Урок русского языка в 5 классе "Веселая грамматика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе проводится в рамках предметной недели. Содержит задания, свзанные с орфографией, этимологией. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_grammatika_5_klass_otkrytyy_urok.doc | 51 КБ |
prezentatsiya_zanimatelnaya_grammatika_5_klass.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
«Веселая грамматика»
Учитель Лейко О.А.
Класс 5 «Б»
Дата проведения 12.02.2014г.
Цель: проверить знания учащихся о частях речи, значении, строении, правописании слов.
Задачи:
- создать условия для проявления знаний, полученных на уроках русского языка по разным разделам лингвистики;
- развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень; - моделировать игру в целях воспитания интереса к предмету;
- создать условия для работы обучающихся в группах;
- воспитывать любовь к слову и речевой культуре.
Оборудование:
-интерактивная доска, слайды, проектор, раздаточный материал.
Урок проводится в виде соревнования трех команд. Класс заранее делится на команды, выбирается капитан, от команды готовится по 2 вопроса соперникам. В жюри приглашаются старшеклассники.
Ход урока.
Слово учителя. Сегодня мы проводим урок-игру «Веселая грамматика».
Слайд 1. Веселая грамматика.
Грамматика, грамматика!
Как без нее нам быть?
Грамматику, грамматику
Должны мы все любить!
Поможет нам грамматика
(она ж не математика)
Проверить написание,
Поставить ударение,
Про знаки препинания,
Конечно, не забыть.
Морфемы, части речи
И сочетанья слов
Любящий грамматику
Всегда познать готов.
В игре участвуют 3 команды: команда «Русские души», капитан Ерко Анастасия, команда «Гении», капитан Крюченко Евгения и команда «Неуязвимые», капитан Юркина Алевтина. Нашим жюри будет группа старшеклассников, а гостями – учителя нашей школы. За каждый правильный ответ команды будут получать баллы, объявляемые жюри после каждого конкурса, а в конце игры подводится итог.
Слайд 2. Гора Грамматика.
В разгар зимних Олимпийских игр мы совершим восхождение на гору Грамматика. Нас ждут разные задания. Итак, вперед.
Задание 1.Кроссворд «Морфемика» (3 балла той команде, которая справилась быстрее)
Домик, где берем снаряжение для пути, лыжи, коньки, сноуборды, закрыт. Ключ к нему – разгадывание кроссворда.
Слайд 3. Домик Морфемика.
Для кроссворда
1.Раздел лингвистики, изучающий состав слова. (Морфемика.)
2.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс.)
3.Часть слова, которая служит для образования форм слова. (Окончание.)
4.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка.)
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (Корень.)
6.Часть изменяемого слова без окончания. (Основа.)
На коньках, лыжах, сноубордах, санках летим дальше. Впереди препятствие – скала «Корень».
Задание 2. Найти однокоренные слова, указать количество (4 балла)
Прочитайте стихотворение и укажите количество слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик.
В.Берестов.
Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте - луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам много лет!
(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).
(За каждое найденное слово – 1 балл).
Слово учителя. Этимологически слова «лунка» и «луна» являются однокоренными. Лунку- ямку круглой формы – назвали так по подобию с полной луной.
По застывшим ручейкам и горным речкам поднимаемся к главному препятствию – ущелью Орфография.
Задание 3. Тренажер «Правописание слов». Выходят по очереди 5 человек из каждой команды ( 1 балл за слово).
Задание 4. Кто быстрее выйдет из ущелья? Исправить ошибки в тексте (5 баллов, если исправлены все ошибки, 3-4 балла, если пропущены ошибки)
Моршрут будит прохадить по горнаму ущелю. Придлогаю счас зделать превал и раставить поладки сказал инструктар
Исправленный текст.
«Маршрут будет проходить по горному ущелью. Предлагаю сейчас сделать привал и расставить палатки»,- сказал инструктор.
Команды вышли из ущелья и должны размяться.
Физкультминутка. (3 балла)
Вверх рука и вниз рука,
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Мы на лыжи быстро встали,
Палки в руки ловко взяли,
Оттолкнулись и с вершины
Полетели до долины.
(Движения при ходьбе на лыжах)
Все мы любим играть в снежки. «Снежками» на уроке будут вопросы, которые подготовила каждая команда.
Задание 5. «Снежки». Вопросы и ответы (2 балла + 1 балл за интересный вопрос) Команды обмениваются вопросами.
А в долине нас ждет угощение в кафе «Грамотейка».
Слово учителя. Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Задание 6. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (5 баллов)
Буль_н.
Ра_ольник с к_лбасой.
К_тлеты рыбные.
П_льмени.
Шамп_ньоны в соусе.
Пиро_ки с к_ртошкой.
К_мпот из сухофруктов.
П_рожное бисквитное.
З_млянич_ное мороженое.
Ответы.
Бульон.
Рассольник с колбасой.
Котлеты рыбные.
Пельмени.
Шампиньоны в соусе.
Пирожки с картошкой.
Компот из сухофруктов.
Пирожное бисквитное.
Земляничное мороженое.
Продолжим покорять нашу гору Грамматика.
На пути у нас… снежный человек!!! Он протягивает нам древние письмена, переведя их на современный язык, мы сможем продвинуться дальше.
Задание 7. «Переводчики». Заменить устаревшие слова современными ( 1 балл за слово)
Око (глаз). Зеница (глаз, зрачок).
Чело (лоб). Рамо (плечо).
Выя (шея). Длань (ладонь).
Чрево (живот). Шуйца (левая рука).
Перст (палец). Десница (правая рука).
Вежды (веки).
Ланиты (щёки). Рыло (то же, что лицо).
Уста (губы). Пясть (ладонь с пальцами).
И вот мы у цели. Еще чуть-чуть, и мы окажемся на вершине нашей горы Грамматика.
Задание 8. Блиц-турнир. (1 балл за вопрос)
Вопросы для блиц-турнира.
1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)
3. Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила? (они употребляются только во множественном числе)
4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)
6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
7. Что объединяет слова жюри, росток, парашют, отрасль?
8. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)
9. Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Дополнительные вопросы. Кто правильно проговорит предложение
Когда позвонит помощник, опустишь жалюзи, включишь кухонный комбайн, сделаешь сок из свеклы и испечешь торты.
Подводим итоги нашей игры. Победила команда… Призовые места заняли команды… Называются наиболее активные участники игры, самая сплочённая команда, самый лучший капитан команды. Далее учащимся предлагается письменно ответить на вопросы:
- Какое задание было для тебя самым интересным?
- Какое задание было для тебя самым трудным?
- Оцени урок в баллах (1-5)
Всем спасибо за урок. Домашнее задание: написать названия зимних видов спорта, указать склон существительных
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"
Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...
Урок русского языка в 7 классе "Грамматика:морфология и синтаксис".
Урок русского языка с использованиемЭОР....
Урок русского языка в 9 классе "Знатоки грамматики", СКОУ VIII вида
Урок проводится в конце учебного года после изучения всех частей речи...
Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)
Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...
Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация
Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...
Урок русского языка в 5 классе "Туристический поход по дорогам грамматики"
Повторение изученного по теме "Лексика", развитие орфографической зоркости и выявление смысловой роли знаков препинания....
Конспект открытого урока по русскому языку «В лаборатории грамматики»
Тема: «Обобщение и закрепление знаний об изученных орфограммах»Цели и задачи: обобщить знания учащихся по изученным орфограммам; формировать интерес к русскому языку...