Урок русского языка в 5 классе "Туристический поход по дорогам грамматики"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Повторение изученного по теме "Лексика", развитие орфографической зоркости и выявление смысловой роли знаков препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
"Туристический поход по дорогам грамматики"
Автор:
Язинцева Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 1»
Ступинского муниципального района
Московской области
Тип урока | Повторение изученного по теме «Лексика» |
Технологии | ИКТ, игровые |
Цель | Комплексное повторение изученного в разделе лексика; совершенствование навыков грамотного письма с использованием компьютерных технологий; развитие языкового чутья, орфографической и пунктуационной зоркости; воспитание любви к родному языку. |
Организация пространства | Фронтальная работа |
Туристический поход по дорогам грамматики
Цели урока:
- комплексное повторение изученного в разделе лексика;
- совершенствование навыков грамотного письма с использованием компьютерных технологий;
- развитие языкового чутья, орфографической и пунктуационной зоркости;
- воспитание любви к родному языку.
Оборудование:
- карта, на которой названия пунктов открываются по мере выполнения заданий;
- компьютеры;
- эмблемы
- фонограмма песни «У похода есть начало».
ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя.
(Звучит песня «У похода есть начало».)
- Как вы уже догадались, сегодня мы вновь идем с вами в поход по дорогам Грамматики. Этот маршрут мной выбран не случайно. Как поется в песне, «мы прошли дорог немало, но огромен белый свет». Целью нашего похода будет проверка знаний, умений и навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости и выявление смысловой роли знаков препинания в тексте. Теперь, чтобы подготовленными выйти в поход, нам необходимо собрать вещи. А поможет нам в этом компьютер.
- Компьютерный словарный диктант.
- Умение обосновывать выбор орфограмм в словах имеет решающее значение для овладения орфографической грамотностью. Перед вами компьютерная программа тренажер на вставку пропущенных букв-орфограмм.
Б_нокль, сп_ртивный, к_стюм, м_ршрут, рю_зак, фотоап_арат, п_латка, к_стер, пр_визия, во_зал, к_телок, г_рбарий, кор_екция, шо_се, кара_каться.
- Над какими видами орфограмм вы работали?
(Правописание непроверенных гласных и согласных в корне слова.)
- Игра «Замени одним словом, или Что скрывается за перифразом?».
- Итак, мы вышли из города «Непроверяемых гласных и согласных в корне слова», теперь посмотрим на нашу карту. Мы подошли к какому-то мостику. Чтобы узнать его название, давайте поиграем в игру «Замени одним словом».
(На экран проецируется текст, подчеркнутые выражения необходимо заменить одним словом. Исправленный текст записывается в тетради.)
Туристы целых шестьдесят минут шли по густому частому лесу. Они пробирались сквозь заросли дикой розы с ярко-красными ягодами и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили сосуд с ручкой и носиком для кипячения водя или заваривания чая и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали хищную рыбу с острыми зубами, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили полезный напиток из лесных трав и отправились дальше.
Слова для справок: чай, час, щука, чаша, чайник, шиповник, чащоба |
- Над какой орфограммой мы работали? (Правописание и, у, а после шипящих.)
4. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Поляна синонимов и антонимов.
- Мы успешно преодолели мостик «Правописание гласных и, у, а после шипящих» и вышли на поляну. Здесь мы ненадолго задержимся и выполним ряд заданий. На доске записан текст, прочитайте его и выпишите синонимы.
Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудная дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.
(Г. Скребицкий)
Пары синонимов:
путешественник, исследователь;
заросли, дебри;
непроходимые, дремучие.
- Что такое синонимы?
- Могут ли быть однокоренные слова синонимами?
-Чем отличаются синонимы друг от друга?
- С какой целью употребляются синонимы в речи?
- Как называются слова с противоположным лексическим значением?
- Я предлагаю вам игру «Отгадай, что это».
Я антоним к лову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
И зовут меня… (прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь….(тишина).
- Вы правильно определили антонимы, запишем антонимичные пары: зной – прохлада; шум, стук – тишина.
-Теперь мы приближаемся к какой-то деревне. Интересно, что нас там ждет?
- Смысловая роль знаков препинания.
- В этой деревне живут странные жители, все у них шиворот-навыворот. Давайте посмотрим на экран компьютера и прочитаем стихотворение о горькой судьбе селян.
Едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках все там варят с солью.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
(С. Бондаренко)
- Как вы думаете, в чем проблема местных жителей?
Пунктуационная небрежность, неточность создают затруднения для понимания смысла предложения, поэтому знаки препинания имеют не только разделительное, выделительное значения, но и играют смысловую роль в предложении.
- Вам нужно щелкнуть курсором в том месте, где вы считаете необходимым поставить запятую. Когда вы закончите расстановку знаков препинания, найдите на клавиатуре кнопку F7, и компьютер сам проверит правильность вашего выбора. Если вы ошиблись, то строка будет подчеркнута красной линией и вам придется устранить недочет.
- Мы помогли установить порядок, но нам нужно двигаться дальше.
- Синтаксическая роща. Игра «Найдите ключевую фразу».
- Запишите под диктовку предложения:
Грамота не болезнь – годы не уносит.
Учить дураков – не жалеть кулаков.
Семейный котел всегда кипит.
Где родился, там и пригодился.
- Из первого предложения возьмите имя существительное, выступающее в роли подлежащего, поставьте его в форму дательного падежа единственного числа, полученное слово запишите. (Грамоте.)
- Из второго предложения возьмите глагол в неопределенной фрме, выступающий в роли подлежащего, присоедините к нему постфикс –ся, полученное слово запишите. (Учиться.)
- из третьего предложения выпишите наречие, выступающее в роли обстоятельства. (Всегда.)
- Из четвертого предложения возьмите второй глагол, выступающий в роли сказуемого, поставьте его в форму будущего времени единственного числа, 3-го лица, запишите его. (Пригодится.)
- Какая пословица у вас получилась?
(Грамоте учиться – всегда пригодится.)
- Вот и закончился наш турпоход по дорогам Грамматики. (Звучит песня «У похода есть начало».)
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"
Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...
Урок русского языка в 7 классе "Грамматика:морфология и синтаксис".
Урок русского языка с использованиемЭОР....
Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...
Урок русского языка в 9 классе "Знатоки грамматики", СКОУ VIII вида
Урок проводится в конце учебного года после изучения всех частей речи...
Урок русского языка в 5 классе "Веселая грамматика"
Урок русского языка в 5 классе проводится в рамках предметной недели. Содержит задания, свзанные с орфографией, этимологией. Сопровождается презентацией....
Урок русского языка в 6-м классе "Дорога в школу"
Урок-игра....
Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация
Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...