Урок русского языка в 6-м классе "Дорога в школу"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе "Дорога в школу"
Цели урока:
- Повторить и закрепить полученные знания.
- Обогатить словарный запас.
- Воспитывать живой интерес к русскому языку.
- Повторить Правила дорожного движения.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Объявление темы и целей урока. (Приложение. Слайд №1)
III. Слово учителя.
- В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа Дорожных Наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем целей.
Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе Дорожных Наук.
Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке? А какие слова понадобятся, чтобы рассказать об этом?
IV. Словарный диктант с комментированием.
Транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, автомобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, регулировщик, площадка, спереди.
- Вот к остановке подъехали троллейбус и трамвай. Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?
В классе два ряда. Значит, ученики первого ряда садятся в троллейбус, второго – в трамвай.
- Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы Дорожных Наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.
V. Задание. (Слайд №2)
От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы первого лица единственного числа:
- переходить – перехожу;
- тормозить – торможу;
- бежать – бегу.
(Слайд №3)
От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:
- переход – переходы;
- вездеход – вездеходы;
- поворот – повороты;
- пешеход – пешеходы;
- транспорт – транспорт.
(Слайд№4)
От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы первого лица единственного числа настоящего времени:
- обгонял – обгоняю;
- пересекал – пересекаю;
- проезжал – проезжаю;
- регулировал – регулирую.
(Слайд №5)
От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:
- ядро – ядра;
- ведро – ведра;
- бедро – бедра;
- метро – метро.
- Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. Что это за полосы?
Верно, переход. Вспомнить правило перехода нам поможет игра «Допиши словечко». Перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Слайд №6)
Если ты спешиш.. в пути
Чере.. ул..цу пройти,
Там иди, где весь наро..,
Где есть надпись … (переход.)
- Отгадайте загадки. (Слайд №7)
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор.)
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик.)
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай.)
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили.)
В Два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица.)
- А следующие стихотворения будете заканчивать устно:
(Слайд №8)
Чтоб тебя я повез,
мне не нужен овес.
Напои меня бензином,
На копыта дай резину.
Поднимая всюду пыль,
Побежит ... (автомобиль).
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь ... (велосипед).
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись! Не зевай!
Отправляется ... (трамвай).
- Мы едем дальше. Вот на пути – светофор. Пока он глядит сердитым красным глазом, послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета»
Выборочный диктант. (Слайд №9) Выпишите глаголы, определите вид, подберите к ним глаголы другого вида. (Выписать местоимения, определить падеж.)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик - светофор,
Мы – три родные брата.
Мы светим с давних пор
И взрослым, и ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий – красный свет,
Если он горит:
Стой! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай нас совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
- Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!
- Красный свет продолжает гореть. Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу, сделайте морфологический разбор существительного.
- После выполнения этого задания вперед вырвался троллейбус: у его пассажиров предложения были наиболее интересные.
А теперь посмотрите в окно. Как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается:
«Если бы…»
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре красный свет,
Для перехода нет пути,
Сейчас никак нельзя идти!
- Мне наплевать на красный свет! -
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!
Шофер, гляди во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза;
Разиню пощади!
А вдруг бы заявил шофер:
- Мне наплевать на светофор! -
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
(О. Бедарев)
- Но вот, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы Дорожных Наук. Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу по заданиям на карточках:
- Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.
- Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.
- Составьте предложения со словами тормоза, скорость, колесо, мотор, двигатель.
- Придумайте небольшой рассказ на одну из тем: «Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети», «Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора».
VI. Осмысление домашнего задания.
VII. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Урок русского языка в 5 классе в ОС "Школа 2100" с использованием ИКТ. Неопределенные местоимения-существительные и их правописание.
Это урок открытия нового знания. Первый урок в системе уроков по данной теме.С учетом возрастных особенностей учащихся я использовала на уроке интерактивную доску, т.к. данное средство обучения являет...
Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные
В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...
Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.
Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...
Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...
План - конспект урока русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока:"Вопросительные предложения".
Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием во...