Урок русского языка в 6-м классе "Дорога в школу"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок-игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_v_shk.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м классе "Дорога в школу"

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить полученные знания.
  2. Обогатить словарный запас.
  3. Воспитывать живой интерес к русскому языку.
  4. Повторить Правила дорожного движения.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Объявление темы и целей урока. (Приложение. Слайд №1)

III. Слово учителя.

- В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа Дорожных Наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем целей.

Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе Дорожных Наук.

Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке? А какие слова понадобятся, чтобы рассказать об этом?

IV. Словарный диктант с комментированием.

Транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, автомобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, регулировщик, площадка, спереди.

- Вот к остановке подъехали троллейбус и трамвай. Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?

В классе два ряда. Значит, ученики первого ряда садятся в троллейбус, второго – в трамвай.

- Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы Дорожных Наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.

V. Задание. (Слайд №2)

От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы первого лица единственного числа:

  • переходить – перехожу;
  • тормозить – торможу;
  • бежать – бегу.

(Слайд №3)

От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

  • переход – переходы;
  • вездеход – вездеходы;
  • поворот – повороты;
  • пешеход – пешеходы;
  • транспорт – транспорт.

(Слайд№4)

От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы первого лица единственного числа настоящего времени:

  • обгонял – обгоняю;
  • пересекал – пересекаю;
  • проезжал – проезжаю;
  • регулировал – регулирую.

(Слайд №5)

От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

  • ядро – ядра;
  • ведро – ведра;
  • бедро – бедра;
  • метро – метро.

- Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. Что это за полосы?

Верно, переход. Вспомнить правило перехода нам поможет игра «Допиши словечко». Перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Слайд №6)

Если ты спешиш.. в пути
Чере.. ул..цу пройти,
Там иди, где весь наро..,
Где есть надпись … 
(переход.)

- Отгадайте загадки. (Слайд №7)

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю, 
И тебе хочу помочь. 
(Светофор.)

Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. 
(Регулировщик.)

Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу ездим? 
(Трамвай.)

Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек 
Домики везут. 
(Автомобили.)

В Два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. 
(Улица.)

- А следующие стихотворения будете заканчивать устно:

(Слайд №8)

Чтоб тебя я повез,
мне не нужен овес.
Напои меня бензином,
На копыта дай резину.
Поднимая всюду пыль,
Побежит ... 
(автомобиль).

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет. 
Я зовусь ... 
(велосипед).

Кто далеко живет, 
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись! Не зевай!
Отправляется ... 
(трамвай).

- Мы едем дальше. Вот на пути – светофор. Пока он глядит сердитым красным глазом, послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета»

Выборочный диктант. (Слайд №9) Выпишите глаголы, определите вид, подберите к ним глаголы другого вида. (Выписать местоимения, определить падеж.)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик - светофор,
Мы – три родные брата.
Мы светим с давних пор
И взрослым, и ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий – красный свет,
Если он горит: 
Стой! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай нас совет: 
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди, 
Скажет он: 
- Препятствий нет, 
Смело в путь иди!
Коль выполнишь без спора 
Сигналы светофора, 
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!

- Красный свет продолжает гореть. Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу, сделайте морфологический разбор существительного.

- После выполнения этого задания вперед вырвался троллейбус: у его пассажиров предложения были наиболее интересные.

А теперь посмотрите в окно. Как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается:

«Если бы…»

Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре красный свет,
Для перехода нет пути,
Сейчас никак нельзя идти!
- Мне наплевать на красный свет! - 
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!
Шофер, гляди во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза;
Разиню пощади! 
А вдруг бы заявил шофер:
- Мне наплевать на светофор! - 
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да там, где улица была, 
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!

(О. Бедарев)

- Но вот, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы Дорожных Наук. Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу по заданиям на карточках:

  1. Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.
  2. Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.
  3. Составьте предложения со словами тормоза, скорость, колесо, мотор, двигатель.

- Придумайте небольшой рассказ на одну из тем: «Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети», «Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора».

VI. Осмысление домашнего задания.

VII. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе в ОС "Школа 2100" с использованием ИКТ. Неопределенные местоимения-существительные и их правописание.

Это урок открытия нового знания. Первый урок в системе уроков по данной теме.С учетом возрастных особенностей учащихся я использовала на уроке интерактивную доску, т.к. данное средство обучения являет...

Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.

Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...

Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...

План - конспект урока русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока:"Вопросительные предложения".

Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием во...