Конспект урока в 5 классе Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Лексика. Вводный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse_leksika.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Слово и его лексическое значение
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: сформировать представление о способах определения лексического значения слова, способность определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; показать важность изучения лексики.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- воспитание чувства гордости за своё Отечество, его историю, развитие мотивов учебной деятельности, формирование
личностного смысла учения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием,
адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Используемые технологии: педагогики сотрудничества, игровая деятельность, критическое мышление, здоровьесберегающая технология.
Основные понятия: лексика, лексикология, лексическое значение.
Ресурсы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, словари, учебник (Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.), смайлики, карточки, кроссворд.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуника тивные | Познава тельные | |||
1. Мотивация к учебной деятельноси (3 мин.) Цель: мотивировать обучающихся научебную деятельности через создание эмоциональной обстановки; -осознанное вхождение обучающихся в учебную деятельность; -создание комфортной обстановки на уроке. эмоционально | - Здравствуйте, ребята! Какой светлый и ясный сегодня день. Надеюсь ваше настроение такое же ясное и замечательное. Поделитесь с нами своим настроением. Возьмите то смайлик, который соответствует вашему настроению и закрепите на доске. (Перед учениками на парте по три смайлика). - Как много светлых и радостных улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё хорошее настроение вам. Я готова работать вместе с вами. Желаю всем удачи. - Откройте тетради, запишите число, Классная работа. Для разминки выполним фонетический разбор слова «ясный». Ученик выполняет на доске фонетический разбор слова. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик, соответствующий настроению, и закрепляют на доске. Выполняют фонетический разбор (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). | Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности. | Целеполагание | Общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера. Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково- символических средств для решения задач; | Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково- символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
2.Определение темы, цели и задач урока. Актуализация знаний, пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднения обучающихся при выполнении пробного учебного действия. | На доске запись предложения: «Яркое солнышко светит сквозь прозрачные занавески». - Распределите слова по группам. - Оцените работу соседа по парте. - По каким признакам распределяли слова? (На доске: яркой - прозрачные; солнышко - занавески). -Что нужно знать, чтобы понять смысл предложения? А сейчас поднимите свои ручки. Почему, когда я попросила поднять ручки, вы подняли ручки, а не карандаши? Что нужно знать, чтобы правильно выполнить действие? (Лексическое значение слова). - Как думаете, какова тема урока? (Какой термин есть для определения смысла, значения слов?) -Откроем тетради и запишем число и тему урока. - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Ключевое слово- «лексика»). - Что такое лексика? (Чтение определения стр.150). - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? (Работа с Упражнением 327) Так сколько же слов в русском языке? Что такое лексическое значение слова? (На доске спроектированы слова: школа, друг, учиться, бесстрашный) - Объясните лексическое значение слов, указанных на доске. Работаете в парах. - Проанализируйте работу другой пары, дополните её, исправьте ошибки. Выступает каждая группа. - Оцените свою работу? - Дайте лексическое значение слов авеню, таймер, интерьер? - Какие трудности возникли? -Это слова, пришедшие к нам из других языков. - Нужно ли нам знать лексическое значение слов? Что нам это даёт? Работа со словарями: упр. 329. Работа с карточками: «Закончи предложение»: –словарный состав языка называется... (лексика) – словарный состав языка изучает наука...(.лексикология) | Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод Формулируют тему урока (Слово и его лексическое значение) Формулируют цель (узнать, что такое лексическое значение слова). Определяют задачи: (научиться определять лексическое значение слова). Решают кроссворд. Называют лексическое значение слов. Работа в парах. Оценивают работы, делают вывод. Выполняют упражнение: работают с толковым словарём. Работа в парах, осуществляют взаимопроверку. Работают с карточками. | Формирование позитивной самооценки. Формирование картины мира культуры как порождения предметно- преобразующей деятельности человека. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. |
3. Закрепление материала (10 мин.) Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала, формирование умения работать в группе; привитие чувства уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция). | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы и работы в парах. - Прочитайте лексическое значение слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. 1.Относится к кому - нибудь, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью. 2.Старый, бывалый, опытный воин. 3.Успех в битве, войне, полное поражение противника. - Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? - Что для вас эта победа? - Выполнить морфологический разбор слова «с уважением». | Выполняют задание в парах Проверяют и оценивают. Дают краткий ответ. Работают индивидуально и в парах | Оценивание содержания | Контроль, коррекция, оценка | Точное и полное выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. | Подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование. |
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | - Мы устали работать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки: 1. Есть она у чемодана И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. (ручка) 2. Может напоить водою, Может гайку отвинтить, А еще замок откроет, Чтоб хозяев в дом впустить. (ключ). 3. Кто с него снимает кожу, Будет в три ручья реветь, Без него стрела не сможет До мишени долететь. (лук). - О каком явлении эти загадки? (омонимии). Мотивация и координация деятельности обучающихся, контроль выполнения задания. | Обучающиеся отгадывают загадки, связанные с темой. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |||
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: -мотивировать обучающихся к деятельности; -координировать их деятельность; -контролировать выполнение заданий. | -Работаем в парах. Игра «Угадай-ка» - Первая пара даёт толкование какого-нибудь слова, вторая старается угадать это слово. Можно пользоваться толковым словарём. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. Самостоятельно выполняют упр.334(записывают лексическое значение слов по образцу). | Оценивают свою работу. Играют. Работают с толковым словарём. Самостоятельно работают с учебником. | Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Осуществление пошагового контроля; адекватное восприятие оценки; внесение необходимых корректив на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. учителя | Действовать с учётом позиции другого, уметь согласовывать свои действия; практическое освоение морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией. |
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель: -оценить результаты собственной деятельности -повторить способ нового знания | - О чём мы говорили сегодня на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Чему вы сегодня научились? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. -Оцените себя (слайд на интерактивной доске) 1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Домашнее задание: Упр. 336 Всем спасибо за урок. До свидания. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу свою и одноклассников. Записывают домашнее задание. | Самооценка; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролироват ь и оценивать свои действия, корректировать их выполнение. | Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...
Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)
Метод проекта использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...
Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.
Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ...
Конспект урока. 5 класс. Русский язык.
Чередующиеся гласные в корне рос – раст.Тип урока. Урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода....
конспект урока 9 класс русский язык
ССП с несколькими придаточными и знаки препинания в них...
конспект урока 5 класс Русский язык
Тема: «Состав слова. Значимые части слова» Тип урока: обобщение знаний, повторение. Планируемые результаты:Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языкуКо...
Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».
Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....