Программа элективного курса "Тайны текста"
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Программа элективного курса направлена на освоение учащимися навыков работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
города Сургута
Программа элективного курса «Тайны текста»
на 2020-2021 учебный год
Класс: 9
Учитель: Безукладникова О.В.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями от 31.12.2010 г. № 1577), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программой МБВ(с)ОУО(с)ОШ № 1, с учетом авторской программы «Русский язык. 9 класс». (Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко).
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам (темам) и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Планируемые результаты освоения элективного курса
9 класс | |
Ученик научится | |
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты | |
Регулятивные УДД |
|
Познавательные УДД |
|
Коммуникативные УДД |
|
смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | |
Предметные результаты | знать трудные случаи правописания;
|
Ученик получит возможность научиться | |
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты | |
Регулятивные УДД | 1. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. |
| |
Познавательные УДД |
|
Коммуникативные УДД |
|
Предметные результаты |
|
|
- Содержание курса
№/№ | Тема | Содержание |
1 | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе (2 ч.) | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию изложения и сочинения». |
2 | Способы сокращения текста (2 ч.) | Способы сокращения текста. Содержательные способы сокращения текста. Языковые способы сокращения текста. Анализ критериев сочинения: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема – проблема – тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы. |
3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (2ч.) | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. |
4 | Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок (2ч.) | Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок. Практическое занятие. |
5 | Понятие о проблеме и авторской позиции (2ч.) | Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме( оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. |
6 | Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам (2ч.) | Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте(проблемные, диалогизирующие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении. |
7 | Способы выражения авторской позиции в тексте (1ч.) | Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию. |
8 | Художественные средства в выражении авторской позиции (2ч.) | Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно, будто (повторение и общение). |
9 | Формулировка проблемы автором (1ч.) | Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий: убежден, уверен и т.д. использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…; трудно не согласиться с автором, что…; я согласен с автором, что…; как и автор текста, я считаю, что… и т.д. |
10 | Обобщение знаний о стилях речи (2ч.) | Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение понятий автор – герой. |
11 | Обобщение знаний о типах речи (1ч.) | Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения. |
12 | Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию (1ч.) | Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции. |
13 | Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте (1ч.) | Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) – где – когда – что делает. |
14 | Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста (1ч.) | Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование. |
15 | Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов (2ч.) | Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. |
16 | Способы введения аргументов | Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по-моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что), частица ведь. |
17 | Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях ошибки (2ч.) | Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управления и т.д. речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки. |
18 | Правила пунктуации, вызывающие наибольшие затруднения при написании сочинения (2ч.) | Правила пунктуации, вызывающие наибольшие затруднения при написании сочинения (обобщение). |
19 | Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (1ч.) | Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие). Сочетание знаков и комбинация знаков. |
20 | Обобщение изученного по темам (2ч.) | Обобщение изученного по темам |
21 | Защита проекта – выполнение задания 9.1, 9.2, 9.3 (по выбору) (2ч.) | Защита проекта. |
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализ текста, составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста рассуждения.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Дата | Тип урока | Формы работы | |
План | Факт | |||||
1-2 | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе | 2 | УОМН | Входное тестирование и анкетирование. Лекция учителя с элементами беседы. Конспектирование лекции учителя. Составление памятки «Требования к творческой работе». Презентация книг и ЦОРов по данной теме. | ||
3-4 | Способы сокращения текста | 2 | УОМН | Коллективная и групповая работа «Учимся сокращать текст». Работа с текстами разных стилей. | ||
5-6 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 | УОМН | Творческая лаборатория «Создание плана текста. Виды планов». | ||
7-8 | Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок. | 2 | УОМН | Самостоятельная работа со словарями и справочниками. Рецензирование устных и письменных высказываний одноклассников. | ||
9-10 | Понятие о проблеме и авторской позиции | 2 | УОМН | Рецензирование и редактирование творческих работ. Круглый стол «Проблемы текста и проблемы в жизни». | ||
11- 12 | Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам | 2 | УОМН | Составление опорного конспекта на основе лекции учителя. | ||
13 | Способы выражения авторской позиции в тексте | 1 | УОМН | Деловая игра «Канцелярит: за и против». | ||
14- 15 | Художественные средства в выражении авторской позиции | 2 | УОМН | Деловая лаборатория «Аргументы за и против». Комплексный и аспектный анализ текста. | ||
16 | Формулировка проблемы автором | 1 | УОМН | Речевой практикум «Как научиться соглашаться, возражать и выразить сомнение». | ||
17- 18 | Обобщение знаний о стилях речи | 2 | УОМН | Презентации книг и ЦОРов по данной проблеме. Написание разножанровых творческих работ. | ||
19 | Обобщение знаний о типах речи | 1 | УОМН | Деловая игра «Докладчик, оппонент, интерпретатор». |
20 | Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию | 1 | УОМН | Микролекция учителя. Составление опорного конспекта. Анализ текстов. | ||
21 | Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте | 1 | УК | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | ||
22 | Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста | 1 | УОМН | Микролекция учителя. Составление опорного конспекта. Анализ текстов. | ||
23- 24 | Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов | 2 | УК | Самостоятельная работа со словарями и справочниками, Интернетом. Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля. | ||
25- 26 | Способы введения аргументов | 2 | УОМН | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | ||
27- 28 | Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях ошибки | 2 | УОМН | Семинар по теме «Лексические нормы русского языка». | ||
29- 30 | Правила пунктуации, вызывающие наибольшие затруднения при написании сочинения | 2 | УОМН | Речевой практикум «Редактирование текста» | ||
31 | Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | УК | Контрольное тестирование «Знаки препинания в простых и сложных предложениях». | ||
32- 33 | Обобщение изученного по темам | 2 | УОМН | Семинар «Композиционные особенности и правила написания сочинения- рассуждения». Выступления учащихся с докладами. | ||
34- 35 | Защита проекта | 2 | УК | Написание сочинения. | ||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"
Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....
Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"
Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса " Текст под микроскопом".
Программа элективного курса....
рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"
Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...