Конспект урока по русскому языку "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»
план-конспект урока по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-закрепление изученного материала по письму и развитию речи
«Большая буква в Ф.И.О. Людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек.»
Цель: закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчеествах людей, кличках животных и географических названиях.
Задачи: 1.закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
2.отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.
3. развивать связную устную и письменную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
4.прививать учащимся интерес к предмету, воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку, приветствует учащихся.
2. Рефлексия учащихся.
Учитель: У вас на столах лежат карточки с оценками. В 1 столбике оценки, которые вы бы хотели получит за урок. Выберите ту оценку, которую вы хотите получить. Поставьте напротив неё знак +.
3. Пальчиковая гимнастика.
«Ягодки»
С ветки ягодки срываю,
И в лукошко собираю.
Будет полное лукошко,
Я попробую немножко.
Я поем ещё чуть-чуть
будет лёгким к дому путь.
4. Чистописание.
На доске : СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ
Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте фразу и скажите, что нужно сделать, чтобы фраза стала понятной? (Надо разделить её на слова. Их здесь всего 3).
Учитель: Запишите в тетрадь это предложение. Что надо помнить, чтобы правильно написать предложение? ( Первое слово в предложении пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку).
5. Сообщение темы урока.
У: Сегодня на уроке мы отправимся в страну Больших букв. Но сначала нам предстоит вспомнить правила написания слов с большой буквы. (повторение правил).
6. Работа по теме урока.
У: а) Загадка: Тебе дано, а люди пользуются? (имя).
У: А откуда у человека берётся имя? (имя даётся человеку при рождении)
На интерактивной доске имена: миля гена ада саша
сеня нюра лена неля
маша ася нина толя
маня таня неля дина
У: Прочитайте слова. Что это за слова? (имена). А какая ошибка допущена в написании этих имён? (они написаны с маленькой буквы).
У: А как мы должны писать имена? (повторение правила)
Какие из этих имён вы слышите впервые? Запишите их в терадь.
Какие имена записали? С какой буквы записали слова?
б). У: ребята, имя человеку даётся при рождении. А как человек получает отчество? (от имени своего отца).
На интерактивной доске: имена и отчества вразброс. Отчества закрыты прямоугольниками разных цветов:
Владимир Александровна Юрий Петрович Андрей Пётр Витальевич
Юрьевна Виталий Андреевич Павел Юрьевич Александр Юрьевна Павлович
У: Прочитайте слова. Что это за слова? (имена отцов учеников). А теперь найдите и прочитайте имя своего отца и скажите, какое отчество у вас образовано от имени. А правильно вы назовёте своё отчество мы сможем узнать при помощи разноцветных прямоугольников, лежащих у вас на партах. Вы называете имя, отчество. Берёте прямоугольник, подходите к доске и отодвигаете прямоугольников того же цвета, который у вас в руках.
У: Как мы пишем отчества? (повторение правила).
У: Запишите в тетрадь имя своего отца, а напротив своё отчество.
в). У: А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?
Фамилии у людей были не всегда. Ещё 100-150 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, которыми занимались люди, от места жительства человека, от названий животных, растений.
Игра «Придумай фамилию»
У: Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовать фамилию.
Какая фамилия образовалась от имени Пётр, Василий? (Петров, Васильев)
Какая фамилия могла быть у кузнеца, плотника? (Кузнецов, Плотников)
Какую фамилию могли дать человеку с большой бородой? ( Бородин)
Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, заяц, волк? ( Воронов, Зайцев, Волков)
У: С какой буквы надо писать фамилии людей? (фамилии людей пишутся с большой буквы)
Назовите свою фамилию, имя, отчество. Запишите в тетрадь.
Физминутка.
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова-это два,
Три-руками три хлопка,
На четыре-руки шире,
Пять-руками помахать,
Шесть-на место тихо сесть.
г). На интерактивной доске: стихотворение
Жили-были дед да баба с маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка.
А ещё была корова звали её Бурка.
У: Что перепутал поэт? (поэт перепутал все клички).
- Давайте наведём порядок. Какая кличка может быть у кошки, собаки, курицы, коровы, жеребёнка?
-Какие клички животных вам известны?
-Как надо писать клички животных? (клички животных пишутся с большой буквы).
д). У: Ребята, имена есть не только у людей, но и у городов, сёл, улиц, рек.
- Как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Как называется город в котором мы живём? (Комсомольск)
- На какой реке расположен наш город? ( Амур)
- На какой улице расположена наша школа? (Калинина)
- Какие улицы в нашем городе вы ещё знаете?
е). Работа по карточкам.
У детей на партах карточки:
город | река | имя | фамилия |
У: У вас на столах лежат карточки. Ваша задача заполнить эти карточки. На верхних строках у вас записаны слова: город, река, имя, фамилия. Вы должны вписать название города в котором мы живём; реку, на которой находится наш город; своё имя и фамилию. Не забывайте про правила которые мы с вами сегодня повторяли.
Проверка: Как написали название города, реки, имя, фамилию? ( с большой буквы).
7. Обощение.
У: Ребята, давайте ещё раз повторим то, над чем мы с вами работали на уроке. (повторение правил).
Стихотворение. (читает Лапкина А.)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
8. Итог урока.
Учитель объявляет оценки за урок. Учащиеся заполняют вторую строку в карточке с оценками.
У: У кого совпала оценка, которую он хотел получить с той которую получил? Молодцы, вы добились своей цели.
У кого не совпали? Значит надо быть более внимательными и старательными и обязательно всё получится.
9. Домашнее задание.
Составить рассказ по вопросам. Записать в терадь.
1. Как тебя зовут?
2. Какая у тебя фамилия?
3. Как зовут твоего папу, твою маму?
4. В каком городе ты живёшь, на какой улице?
5. На какой реке расположен наш город?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
Дана полная разработка урока и конспект...
Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"
Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "
Учащиеся должны не только формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...
Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"
Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...
Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"
ТемаБуквы ы, и после приставок.ЦелиОбразовательные: познакомить с условиями выбора орфограммы, научить применять правило.Предметные уменияФормировать УУД:Планируемый результатнаходить слова с ор...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц»
Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ОВЗ ...