, что это были существительные общего рода. Со временем они избрали себе вождя, которого звали Общий род.
4. Игротека в гостях у существительного.
- Мы услышали ваши лингвистические сказки, познакомились с необычными их героями, а теперь отправимся все вместе в игротеку «В гостях у существительного». Каждый из вас придумал лингвистическую игру и теперь познакомят нас с условиями игры, а остальные учащиеся будут искать правильные ответы. За каждый правильный ответ вам полагаются жетоны. Все игры объединены общей темой «Существительное».
Учащиеся демонстрируют и проводят авторские лингвистические игры:
1.Игра «Найди лишнее слово».(Используется сингапурская структура ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» (задание проектируется на экране)
Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?
А)Клубника, осина, малина, ежевика;
б) Шапка, батон, пальто, платье;
в) Суффикс, прилагательное ,корень, приставка;
г) Карась, курица, окунь, ёрш.
2.Игра «Цепочка». Игра «Цепочка». Запишите из каждого слова только букву-орфограмму.
Улов, волна, сердце, дарить, маска, местный, тепло, кнопка, друзья, урок, свистел, честный, репка, просил, солнце, вредил.( Используется СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» -обучающая структура, в котором участники в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании одновременно передают по кругу.)
3. Игра «Есть контакт!» Задумано слово коза. Говорится: «к». Каждый из остальных игроков придумывает слово, начинающееся с этой буквы, и пытается объяснить другим, что именно он задумал. (По количеству верных ответов учащиеся получают жетоны.)
4. Лингвистический кроссворд .
По горизонтали:
1. Лексико – грамматический разряд имени существительного.
2.Что обозначают существительные?
3.Слова грязнуля, сластена, запевала относятся к этому роду.
По вертикали:
1.Основная синтаксическая роль существительного.
2.Средства выражения числа.
3.Вопрос косвенного падежа.
VI. Компьютерное тестирование по теме «Существительное».
Вы показали неплохие знания во время урока - проекта, а теперь настало время проверить их с помощью электронного тестирования. Вы поставили себе оценки и пора узнать, совпадут ли они с оценкой компьютера.
(Учащиеся выполняют электронное тестирование, получая оценку, выставленную компьютером).
Список использованной литературы
- Большой толковый словарь русского языка. Ред. Кузнецов С.А.
Интернет-источники:
ttp://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/testi?class=5
http://summoning.ru/games/lingual-games.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока-проекта по теме "Деепричастие". Подготовка к итоговой аттестации
Урок предполагает создание совместного ученического продукта- проекта. можно провести этот урок и 7 классе, и в старших классах при повторении этой темы...
Методическая разработка урока - проекта по немецкому языку в 4 классе. Тема « Мое любимое животное» «Mein Lieblingstier»
Разработка расчитана на 2 урока. 1. Тема урока : «Mein Lieblingstier» 2. Тип урока: урок обобщения и контроля знаний 3. Задачи урока: Расширить запас лексики по подте...
Методическая разработка урока -проекта по теме: Линзы и их применение
Данный урок предназначен для изучения темы линзы. Урок предполагает проектную деятельность учащихся и выполнение ими части презентации по заданной теме....
Разработка урока-проекта по французскому языку по теме «Рецепт блюда». Préparer un plat français avec l\'oiseau bleu. 5 класс
Конспект урока по французскому языку по теме "Рецепт блюда". Урок закрепления лексического материала....
Методическая разработка урока информатики в 6 классе «Защита проектов по теме «Возможности графического редактора для создания графических изображений»
Цели урока:образовательная: научить использовать ИКТ для создания проектов, представления результатов своей работы; навыкам использования современных технических средств;развивающая: развивать умение ...
Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса
Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...
Методическая разработка урока-проекта по французскому языку Ecole de demain (Школа будущего)
Разработка урока-проекта, продуктом которого является разработка модели школы будущего на французском языке. Предназначена для учащихся 5-6 классов школ с углубленным изучением французского языка в ра...