Конспект урока по русскому языку на тему: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц»
план-конспект урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pot_russkomu_yazyku.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска
Конспект урока
по русскому языку
на тему:
«Большая буква в именах людей, кличках животных,
названиях городов, сел, деревень, улиц»
Выполнила учитель начальных классов
Егорова Екатерина Юрьевна
Смоленск
Цель урока: Отрабатывать навык написания имен собственных.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
- Отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.
- Познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
- Пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов.
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к учению, любознательность.
- Прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три медведя»; сигнальные карточки; записи на доске.
Ход урока.
1. Оргмомент
-Здравствуйте ребята, давайте проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка.
-Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать»!
Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку.
2. Изучение нового словарного слова, повторение пройденного материала.
а) минутка чистописания – написание заглавной буквы М.
б) словарная работа.
-Ребята, открывайте тетради, записывайте число, классная работа. С новой строчки запишите заглавную букву М и пропишите её до конца строчки, пишите аккуратно, старайтесь при написании.
-Закончили?
-Молодцы»!
-Ребята, я вам загадаю загадку, а вы будьте внимательны и постарайтесь её отгадать.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
-Ребята, как вы думаете кто это?
-Правильно, медведь.
(Учитель вывешивает на доску картинку с изображением медведя).
-Даша выйдет к доске и запишет слово медведь на доске, а вы ребята запишите у себя в тетради.
-Молодец Даша, теперь поставьте в слове медведь ударение, а безударную гласную подчеркните.
Даша у доски, а вы ребята в своих тетрадях.
-Все справились?
-Молодцы!
-Ребята, если он медведь, то она … Запишем слово "медведица", поставим ударение, безударные гласные подчеркнем.
-Посмотрите на картинку, какой здесь нарисован медведь?
-Теперь давайте составим словосочетание со словом медведь.
-Как вы думаете, какое словосочетание можно составить?
-Молодцы ребята, давайте запишем это словосочетание в тетрадь.
Записали?
-Ребята, давайте придумаем нашему медведю кличку.
-Как вы думаете Топтыгин подойдет?
-Теперь давайте составим предложение про нашего медведя.
-Молодцы ребята, запишите это предложение в тетрадь, а с какой буквы вы напишите слово Топтыгин?
-Правильно с большой, а почему?
Учащиеся в тетрадях прописывают заглавную букву М.
-Да
-Медведь
Даша выходит к доске записывает слово медведь, ставит ударение в слове и подчеркивает безударную гласную. Остальные учащиеся выполняют данное задание в тетрадях.
-Медведица
-Большой, огромный, лохматый, голодный, бурый, могучий, косолапый.
-Бурый медведь.
-Да.
-Да, подойдет».
-Бурый медведь Топтыгин очень любит ягоды
-С большой буквы
-Потому что клички животных пишутся с большой буквы – это имена собственные
3. Физминутка.
-Ребята, давайте отдохнем и сделаем небольшую разминку.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты снова сели».
Ученики выполняют физминутку.
4. Развитие связной устной речи.
- Медведь очень часто является персонажем русских сказок.
Кто-нибудь помнит сказку героями, которой были медведи?
-Ребята, а вы помните героев сказки «Три медведя»?
-Вы помните как звали девочку?
-Как звали маму-медведицу?
-Как звали папу-медведя?
-Как звали маленького медвежонка?
-Молодцы ребята»!
-В сказке Три медведя герои – медведи
-Да, девочку, которая заблудилась и попала в дом к медведям, звали Маша
-Маму-медведицу звали Настасья Петровна
- Папу медведя звали Михайло Потапович
-Маленького медвежонка звали Мишутка
5. Работа в тетрадях.
- Ребята, сейчас будет работа в тетрадях.
Давайте запишем, как звали девочку.
С какой буквы нужно написать это слово?
Почему?
Девочку звали Маша, а как можно назвать ее ласково?
Запишем и это слово. С какой буквы, почему?
Правильно ребята.
-Запишите, как звали маму-медведицу.
Теперь как звали папу-медведя.
Теперь запишите, как звали маленького медвежонка.
-Все записали?
-С какой буквы вы записали эти слова?
-Почему?
-Правильно ребята, молодцы
-Маша.
-С большой буквы
-Потому что имена людей мы пишем с большой буквы – это имена собственные
-Машенька
-С большой буквы, потому что имена людей мы пишем с большой буквы – это имена собственные
Дети пишут в тетрадях Михайло Потапович.
Дети пишут в тетрадях Мишутка.
-Да
-С большой буквы
-Потому что клички животных пишутся с большой буквы – это имена собственные
6. Закрепление материала.
(Дидактическая игра).
-Мы с вами вспомнили, что имена людей и клички животных пишут всегда с большой буквы.
- А какие еще слова всегда нужно писать с большой буквы? Кто может рассказать правило?
-Даша, расскажи правило.
-Молодец Даша.
-Ребята, давайте хором проговорим это правило.
-Молодцы ребята!
-Я вижу ребята, что вы очень хорошо запомнили это правило и сможете сыграть со мной в одну интересную игру на внимание.
Я буду называть слова, и если это слово нужно писать с большой буквы, то вы поднимаете карточку, на которой нарисована большая стрелка (карточки на столах детей), а если слово пишется с маленькой буквы, то карточку с маленькой стрелочкой.
Учитель называет слова: собака, Жучка, Смоленск, город, деревня, Простоквашино, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Попова.
-Молодцы ребята, вы все отлично справились
Кира: -Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей и океанов пишутся с большой буквы – всё это имена собственные».
Ученики хором проговаривают правило вместе с учителем.
Учащиеся поднимают карточку, на которой нарисована большая стрелка, когда слышат слова, которые нужно писать с большой буквы и маленькую карточку, когда слышат слова, которые нужно писать с маленькой буквы.
7. Итог урока.
-Ребята, с какой буквы нужно писать имена людей?
-Какие еще слова мы пишем с большой буквы?
-Почему мы пишем эти слова с большой буквы?
- Ребята, наш урок подходит к концу, вы молодцы все хорошо занимались.
Скоро прозвенит звонок.
Собери портфель, дружок.
Аккуратно, по порядку
Книгу, ручку и тетрадку.
-С большой буквы.
-Отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, морей и океанов
-Потому что это всё имена собственные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Большая буква в именах людей"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе (по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) по теме "Большая буква в именах людей"...
Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"
Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"...
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Конспект урока Тема: Строчная «н». Прописная буква в именах собственных. Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп письма.
Для цчащихся 1 класса...
Урок письма"Большая буква в именах людей"
Тема урока: Большая буква в именах людей.Цель: Закрепление правила написания большой буквы в именах людей. Задачи: коррекционно -образовательные:формировать знания о правилах написания имён...
Презентация к уроку Большая буква в именах людей
Презентация уроку письма...
Конспект урока по русскому языку "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»...