Презентация "Причастие как часть речи" 6 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс)
Вводный ознакомительный урок в 6 классе по русскому языку по теме "Причастие как часть речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie_kak_chast_rechi_dlya_sayta.pptx | 461.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жили-были суффиксы УЩ, ЮЩ АЩ, ЯЩ ВШ, Ш ОМ, ЕМ, ИМ ЕНН, (А,Я)НН, Т Были они одинаковые, ничего не значащие. Бредут они по стране Грамматике и плачут. А навстречу им Глаголы «лететь, плачут, нести». - Почему, суффиксы, плачете? - Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон –чик, - щик , -ан, - ян … всех не перечислишь, а мы живем без слов. - А вы попытайтесь формы образовывать. Возьмите мою основу, - предложил Глагол.
Лететь – лете - Плачут – плач- Нести – нес- Обрадовались суффиксы. Основу лете - подхватил - вш - , основу плач- - суффикс - ущ - , суффиксу - ш - досталась глагольная основа нес -. Летевш -, плачущ-, несш - Рано обрадовались суффиксы: слова-то не получились, какие-то они куцые. Снова расстроились суффиксы. А тут, к счастью, навстречу идут Прилагательные «синий, большая, яркое». Рассказали суффиксы им о большой беде, и Прилагательные подарили им свои окончания – ий , - ая , - ое
Вот и появились, родились на земле Грамматике новые слова: летевшее, плачущая, несший. Как их назвать? Собирается грамматический совет, на котором решается вопрос об имени. Морфология предложила назвать родившиеся слова Причастиями, так как они причастны и к Глаголу, и к Прилагательному, в них часть и тех, и других, и считать новые слова особой формой глагола с признаками прилагательного.
Изучение Причастия будет проходить по плану: 1.Вопрос. Значение. 2. Морфологические признаки: а) постоянные, б) изменяемые 3. Синтаксическая функция: а) сочетаемость, б) член предложения 4. Образование 5. Правописание 6. Употребление в речи
Самостоятельные части речи Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Наречие Имя числительное
Причастие Деепричастие
Сравните: Жёлтый (лист) Желтеет (лист) Желтеющий (лист) 1. Каково лексическое значение однокоренных слов? Обозначает цвет 2. Каково грамматическое значение?
Желтый – Признак предмета Какой? Желтеет - Действие предмета Что делает? Желтеющий – Признак предмета Какой? Глагол Имя прилагательное
Жёлты й постоянный признак (лист, который цвет не изменит, цвет постоянен) Желтеющий непостоянный признак (цвет листа находится в процессе изменения, действия) Имя прилагательное Причастие
Сходство Различие Вопрос (какой?) Имя прилагательное Признак предмета, постоянный признак (ровный, вечерний, золотой…) Причастие Признак предмета по действию, признак проявляется не постоянно, а во времени (выровненный, вечереющий , позолоченный…) Имя прилагательное - причастие
Причастие = глагол + прилагательное Время (настоящее, прошедшее время) Вид Род Число Падеж Синтаксическая роль
1. Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? ( ая , ие ). 2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!). 3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.
Подсказка! Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол) Желтеющий лист = лист , который желтеет Засеянное поле = поле , которое засеяли
Образование причастий Действительные причастия Страдательные причастия Настоящее время ущ , ющ – от гл. I спр . ащ , ящ – от гл. II спр . Борющийся, клеящий Прошедшее время вш , ш Засмотревшийся, унесший Настоящее время ом , ем - от гл. I спр . им - от гл. II спр . Одеваемая, гонимый Прошедшее время енн , ённ , нн , т Увиденный, услышанный, пригретый
Практическая работа № 1 Распредели в два столбика данные слова, в левый – прилагательные, в правый - причастия Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие
Проверим Имя прилагательное Зеленый луг, грязная лужа, вкусный крыжовник, легкая задача, резкий звук, развесистый клен, величайшее открытие Причастие построенное здание, плачущий ребенок, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, немигающий взгляд, цветущий луг
Практическая работа № 2 Укажи прилагательные и причастия. Подчеркни причастия как член предложения. По небу плыли светлые облака. – На светлеющем небосклоне начала гаснуть вечерняя звезда. – В светлевшем небе показались стаи птиц. В вечернем воздухе долго то раздавались, то замирали звуки знакомой мелодии. – В густом вечереющем воздухе летали грачи. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. – Люблю дымок спаленной жнивы… и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. – На полях лежал белевший снег.
Практическая работа № 3 Выполни упражнение № 56. Выпиши из текста сначала прилагательные (вместе с существительными), затем – причастия (вместе с существительными)
Проверим Имя прилагательное бойкая пристань тысячеголосая волна синевато-грязный рыхлый лед жёлтые наледи черные полыньи густой ельник могучая зеленая щетка первая весенняя травка березы голы красноватые ветви Причастие расстилавшейся картиной пристани, залитой волной собравшегося народа лед, покрытый наледями загораживавшие горы снег, изъеденный червями припухшие ветви
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
"Мировой океан и его части" 6 класс
Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс...
Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс
В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.
Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.Приведены научные доказательства происхождения человека от жив...
разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс
Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс.
План- конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс....