Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.
план-конспект

Савкина Ольга Евгеньевна

 Конспект содержит:

- цель и задачи занятия;

- перечень необходимого  оборудования;

- перечень используемых технологий;

- список литературы   и интернет ресурсов;

-описание структуры и хода занятия.

Приложение- презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное учреждение

«Камчатский детский дом для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект логопедического занятия для детей   среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья.

Тема: «Правописание   звонких и глухих согласных»

                                                                                                     Савкина О.Е.

                                                                                                     Учитель-логопед

               Петропавловск-Камчатский 2019

Цель:

 - учить   подбирать   проверочные слова для сомнительных согласных.
- совершенствовать умение понимать прочитанное.

Задачи 

-    Уточнить и закрепить знания о звонких и глухих согласных.,

-    Упражнять в умении   обнаруживать парные согласные и определять их место в слове.,

-     Упражнять в   умении    подбирать проверочные слова.,

-     Совершенствовать умение   анализировать содержание текста.,

-    Развивать фонематическое восприятие: умение дифференцировать   звуки сходные по акустико-артикуляционным признакам.,

-     Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию   внимания.

Оборудование:

-  проектор, ноутбук.

Используемые технологии (методы):

- ИКТ-технология (компьютерная презентация);

- здоровьесберегающие (постоянная смена деятельности, создание доброжелательной атмосферы, дозирование нагрузки, создание ситуации успеха);

- наглядные методы (демонстрация)  

- словесные методы (объяснение,);

-  практические методы (упражнение);  

Список литературы и интернет ресурсы

1 Аскульская Л.В. Предупреждение   и коррекция дизорфографии . Коспекты занятий с CD диском. - М.: Владос,2015.

2 Бурина Е.Д.  Преодоление нарушений письма у школьников 1-5 классы. –СПб: КАРО ,2016

3 Величенкова О.А. Русецкая М.Н. Логопедическая работа   по преодолению чтения и письма у младших школьников. – М.: Национальный книжный центр, 2015.

Иллюстрация «Машина»

http://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702bd507078b.jpg

Иллюстрация «Малина»

http://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702bd507078b.jpg

Иллюстрация «Кошка»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/879261/48a818bd-07a3-4883-a690-27a287c8c885/s1200

Иллюстрация «Медведь» https://st.depositphotos.com/1824832/3397/v/950/depositphotos_33970049-stock-illustration-kodiak-bear.jpg

Иллюстрация «Пирог»

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l78nNG2o_neltlbhxHH0AISSQIxAsVcIdfqryw=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no

Иллюстрация «Палатка» http://dariagarms.ru/wp-content/uploads/2017/03/Ставим-палатку-1024x1024.jpg

Иллюстрация «Шарф»

https://1.bp.blogspot.com/-uTrskh4v3pM/Uj_y6rbRMkI/AAAAAAAAMr4/THqWeFcBJgw/s1600/054-how-to-draw-scarf-for-kids.gif

Иллюстрация «Арбуз» https://s1.1zoom.me/b5050/46/Watermelons_White_background_Piece_549988_3840x2400.jpg

Иллюстрация «Зимние радости» https://ok.ru/vodnyjmir/topic/66442344912370

Структура занятия

Вводная часть 2-3 минуты

Организационный момент

Мотивация

Ознакомление с темой и целью занятия

Основная часть 20 минут (в зависимости от темпа работы ребенка  число заданий может быть сокращено)

Заключительная часть 2-3 минут

Рефлексия

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуй, сегодня на занятии мы продолжим разговор о правописании. В русском языке все слова можно разделить на четыре группы:

1 Слова, написание которых не надо проверять, т.е. эти слова как слышатся, так и пишутся. Замена какой-либо буквы в этих словах невозможна, так как приведет к изменению произношения.

2 Слова, написание которых нужно проверять с помощью правил.

3 Слова, написание которых нужно проверять с помощью словаря.

4 Слова, при написании которых встречаются исторически сложившиеся сочетания букв.

Слайд №2  

Перед ребенком на парте карточка, в которой перечислены варианты написания:

Не надо проверять с помощью правил

Проверяем с помощью правил

Смотрим в словаре

Исторические сочетания букв

На доске группы слов, прочитай их и определи вариант их написания.

Сегодня мы продолжим разговор о словах написание которых нужно проверять с помощь правил.

Основная часть

Слайд №3

Прочитайте слова. Какая буква пишется   на конце слова. Какой звук обозначает эта буква?
Найдите слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Сравните их по смыслу.

Суп, рот, сад, сруб, пруд, воз, нос, род, прут, сток, стог, зуб, порог, порок.

Слайд №4

Прочитайте слова парами, найдите корень в этих словах. Сделайте вывод о написании сомнительной согласной в корне слова.

снега- снег

гербы-герб

шаги-шаг

овраги-овраг

Слайд №5

Правило написания парных звонких и глухих согласных

Парные согласные по глухости-звонкости:

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Чтобы проверить парный согласный в корне, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный.

Слайд №6

Найдите   группы однокоренных слов. В каких словах встречаются сомнительные согласные. Какие слова являются проверочными.

Лебединый, голубь, лошадь, голубиный, лошадиный, голубка, лебёдушка, лебедь, голубок, лошадка.

Слайд №7

Назови картинки.
Запиши только те названия картинок, где есть сомнительная согласная.
Подчеркни ее, подбери проверочное слово.

Слайд № 8

Работа с текстом. Ребенок получает распечатанный вариант текста.

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.

Ночью был легкий моро_. Выпал первый сне_. Он мягкий и пушистый. Ду_ки и доро_ки стали белые. С бере_ посыпался иней. Крыши домов  оделись в белый наря_ . Ребята надевают пальто, ша_ки, варежки и бегут играть в сне_ки. Даша и Маша лепят снежную бабу . Вот слепили голо_ку. Вставили  гла_ки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морко_ки, брови из угольков. Хорошо во дворе!

Слайд 9

Проверка письменной работы с текстом.

Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий и пушистый. Дубки и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Крыши домов оделись в белый наряд. Ребята надевают пальто, шапки, варежки и бегут играть в снежки. Даша и Маша лепят снежную бабу. Вот слепили головку. Вставили  глазки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морковки, брови из угольков. Хорошо во дворе!

Слайд 10

 Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.

Ночью был сильный мороз.

Слайд 11

Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.

Зима подходит к концу.

Слайд 12

Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.

Девочки лепили снеговика.

Слайд 13

Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.

Глазки снеговика сделали из угольков.

Слайд 14

Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.

Дети играли в лесу.

Слайд 15

Рассмотри картинку. Ответь о ком или о чём, не было информации в тексте. Составь с этими словами предложения.

Заключительная часть

- Наше занятие подошло к концу, о чем мы сегодня говорили?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым лёгким?

-Мне очень понравилось, как ты занимался! Молодец!

На следующем занятии мы продолжим разговор о правописании парных звонких и глухих согласных.

Логопед прощается с ребёнком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание парных звонких и глухих согласных

Слайд 2

дом белый плыву сад лесной глядим шоссе багровый галдим Печка Чудный живу Смотрим в словаре Исторические сочетания букв Проверяем с помощью правил Не надо проверять с помощью правил

Слайд 3

Прочитайте слова. Какая буква пишется на конце слова . Какой звук обозначает эта буква? Найдите слова , которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Сравните их по смыслу. Суп, рот, сад, сруб, пруд, воз, нос, род, прут, сток, стог, зуб, порог, порок.

Слайд 4

Прочитайте слова парами, найдите корень в этих словах . Сделайте вывод о написании сомнительной согласной в корне слова. снега- снег гербы-герб шаги-шаг овраги-овраг

Слайд 5

Парные согласные по глухости-звонкости : Б-П,В-Ф,Г-К,Д-Т,Ж-Ш,З-С. Чтобы проверить парный согласный в корне, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова , чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный.

Слайд 6

Найдите группы однокоренных слов. В каких словах встречаются сомнительные согласные. Какие слова являются проверочными. Лебединый, голубь, лошадь, голубиный, лошадиный, голубка, лебёдушка, лебедь, голубок, лошадка.

Слайд 7

Назови картинки. Запиши только те названия картинок, где есть сомнительная согласная. Подчеркни ее, подбери проверочное слово.

Слайд 8

Ночью был легкий моро _. Выпал первый сне_. Он мягкий и пушистый. Ду_ки и доро_ки стали белые. С бере _ посыпался иней. Крыши домов оделись в белый наря _ . Ребята надевают пальто, ша_ки , варежки и бегут играть в сне_ки . Даша и Маша лепят снежную бабу . Вот слепили голо_ку . Вставили гла_ки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морко_ки , брови из угольков. Хорошо во дворе!

Слайд 9

Ночью был легкий моро з . Выпал первый сне г . Он мягкий и пушистый. Ду б ки и доро ж ки стали белые. С бере з посыпался иней. Крыши домов оделись в белый наря д . Ребята надевают пальто, ша п ки, варе ж ки и бегут играть в сне ж ки. Даша и Маша лепят снежную бабу . Вот слепили голо в ку. Вставили гла з ки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морко в ки, брови из угольков. Хорошо во дворе!

Слайд 10

Ночью был сильный мороз. верно не верно

Слайд 11

Зима подходит к концу. верно не верно

Слайд 12

Девочки лепили снеговика. верно не верно

Слайд 13

Глазки снеговика сделали из угольков. верно не верно

Слайд 14

Дети играли в лесу. верно не верно

Слайд 15

Рассмотрите картинку . О ком или о чем не говорилось в тексте ? Составьте предложение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....

Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"

Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема - правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Урок закрепления полученных знаний....

План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

План – конспект урока письма  на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...

Методическая разработка урока альтернативная коммуникация "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (9 класс)

Методическая разработка содержит полное описание цели, задач и структуры урока. Конспект отражает приемы обучения детей с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью....