Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных
методическая разработка по русскому языку

Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание звонких/глухих

и непроизносимых согласных

Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

Звонкие – глухие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишется в отглагольных существительных.

Зубрить – зубрёжка.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармония, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ветчина, притча, потчевать, здесь, здоровье, ни зги, сдобный, чувствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

Непроизносимые согласные

Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • костный (мозг), надкостница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
  • шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
  • сверстник (ср.: верста) — ровесник;
  • явственный, явствовать (ср.: явь, явный) — яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’]), следует усвоить:

  • буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;

Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.

  • конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).

Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.

5. Следует различать сочетания чн и шн.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

  • перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.

Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);

  • в женских отчествах на -ична.

Мария Саввична.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

  • в словах, образованных от основ на х;

Суматоха – суматошный, ухо – наушник.

  • в словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;

Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.

  • в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – киношный, домино – доминошник.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....

Правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова

Правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова 1 урок...

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема - правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Урок закрепления полученных знаний....

План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

План – конспект урока письма  на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные"....

Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.

Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого  оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы   и интернет ресурсов;-описание структуры и ...

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова...