Урок в 7 классе . Деепричастия совершенного и несовершенного вида
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Однобокова Лилия Анатольевна

Урок по русскому языку в 7 классе.  Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

                   

Тема урока:                                    Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Тип урока:    урок открытия нового знания

Использован учебник:  УМК  Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др.  –  5-е издание, испр. – М.: Просвещение, 2014.

Класс: 7

Предмет: русский язык.

Цель

познакомить со способами образования деепричастий  совершенного и несовершенного вида

Задачи

Образовательные: дать представление об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, выработать необходимые  умения находить деепричастия, определять их вид и выделять в них суффиксы, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность

Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения

Развивающие: развивать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, умение выделять суффиксы, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами

Формируемые УУД(универсальные учебные действия)

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Предметные: научить определять вид деепричастий, выделять суффиксы, строить словообразовательную цепочку

Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения,  использовать обобщенные способы действий

Основные понятия

Деепричастие, несовершенный и совершенный вид, суффиксы, основа настоящего времени

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

ПК учителя; учебник;   тетрадь; программное обеспечение;  презентация.

раздаточный материал.

 

п/п

Этапы реализации

Задачи этапа

        Содержание учебного материала

Формы

организации

работы

Методы обучения

Обратная связь и измерители

Время в мин

1

Организа-ционный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие.   Мотивационный настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

Фронтальная

Словесный

Наличие на столах учебника, тетради, ручки, карандаша.

1 мин

2

Актуализа-

ция изученного

Повторить теоретические сведения, изученные по теме «Деепричастие», правописание НЕ с деепричастиями, глаголами, причастиями

  1. Карточка «Верное/неверное утверждение»

  1. Деепричастие – особая форма глагола.
  2. Деепричастие не изменяется
  3. В предложении деепричастие является обстоятельством.
  4. Деепричастие бывает настоящего и прошедшего времени.
  5. Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида.
  6. У деепричастия такие же окончания, как и у прилагательного.
  7. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
  8. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми

  1. Взаимопроверка (СЛАЙД1)

- + +-+-++

  1. Словарный диктант (СЛАЙД2)

Незасеянное поле(cлитно, прич.), поле не засеяно (кр.прич.разд.), не засеянное вовремя поле(разд. есть зав. слов.), не засеяли поле(гл.разд), не засеяв поле(дееп. разд )

  1. Комментарий учащихся

Фронтальная, парная, коллективная

Словесный, наглядно-иллюстративный

Карточки с утверждениями.

Диктовка словосочетаний учителем, объяснение учащихся

4-5 мин

7-10 мин.

3

Постановка учебной задачи

Настроить обучающихся на изучение данной темы

                        Постановка вопроса: 

-Какая часть речи приходит к вам в гости на уроки этой осенью?  С ней вы уже начали свое знакомство. (Деепричастие).

  Есть ли у глагола категория вида?

Играть-несов.в, Поиграть –сов.в. Как вы определяете вид глагола?

Образуйте от этого глагола деепричастия

Играя – несов.в. По играв-сов.в.

  Есть ли у деепричастия категория вида?

(Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида)

 Как определить вид деепричастия? (Определить какого вида глагол, от которого образовано деепричастие)

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего   урока?! (Совершенный и несовершенный вид деепричастия). (СЛАЙД3)

-Молодцы, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? (Узнать, чем отличаются деепричастия совершенного и несовершенного вида, какие суффиксы пишутся, какую роль играют деепричастия).

Фронтальная

Словесный

Ответы на вопросы

2 мин.

4

 

Подготовка к восприятию новой темы

Объяснение нового материала

 Изучить, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида

Видеоролик «Добавочные действия деепричастий совершенного и несовершенного вида».

Работа с презентацией «Образование деепричастий»,  составление кластера (СЛАЙД4)

 

Работа с учебником.

 Стр.88-89, изучение теории

Фронтальная

 

Словесный, наглядно-иллюстративный

Словесный, наглядно-иллюстративный

Составление кластера,

чтение теоретических сведений

5-7 мин

3-4 мин

5

Упражнения для снятия нагрузки с мышц

                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  (СЛАЙД5)

              Определите  вид деепричастий

Способствование формированию компетентного отношения к своему здоровью.

1   мин

6

Первичное закрепление нового материала.

Включение новых знаний в систему знаний

Закрепить умение определять вид деепричастия, умение образовывать деепричастие несовершенного и совершенного вида, выделять суффиксы деепричастий

Давайте поработаем в группах.  На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Предлагаю вам выполнить следующее задание:

1 группа: упр.173.  Образуйте деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов вы не смогли образовать деепричастия? Свой ответ обоснуйте. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

2 группа: Распределительный диктант.

 В одну колонку   запишите глаголы совершенного вида, в другую – несовершенного.  Образуйте от глаголов деепричастия и запишите рядом.

Закончив работу, сформулируйте правило написания гласной перед суффиксами деепричастий.

Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, читать, прочитать, прийти.

 

Несовершенный вид

Совершенный вид

 Вытирать- вытирая, бледнеть – бледнея, давать – давая, рисовать – рисуя, кричать – крича, молчать – молча,   читать – читая, прийти – придя.

 Вытереть- вытерев, дать – дав, побледнеть- побледнев, организовать – организовав, замолчать- замолчав, прочитать – прочитав.

 3 группа: 

1.Образуйте от глаголов   деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид.

Образец: верить (во что?) в победу, веря в победу.

Беспокоиться (о чём?), тревожиться (за кого?),   управлять (чем?), победить (кого?), страдать (от чего?).

 2. Работаем корректорами.  

Исправьте ошибки в предложениях. Помните, что деепричастие дополняет глагол! В предложениях с деепричастными оборотами надо следить,  чтобы в деепричастии и сказуемом было одно и то же действующее лицо! Очень важно, работая над сочинением, изложением, следить за употреблением в тексте деепричастий, чтоб не было подобных ошибок. Почему?

Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.
Рассевшись по машинам, заревел мотор.
Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.
 Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь.

 Когда я проезжал мимо станции, у меня слетела шляпа.

Когда мы расселись по машинам, заревел мотор.

Когда мы подходили к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.

Когда лошадям расчесали гривы, экипажи тронулись в путь.

 

Групповая

Словесный, наглядно-иллюстративный

Работа с учебником, с карточками

10-12 мин

7

Домашнее задание

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения.

Обдумайте д/з, выберите задание сами. (СЛАЙД6)

1. упр.178 или 179,

2. Для дополнительной оценки можно написать эссе на тему «Нужно ли выделять деепричастие как самостоятельную часть речи?».

1 мин

8

 Рефлексия учебной деятельности

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

                                                                     (СЛАЙД7)

Ребята, наш урок подошел к концу. Но мне бы очень хотелось  узнать, понравился ли вам урок и ваша работа на уроке.  

  • - Что мы сегодня изучали?

  •  - Какая перед нами стояла цель?
  • - Достигли ли мы ее?
  • - Что нового вы для себя открыли? 

              (заполнение Листа самооценки)

-Что же, сегодня вы активно работали на уроке. Отметки  за урок будут выставлены в электронный журнал. Урок окончен. До свидания!

Фронтальная

Словесный

 

2- 3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Тренировочные упражнения по теме для учащихся 7 класса...

Разработка урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"

Технологическая карта урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....

Деепричастия совершенного и несовершенного вида (карта урока, презентация)

Карта урока и презентация по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида", русский язык 7 класс....