Урок русского языка в 9 классе "Знатоки грамматики", СКОУ VIII вида
план-конспект урока (9 класс) по теме

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

Урок проводится в конце учебного года после изучения всех частей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon znatoki_grammatiki_9_kl.ppt1.86 МБ
Microsoft Office document icon znatoki_grammatiki.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - обобщение по теме «Части речи» в 9 классе Составил учитель Кремлева И.В. 2013 г

Слайд 2

3, 15, 1, 20, 16, 12, 10, 4, 18, 1, 14, 14, 1, 20, 10, 12, 10

Слайд 3

«Знатоки грамматики»

Слайд 4

Числительное Наречие Местоимение Предложение Глагол Имя прилагательное Состав слова Имя существительное Грамматика

Слайд 5

Назовите части слова 1 _______________, 2 ______________, 3 _______________ , 4 _____________.

Слайд 6

Корень и однокоренные слова К каждому слову подберите пару из скобок: дочка - _________, лыжник - ___________, садовник- ______, холод - ____________, дом - __________, говорить - __________. (холодильник, садовод, домик, доченька, лыжница, переговоры)

Слайд 7

Составьте сложные слова с одинаковым вторым корнем -лов-.

Слайд 8

Прочитайте сложные слова пул лом нефт ферма стал Е провод птиц вар бур мёт

Слайд 9

Запишите сложные слова лист воз дым руб лес О пад пар ход верх лаз

Слайд 10

Имя существительное Дополните правило: Существительное – это часть речи, которая обозначает ______________ и отвечает на вопросы _________?, __________?

Слайд 11

Запишите в таблицу имена существительные

Слайд 12

14, 21, 9, 29, 12, 1, 13, 30, 15, 1, 33, 17, 1, 21, 9, 1.

Слайд 13

М у з ы к а л ь н а я п а у з а

Слайд 14

Имя прилагательное Дополните правило: Прилагательное – это часть речи, которая обозначает ______________ предмета и отвечает на вопросы ____________? ___________? ____________? ____________?

Слайд 15

Найдите в тексте имена прилагательные. Допишите окончания. 1. Маленьк…. роста я, Тоненьк…. , остр…. , Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. 2. Из горяч…. колодца Через нос водица льется.

Слайд 16

3. Летит орлица по син…. небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. 4. Плотник остр…. долотом Строит дом с одним окном

Слайд 17

Местоимение Дополните правило: Местоимение - это часть речи, которая __________ на предметы, но не ___________ их.

Слайд 18

Четвёртый лишний мы, я, но, вы нас, нами, мнём, нам тебя, тебе, табун, тобой он, яму, его, ему, оно, она, они, наст

Слайд 19

Г л а г о л Дополните правило: Глагол – это часть речи, которая обозначает __________ предмета и отвечает на вопросы ______________? _____________?

Слайд 20

С о с т а в ь т е с л о в о с о ч е т а н и я существительное + глагол

Слайд 21

Замените глаголы повелительной формы единственного числа на глаголы множественного числа - те - ся одень – доверь – заправь - исправь - ограничь - помажь – подвинь - готовь – отправь – намыль - утешь - сосредоточь - не трать - не тревожь -

Слайд 22

Закончите пословицы Дело мастера …… Семь раз отмерь, один раз ……. Не плюй в колодец, пригодится воды …. С кем поведёшься, от того и ……. Слово не воробей, вылетит не ……. По одёжке встречают, по уму …….. Тише едешь, дальше …… Кто не работает, тот не ……

Слайд 23

14, 16, 13, 16, 5, 24, 29

Слайд 24

М О Л О Д Ц Ы !



Предварительный просмотр:

1 слайд –  Тема урока

         Сегодня  мы проводим урок-обобщение,  будем говорить о тех частях речи, с которыми знакомились в течение учебного года. Тетради и учебники нам не понадобятся, задания будут  на экране, а за правильные ответы вы будете получать жетоны, в конце урока подведём итог.

2 слайд    Расшифруйте название нашего урока (возьмите алфавит, которым мы  

                пользуемся для этого задания) -                                            

3 слайд -  Знатоки грамматики (проверили)                                                жетоны

                -Как называется наш предмет? (Грамматика и развитие речи). Для того,      

                 чтобы мы научились правильно писать, говорить - грамматика изучает

                 различные разделы, давайте их назовём.

4 слайд  - Разделы грамматики  (прочитать по цепочке, по показу учителя)

                 Назовите, пожалуйста, какие разделы мы с вами изучали (2 гр) :

                состав слова, предложение, имя  существительное,

                 имя прилагательное, местоимение. Вот о них мы и будем

                 сегодня говорить.

  5 слайд    Первое задание : «Назовите части слова» я читаю определение, а вы

                   называете их:

              1. часть слова, которая стоит перед корнем и служит  для  образования слов

                  с  новым  значением называется…приставка     (жетон)

              2. главная, значимая часть слова,  называется…..корень;    (жетон)             

              3. часть слова, которая стоит в конце и служит  для  связи слов  в  

                  предложении  называется …….. окончание         (жетон)

              4. часть слова, которая стоит после корня, и служит для образования новых  

                  слов……. суффикс               (жетон)

.  Запишите  название  частей  слова        ( № 1)  учитель   показывает на слайде  

                  последовательность и читает определение в другом порядке (У Алеши,  

                  Кости, Жени и Саши  подсказки):

                        1 _____________________,    2 ____________________,

                        3 _____________________,    4 ____________________ .                                         Проверить 3 гр.

               

             Второе задание. Скажите пожалуйста, какие слова называются однокоренными? – слова,  которые имеют общий корень называются …..(полный ответ)          (жетон)     

6 слайд .  Корень и однокоренные слова

                Вам   даны слова , прочитайте (и которые в скобках) – вы должны

                подобрать пары однокоренных слов (устно разобрать)   (жетон), запишите

                 (2 группа- 4 слова)       Задание   (№ 2)                              Корень обозначьте

                        дочка - ___________________,     лыжник - _____________________,                    Проверить 2 гр.

                        садовник- _________________,    холод - ______________________ ,

                        дом - _____________________,    говорить - _______________________.

               

Мы с вами знаем, что новые  слова могут образовываться сложением двух корней и называются ???             Сложные                         

7 слайд.     Составьте  сложные  слова  с  одинаковым  вторым      

                     корнем     -лов-   ( змее- , рыбо- , птице-)

8 слайд.   Прочитайте сложные слова

                Какие соединительные гласные могут встречаться в сложных словах?– О, Е

               Читают учащийся 2 группы.                                                             (жетон)         

9 слайд.  Составьте   и запишите  сложные  слова, выделите  корень,    

                подчеркните  соединительную гласную:   (3 гр - 3 слова)      ( № 3)

                 1. ______________________, 2. ___________________, 3. _________________,

                 4. ______________________, 5. ___________________.               Проверить,                   жетон

Положите ручки, (УСТНО, на фоне 9 слайда) Образуйте сложные слова . Как называют такие явления природы, когда:  

-земля трясется; -опадают листья; - дороги покрыты льдом; -лед трогается на реке; -падает снег; -падают звезды; -полная луна на неб;е -вода падает с высоты; -с гор падают камни  

10 слайд    Дополни  правило:  (устно)

                     

Существительное – это часть речи, которая обозначает______________и отвечает на вопросы  _________?,  __________?.   (жетон)

11 слайд.  Рассмотрите картинку, назовите предметы, которые на ней изображены, есть  одушевлённые и неодушевлённые  , запишите в таблицу,     ( № 4) 

Запишите в таблицу имена существительные (2 группа с опорой)

Одушевлённые

Неодушевлённые

Проверить,             (жетон)

Возьмите алфавит и расшифруйте следующее задание

12 слайд  14,  21,  9,  29,  12,  1,  13,  30,  15,  1,  33,           17,  1,  21,  9,  1.

13 слайд.   Музыкальная пауза  

Какой вывод вы можете сделать , прослушав эту песню?

14 слайд.  Дополни  правило:   (устно) (пользуемся правилами)

Прилагательное – это часть речи, которая обозначает_________________

предмета и отвечает на вопросы ______________? _______________?

________________? ___________________?  (жетон)

15  слайд.  Отгадай загадки. Отгадки впиши в клетки. Допиши окончания
прилагательных.                (жетон при проверке) ( № 6 )

Маленьк         роста   я,                  

Тоненьк         , остр         ,

Носом путь себе ищу,

 За собою хвост тащу.

и

16  слайд     Из горяч         колодца

               Через нос водица льется.

ч

     Летит орлица по син         небу,

     Крылья распластала, Солнышко застлала                                                                          

т

       Плотник остр         долотом

      Строит дом с одним окном                                                     

Д

17 слайд        Дополни  правило:   (устно) (пользуемся правилами)

  Местоимение  -  это часть речи, которая __________ на предметы,  

   но ___  называет    их.                                                                (жетон)

18 слайд   Четвёртый лишний  Одно из слов в каждом ряду является лишним:      читаем хором                                     определите   его, вычеркните

  • мы, я, но, вы
  • нас, нами, мнём,  нам
  • тебя, тебе, табун, тобой
  • он, яму, его, ему,
  • оно, она, они, наст                                                  (жетон)

19 слайд   Дополни  правило:   (устно) (пользуемся правилами)

20слайд  Составьте словосочетания: СУЩ+ГЛАГОЛ

21слайд   Замените глаголы повелительной формы  единственного числа на глаголы множественного числа

Запишите по 2 примера в каждый столбик (2 гр – по 1 слову)

22 слайд  ЗАКОНЧИТЕ пословицы (устно)

Подведём итоги, какие разделы грамматики мы сегодня повторяли?

- состав слова, имя существительное, местоимение, имя прилагательное.

 

Подсчитать жетоны и определить ЗНАТОКОВ  ГРАММАТИКИ

23 слайд   последняя шифровка

24 слайд   МОЛОДЦЫ

        

        Для «расшифровки» у каждого ученика на парте карточка с напечатанным алфавитом. Под буквами напечатаны цифры от 1 до 33. Используя эту карточку обучающиеся читают «зашифрованные» слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Интегригованный урок русского языка в 9 классе, школы VIII вида по теме: "Деловое письмо"

Данный материал разработан с целью обучения учащихся  правильно заполнять деловые бумаги (заявление) для дальнейшей социальной адаптации...

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....