Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Программа разработана в конструкторе рабочих программ по новым ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alieva_ya.k._rabochaya_programma_id2373156.docx | 99.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Управление образования г. Махачкалы
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
______________ | ______________ | ______________ |
Протокол № | Протокол № | Приказ № |
от "" г. | от "" г. | от "" г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2373156)
учебного предмета
«Русский язык»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Алиева Ярмила Кунамагомедовна учитель русского языка и литературы первой категории
Махачкала 2022
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится - 170 ч. (5 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь.Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё — о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц.
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-,-зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-,-жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- —-ева-, -ыва-— -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения.
Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью.
Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение).
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного). Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные
сочинения объёмом не менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста —
целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.
Система языка
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.
Проводить фонетический анализ слов.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.
Орфография
Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь).
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.
Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Проводить морфемный анализ слов.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с
безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё —о после шипящих в корне слова; ы — и после ц.
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имён существительных.
Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
Проводить морфологический анализ имён существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.
Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- — -щик-, -ек- — -ик- (-чик-); корней с чередованием а//о: -лаг-—-лож-; -раст-—-ращ-—-рос-; -гар-—-гор-, -зар-—-зор-; -клан-—-клон-, -скак-—-скоч-; употребления/неупотребления ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных.
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных.
Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е// и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-— -ева-, -ыва-— -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные,
вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом;
сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).
Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ | ||||||||
1.1. | Язык и речь. Монолог. Диалог. Полилог. | 0.5 | 0 | 0 | Создавать устные монологические высказывания на основе; | Устный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7621/start/306308/ | |
1.2. | Речь как деятельность. | 0.5 | 0 | 0 | Использовать приёмы различных видов аудирования и чтения; Устно и письменно формулировать тему и главную мысль прослушанного и прочитанного текста; вопросы по содержанию текста и отвечать ; | Устный | Российская электронная школа | |
Итого по разделу | 1 | |||||||
Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | ||||||||
2.1. | Богатство и выразительность русского языка. | 1 | 0 | 0 | Самостоятельно формулировать суждения о красоте и богатстве русского языка на основе проведённого анализа;; | Устный | https://pandia.ru/text/79/147/83189.php | |
2.2. | Лингвистика как наука о языке. | 1 | 0 | 0 | Определять основания для сравнения слова и социальных знаков (дорожные знаки; | Устный; опрос; | https://pandia.ru/text/79/147/83189.php | |
Итого по разделу | 2 | |||||||
Раздел 3. ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
3.1. | Повторение пройденного материала. | 24 | 2 | 2 | Чтение текста, лекция,конспектирование | Диктант; | http://www.uroki.ru | |
Итого по разделу | 24 | |||||||
Раздел 4. ТЕКСТ |
4.1. | Текст и его основные признаки. | 0.5 | 0 | 0 | Распознавать основные признаки текста;; | Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start/267756 | |
4.2. | Композиционная структура текста. | 0.5 | 0 | 0 | Членить текст на композиционносмысловые части (абзацы);; | Практическая работа; | Видеоуроки в интернете - видео для учителя https://videouroki.net/ | |
4.3. | Функциональносмысловые типы речи. | 1 | 0 | 0 | Распознавать средства связи предложений и частей | Письменный контроль; | Библиотека видеоуроков internetурок | |
4.4. | Повествование как тип речи. Рассказ. | 1 | 0 | 0 | Создавать тексты; | Письменный контроль; | Библиотека видеоуроков internetурок (https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvedenie/obschiesvedeniya-o- | |
4.5. | Смысловой анализ текста. | 1 | 0 | 0 | Создавать тексты; | Устный | Видеоуроки в интернете - видео для учителя https://videouroki.net/ |
4.6. | Информационная переработка текста. Редактирование текста. | 1 | 0 | 0 | Восстанавливать деформированный текст; | Письменный контроль;; | Библиотека видеоуроков internetурок (https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvedenie/obschiesvedeniya-o- | |
Итого по разделу: | 5 | |||||||
Раздел 5. СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ | ||||||||
5.1. | Синтаксис Словосочетание | 4 | 1 | 0 | 17.10.2022 | Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); Определять функции знаков препинания;; Выделять словосочетания из предложения; | Тестирование; | interneturok.ru›subject/russian/class/5 yaklass.ru›Предметы›Русский язык |
5.2. | Простое двусоставное предложение | 13 | 1 | 0 | Распознавать предложения по цели высказывания; | Диктант; | interneturok.ru›subject/russian/class/5 yaklass.ru›Предметы›Русский язык |
5.3. | Простое осложнённое предложение | 8 | 0 | 1 | Анализировать и распознавать неосложнённые | Изложение; | interneturok.ru›subject/russian/class/5 yaklass.ru›Предметы›Русский язык | |
5.4. | Сложное предложение | 2 | 1 | 1 | Сравнивать простые и сложные предложения; | Диктант; | interneturok.ru›subject/russian/class/5 yaklass.ru›Предметы›Русский язык | |
5.5. | Предложения с прямой речью | 2 | 0 | 0 | Анализировать предложения с прямой речью и сравнивать их с точки зрения позиции слов автора в предложении и; | Практическая работа; | interneturok.ru›subject/russian/class/5 yaklass.ru›Предметы›Русский язык | |
5.6. | Диалог | 1 | 0 | 0 | Моделировать диалоги на лингвистические темы (в рамках; | Практическая работа; | Российская электронная школа www.resh.edu.ru | |
Итого по разделу: | 30 | |||||||
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА | ||||||||
6.1. | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 14 | 1 | 3 | Понимать смыслоразличительную функцию звука речи в слове; приводить примеры;; | Диктант; | resh.edu.ru›Предметы›Русский язык | |
6.2. | Орфография | 2 | 0 | 0 | Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;; | Письменный контроль; | О вопросах правописания – Д.Э. Розенталь«Справочник по орфографии, |
6.3. | Лексикология | 11 | 1 | 2 | Объяснять лексическое значение слова разными | Диктант; | resh.edu.ru›Предметы›Русский язык | |
6.4. | Морфемика. Орфография | 20 | 1 | 2 | Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;; | Диктант; | РЭШ: | |
Итого по разделу: | 47 | |||||||
Раздел 7. МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ | ||||||||
7.1. | Морфология как раздел лингвистики | 1 | 0 | 0 | Анализировать и характеризовать особенности | Устный | videouroki.net›Конспекты›Русский язык›russkij-yazyk-5-klass | |
7.2. | Имя существительное | 19 | 2 | 1 | Определять и характеризовать общее грамматическое значение; | Диктант; | https://reshator.com/sprav/russkij-yazyk/5-11-klass/ https://russkiiyazyk.ru/chasti- |
7.3. | Имя прилагательное | 9 | 1 | 2 | Определять и характеризовать общее грамматическое значение; | Изложение; Диктант; | https://reshator.com/sprav/russkij-yazyk/5-11-klass/ | |
7.4. | Глагол | 24 | 2 | 2 | Определять и характеризовать общее грамматическое значение; | Диктант; | https://reshator.com/sprav/russkij-yazyk/5-11-klass/ https://russkiiyazyk.ru/chasti- | |
Итого по разделу: | 53 | |||||||
Раздел 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА |
8.1. | Функциональные разновидности языка (общее представление) | 1 | 0 | 0 | Распознавать тексты; | Устный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7621/start/306308 | |
Итого по разделу: | 1 | |||||||
Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
9.1. | Повторение пройденного материала | 7 | 1 | 0 | Повторение пройденного материала | Контрольная работа; | resh.edu.ru›Предметы›Русский язык | |
Итого по разделу: | 7 | |||||||
Раздел 10. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ | ||||||||
10.1. | Сочинения (в течение года) | 0 | 0 | 0 | ||||
10.2. | Изложения (в течение года) | 0 | 0 | 0 | ||||
10.3. | Контрольные и проверочные работы (в течение года) | 0 | 0 | 0 | ||||
Итого по разделу: | 0 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 14 | 16 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Язык и речь. Монолог. Диалог. Полилог. Речь как деятельность.Язык и человек. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
2. | Богатство и выразительность русского языка. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
3. | Лингвистика как наука о языке | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
4. | ПОВТОРЕНИЕ (24 ч). Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
5. | Стили речи | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
6. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
7. | Орфография. Орфограмма. | 1 | 0 | 0 | Тестирование; | |
8. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
9. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
10. | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова | 1 | 0 | 0 | Устный | |
11. | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова | 1 | 0 | 0 | Устный | |
12. | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | 0 | 0 | Практическая работа; | |
13. | Разделительные ъ и ь | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
14. | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | 0 | 0 | Диктант; | |
15. | Закрепление изученного материала | 1 | 0 | 0 | Изложение; | |
16. | Входная к/р. Контрольный диктант | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
17. | Р.Р.Обучающее изложение (по Г.Скребицкому) | 1 | 0 | 1 | Изложение; | |
18. | Части речи | 1 | 0 | 0 | Устный | |
19. | Глагол | 1 | 0 | 0 | Устный | |
20. | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
21. | Личные окончания глаголов | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
22. | Не с глаголами | 1 | 0 | 0 | Устный | |
23. | Имя существительное | 1 | 0 | 0 | Сочинение; | |
24. | Имя прилагательное | 1 | 0 | 0 | Устный |
25. | Р.Р. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов«Летом») | 1 | 0 | 1 | Тестирование; | |
26. | Местоимение | 1 | 0 | 0 | Устный | |
27. | Контрольная работа по теме «Морфология» | 1 | 1 | 0 | Тестирование; | |
28. | Текст и его основные признаки. Композиционная структура текста | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
29. | Функционально смысловые типы речи | 1 | 0 | 0 | Устный | |
30. | Повествование как тип речи. Рассказ | 1 | 0 | 0 | Устный | |
31. | Смысловой анализ текста | 1 | 0 | 0 | Устный | |
32. | Информационная переработка текста. Редактирование текста | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
33. | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (30 Ч.) Синтаксис и пунктуация | 1 | 0 | 0 | Устный | |
34. | Словосочетание | 1 | 0 | 0 | Устный | |
35. | Разбор словосочетания | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
36. | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | 1 | 1 | 0 | Тестирование; | |
37. | Предложение простое | 1 | 0 | 0 | Устный | |
38. | Сжатое изложение по учебнику (текст упр. 144) | 1 | 0 | 1 | Изложение; | |
39. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 0 | 0 | Устный | |
40. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 0 | 0 | Устный | |
41. | Восклицательные предложения | 1 | 0 | 0 | Устный | |
42. | Члены предложения. Главные члены предложения. Под‐лежащее. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
43. | Сказуемое | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
44. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
45. | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
46. | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
47. | Определение | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
48. | Обстоятельство | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
49. | Предложения с однородными членами | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
50. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 0 | 0 | Устный | |
51. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
52. | Предложения с обращениями | 1 | 0 | 0 | Устный | |
53. | РР Письмо. Сочинение «Письмо товарищу» | 1 | 0 | 1 | Сочинение; | |
54. | Синтаксический и пунктуационный разбор простого пред‐ложения | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
55. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
56. | Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» | 1 | 0 | 1 | Сочинение; | |
57. | Сложные предложения | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
58. | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
59. | Предложения с прямой речью | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
60. | Диалог | 1 | 0 | 0 | Устный | |
61. | Повторение и обобщение изученного материала | 1 | 0 | 0 | Зачет; | |
62. | Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | 1 | 0 | Тестирование; | |
63. | СИСТЕМА ЯЗЫКА (48ч.). Фонетика (12 ч.). Гласные звуки. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
64. | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
65. | Согласные твердые и мягкие | 1 | 0 | 0 | Устный | |
66. | РР Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка») | 1 | 0 | 1 | Изложение; | |
67. | Согласные звонкие и глухие | 1 | 0 | 0 | Устный | |
68. | Графика. Алфавит | 1 | 0 | 0 | Устный | |
69. | РР Описание предмета. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
70. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
71. | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | 0 | 0 | Устный | |
72. | Орфоэпия. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
73. | Фонетический разбор слова | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
74. | Повторение и обобщение изученного материала в разделе«Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 1 | 0 | 0 | Устный | |
75. | РР Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | 0 | 1 | Сочинение; | |
76. | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
77. | Орфография как система правил правописания слов и форм слов. Понятие «орфограмма» | 1 | 0 | 0 | Устный | |
78. | Буквенные и небуквенные орфограммы | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
79. | ЛЕКСИКОЛОГИЯ (11 Ч.)Лексикология как раздел лингвистики | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
80. | Слово и его лексическое значение | 1 | 0 | 0 | Устный | |
81. | Однозначные и многозначные слова | 1 | 0 | 0 | Устный | |
82. | Прямое и переносное значение слов | 1 | 0 | 0 | Устный | |
83. | Омонимы | 1 | 0 | 0 | Устный | |
84. | Синонимы | 1 | 0 | 0 | Устный | |
85. | РР Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | 0 | 1 | Сочинение; | |
86. | Антонимы | 1 | 0 | 0 | Устный | |
87. | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
88. | РР Подробное изложение (К. Паустовский «Первый снег») | 1 | 0 | 1 | Изложение; | |
89. | Контрольный диктант по теме «Орфограммы корня. Пунктуация простого предложения» | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
90. | МОРФЕМИКА (20 ч). Морфема – наименьшая значимая часть слова | 1 | 0 | 0 | Устный | |
91. | Изменение и образование слов | 1 | 0 | 0 | Устный | |
92. | Окончание. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
93. | Основа слова | 1 | 0 | 0 | Устный | |
94. | Корень слова | 1 | 0 | 0 | Устный | |
95. | Корень слова | 1 | 0 | 0 | Устный | |
96. | Приставка | 1 | 0 | 0 | Устный | |
97. | Чередование звуков | 1 | 0 | 0 | Устный | |
98. | РР Изложение с изменением лица «Последний лист орешника» | 1 | 0 | 1 | Изложение; |
99. | Беглые гласные | 1 | 0 | 0 | Устный | |
100. | Варианты морфем | 1 | 0 | 0 | Устный | |
101. | Морфемный разбор слова | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
102. | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
103. | Буквы з и с на конце приставок | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
104. | Чередование букв о - а в корне -лаг-/ -лож- | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
105. | Чередование букв о - а в коне -раст - /-рос- | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
106. | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
107. | Буквы и -ы после ц | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
108. | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | 0 | 0 | Устный | |
109. | 109. Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
110. | РР Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | 0 | 1 | Сочинение; | |
111. | МОРФОЛОГИЯ (53ч.) Морфология как раздел лингвистики | 1 | 0 | 0 | Устный | |
112. | Имя существительное как часть речи | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
113. | Имя существительное как часть речи | 1 | 0 | 0 | Устный | |
114. | Доказательство в рассуждении. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
115. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | 0 | 0 | Устный | |
116. | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | 0 | 0 | Устный | |
117. | Род имен существительных | 1 | 0 | 0 | Устный | |
118. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | 0 | 0 | Устный | |
119. | РР Сжатое изложение (Е. Пермяк «Перо и чернильница») | 1 | 0 | 1 | Изложение; | |
120. | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | 0 | 0 | Устный | |
121. | Три склонения имен существительных | 1 | 0 | 0 | Устный | |
122. | Падеж имен существительных | 1 | 0 | 0 | Устный | |
123. | Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
124. | . Контрольная работа по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» | 1 | 1 | 0 | Тестирование; | |
125. | Множественное число существительных | 1 | 0 | 0 | Устный | |
126. | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
127. | Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном | 1 | 0 | 0 | Устный | |
128. | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
129. | РР Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | 0 | 1 | Сочинение; | |
130. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
131. | . Имя прилагательное как часть речи | 1 | 0 | 0 | Устный | |
132. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 0 | 0 | Устный | |
133. | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
134. | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
135. | РР Изложение с элементами сочинения (А.Куприн «Ю-ю») | 1 | 0 | 1 | Изложение; | |
136. | Прилагательные полные и краткие | 1 | 0 | 0 | Устный | |
137. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
138. | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | 1 | 0 | 0 | Устный | |
139. | . Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
140. | Глагол как часть речи. | 1 | 0 | 0 | Устный | |
141. | Не с глаголами | 1 | 0 | 0 | Устный | |
142. | Не с глаголами | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
143. | . РР Рассказ. Сочинение по картине. (упр 619) | 1 | 0 | 1 | Сочинение; | |
144. | . Неопределенная форма глагола | 1 | 0 | 0 | Устный | |
145. | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
146. | Виды глагола | 1 | 0 | 0 | Устный | |
147. | Виды глагола | 1 | 0 | 0 | Устный | |
148. | . Буквы е - и в корнях с чередованием | 1 | 0 | 0 | Устный | |
149. | Буквы е - и в корнях с чередованием | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
150. | Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием» | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
151. | Время глагола. Прошедшее время | 1 | 0 | 0 | Устный | |
152. | Настоящее время | 1 | 0 | 0 | Устный | |
153. | Будущее время | 1 | 0 | 0 | Устный | |
154. | Спряжение глаголов | 1 | 0 | 0 | Устный | |
155. | Спряжение глаголов | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
156. | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | 0 | 0 | Устный | |
157. | Морфологический разбор глагола | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
158. | РР Сжатое изложение с изменением лица «Шоколадный торт» | 1 | 0 | 1 | Изложение; | |
159. | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
160. | Употребление времен | 1 | 0 | 0 | Устный | |
161. | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | 1 | 0 | 0 | Устный | |
162. | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
163. | Контрольный диктант по теме «Глагол" | 1 | 1 | 0 | Диктант; | |
164. | Функциональные разновидности языка (общее представление) | 1 | 0 | 0 | Устный | |
165. | . ПОВТОРЕНИЕ (6 Ч.) Разделы науки о языке | 1 | 0 | 0 | Устный | |
166. | Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
167. | Употребление букв Ъ и Ь знак | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
168. | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | 1 | 0 | 0 | Устный | |
169. | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | 1 | 1 | 0 | Тестирование; | |
170. | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. Итоги года | 1 | 0 | 0 | Устный | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 14 | 16 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Савчук, Донскова: Русский язык. 5 класс. Проектирование учебного курса. Органайзер для учителя.
ФГОС
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/459463/ Л.Е.
Пономарева. Русский язык: 5-й класс: контрольно-проверочные работы. Практическое пособие., 2020.
Донскова О.В. Русский язык: 5-й класс: контрольные и проверочные работы- 4-е издание. - Москва: Просвещение, 2022.
https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-shmeleva/audio/uchebnik5-1/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа www.resh.edu.ru
Библиотека видеоуроков internetурок (https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/vvedenie/obschiesvedeniya-o-russkom-yazyke)
Видеоуроки в интернете - видео для учителя https://videouroki.net/
Онлайн-школа будущего "Знайка" www.znaika.ru
https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-shmeleva/audio/uchebnik5-1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук, мультимедийный проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Ноутбук, мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...