Программа элективного курса "Тайны текста"
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Программа элективного курса направлена на освоение учащимися навыков работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

города Сургута

Программа элективного курса «Тайны текста»

на  2020-2021 учебный год

Класс: 9

                                      Учитель: Безукладникова О.В.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями от 31.12.2010 г. № 1577), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программой МБВ(с)ОУО(с)ОШ № 1, с учетом авторской программы «Русский язык. 9 класс». (Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко).

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам (темам) и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

  1. Планируемые результаты освоения элективного курса

9 класс

Ученик научится

Личностные результаты

  1. Осознавать эстетическую ценность русского языка.
  2. Оценивать значение русского языка в процессе получения школьного образования.
  3. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

  1. Целеполаганию,        включая        постановку        новых        целей,        преобразование        практической        задачи        в познавательную.
  2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  3. Планировать пути достижения целей.
  4. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
  5. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

Познавательные УДД

  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп:
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте;
  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения учебных задач.

Коммуникативные УДД

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-

смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

Предметные результаты

знать трудные случаи правописания;

  • понимать их роль в общекультурном развитии человека;
  • объяснять языковое явление;
  • уметь применять знания при тестировании;
  • формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
  • формирование научного типа мышления,        владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала.

Ученик получит возможность научиться

Личностные результаты

  1. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
  2. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

1. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

  1. Построению жизненных планов во временной перспективе.
  2. При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
  3. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  4. Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
  5. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УДД

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.

Коммуникативные УДД

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Предметные результаты

  1. Выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
  2. Речевая деятельность. Аудирование: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме; слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
  3. Чтение: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; понимать и анализировать информацию в прочитанных текстах разных стилей.
  4. Говорение: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно- научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
  5. Письмо: писать рецензии, рефераты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

  1. Текст: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
  2. Функциональные разновидности языка: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач.
  3. Общие сведения о языке: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики; использовать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; оценивать использование основных изобразительных средств языка.
  4. Фонетика. Орфоэпия. Графика: выразительно читать прозаические и поэтические тексты; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
  5. Морфемика и словообразование: характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных.
  6. Лексика и фразеология: объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
  7. Синтаксис: наблюдать за особенностями использования сложных предложений в текстах разных стилей и жанров; анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
  8. Правописание: орфография и пунктуация: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
  9. Язык и культура: анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

  1. Содержание курса

№/№

Тема

Содержание

1

Основные цели и задачи курса.

Требования к творческой работе (2 ч.)

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по

написанию изложения и сочинения».

2

Способы сокращения текста (2 ч.)

Способы сокращения текста. Содержательные способы сокращения текста. Языковые способы сокращения текста. Анализ критериев сочинения: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема – проблема –

тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.

3

Смысловая цельность, речевая связность

и последовательность изложения (2ч.)

Смысловая цельность,   речевая   связность   и   последовательность   изложения.   Абзацное

членение.

4

Понятие о логических ошибках. Типы

логических ошибок (2ч.)

Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок. Практическое занятие.

5

Понятие о проблеме и авторской позиции (2ч.)

Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме( оценка им описываемой ситуации), его решение

поставленного вопроса.

6

Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам (2ч.)

Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте(проблемные, диалогизирующие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос

из текста для формулировки проблемы в сочинении.

7

Способы выражения авторской позиции в тексте (1ч.)

Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к

действию.

8

Художественные средства в выражении авторской позиции (2ч.)

Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение).

Сравнения со сравнительными союзами как, словно, будто (повторение и общение).

9

Формулировка проблемы автором (1ч.)

Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий: убежден, уверен и т.д. использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…; трудно не согласиться с автором, что…; я согласен с автором, что…; как и автор текста, я считаю,

что… и т.д.

10

Обобщение знаний о стилях речи (2ч.)

Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный

признак художественного стиля. Различение понятий автор – герой.

11

Обобщение знаний о типах речи (1ч.)

Обобщение        знаний        о        типах        речи.        Рассуждение        как        главный        тип        речи        в        текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения

текстов типа рассуждения.

12

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию (1ч.)

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой

структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.

13

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте (1ч.)

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации, описанной автором, как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) – где – когда –

что делает.

14

Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи

исходного текста (1ч.)

Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.

15

Понятие об аргументе. Источники для

нахождения аргументов (2ч.)

Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт,

произведения художественной литературы, исторические факты.

16

Способы введения аргументов

Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.),

вводные слова со значением источника сообщения (по-моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что), частица ведь.

17

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее

распространенные в сочинениях ошибки (2ч.)

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм

согласования и управления и т.д. речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

18

Правила пунктуации, вызывающие

наибольшие затруднения при написании сочинения (2ч.)

Правила пунктуации, вызывающие наибольшие затруднения при написании сочинения (обобщение).

19

Способы передачи чужой речи,

деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения,

знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (1ч.)

Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие). Сочетание знаков и комбинация знаков.

20

Обобщение изученного по темам (2ч.)

Обобщение изученного по темам

21

Защита проекта – выполнение задания

9.1, 9.2, 9.3 (по выбору) (2ч.)

Защита проекта.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализ текста, составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста рассуждения.

  1. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество

часов

Дата

Тип урока

Формы работы

План

Факт

1-2

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе

2

УОМН

Входное тестирование и анкетирование. Лекция учителя с элементами беседы.

Конспектирование лекции учителя. Составление памятки «Требования к творческой работе». Презентация книг и ЦОРов по данной теме.

3-4

Способы сокращения текста

2

УОМН

Коллективная и групповая работа

«Учимся сокращать текст». Работа с текстами разных стилей.

5-6

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

изложения

2

УОМН

Творческая лаборатория «Создание плана текста. Виды планов».

7-8

Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.

2

УОМН

Самостоятельная работа со словарями и справочниками. Рецензирование устных и

письменных высказываний одноклассников.

9-10

Понятие о проблеме и авторской позиции

2

УОМН

Рецензирование и редактирование творческих работ. Круглый стол

«Проблемы текста и проблемы в жизни».

11-

12

Способы выявления проблемы: по ключевым

словам, по микротемам

2

УОМН

Составление опорного конспекта на основе лекции учителя.

13

Способы выражения

авторской позиции в тексте

1

УОМН

Деловая игра «Канцелярит: за и против».

14-

15

Художественные средства в выражении авторской

позиции

2

УОМН

Деловая лаборатория «Аргументы за и против». Комплексный и аспектный

анализ текста.

16

Формулировка проблемы автором

1

УОМН

Речевой практикум «Как научиться

соглашаться, возражать и выразить сомнение».

17-

18

Обобщение знаний о стилях речи

2

УОМН

Презентации книг и ЦОРов по данной

проблеме. Написание разножанровых творческих работ.

19

Обобщение знаний о типах

речи

1

УОМН

Деловая игра «Докладчик, оппонент,

интерпретатор».

20

Композиция

публицистических текстов как ключ к их пониманию

1

УОМН

Микролекция учителя. Составление опорного конспекта. Анализ текстов.

21

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном

тексте

1

УК

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

22

Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи

исходного текста

1

УОМН

Микролекция учителя. Составление опорного конспекта. Анализ текстов.

23-

24

Понятие об аргументе.

Источники для нахождения аргументов

2

УК

Самостоятельная работа со словарями и

справочниками, Интернетом. Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля.

25-

26

Способы введения

аргументов

2

УОМН

Анализ текста научного стиля с

грамматическим заданием.

27-

28

Грамматические и речевые нормы русского языка.

Наиболее распространенные в сочинениях ошибки

2

УОМН

Семинар по теме «Лексические нормы русского языка».

29-

30

Правила пунктуации, вызывающие наибольшие

затруднения при написании сочинения

2

УОМН

Речевой практикум «Редактирование текста»

31

Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки

препинания в бессоюзном сложном предложении

1

УК

Контрольное тестирование «Знаки препинания в простых и сложных предложениях».

32-

33

Обобщение изученного по темам

2

УОМН

Семинар «Композиционные особенности и правила написания сочинения-

рассуждения». Выступления учащихся с докладами.

34-

35

Защита проекта

2

УК

Написание сочинения.

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"

Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...