Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.
план-конспект
Конспект содержит:
- цель и задачи занятия;
- перечень необходимого оборудования;
- перечень используемых технологий;
- список литературы и интернет ресурсов;
-описание структуры и хода занятия.
Приложение- презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh.docx | 26.21 КБ |
2_pravopisanie_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh.pptx | 561.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное учреждение
«Камчатский детский дом для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья.
Тема: «Правописание звонких и глухих согласных»
Савкина О.Е.
Учитель-логопед
Петропавловск-Камчатский 2019
Цель:
- учить подбирать проверочные слова для сомнительных согласных.
- совершенствовать умение понимать прочитанное.
Задачи
- Уточнить и закрепить знания о звонких и глухих согласных.,
- Упражнять в умении обнаруживать парные согласные и определять их место в слове.,
- Упражнять в умении подбирать проверочные слова.,
- Совершенствовать умение анализировать содержание текста.,
- Развивать фонематическое восприятие: умение дифференцировать звуки сходные по акустико-артикуляционным признакам.,
- Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию внимания.
Оборудование:
- проектор, ноутбук.
Используемые технологии (методы):
- ИКТ-технология (компьютерная презентация);
- здоровьесберегающие (постоянная смена деятельности, создание доброжелательной атмосферы, дозирование нагрузки, создание ситуации успеха);
- наглядные методы (демонстрация)
- словесные методы (объяснение,);
- практические методы (упражнение);
Список литературы и интернет ресурсы
1 Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии . Коспекты занятий с CD диском. - М.: Владос,2015.
2 Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников 1-5 классы. –СПб: КАРО ,2016
3 Величенкова О.А. Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению чтения и письма у младших школьников. – М.: Национальный книжный центр, 2015.
Иллюстрация «Машина»
http://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702bd507078b.jpg
Иллюстрация «Малина»
http://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702bd507078b.jpg
Иллюстрация «Кошка»
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/879261/48a818bd-07a3-4883-a690-27a287c8c885/s1200
Иллюстрация «Медведь» https://st.depositphotos.com/1824832/3397/v/950/depositphotos_33970049-stock-illustration-kodiak-bear.jpg
Иллюстрация «Пирог»
https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l78nNG2o_neltlbhxHH0AISSQIxAsVcIdfqryw=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no
Иллюстрация «Палатка» http://dariagarms.ru/wp-content/uploads/2017/03/Ставим-палатку-1024x1024.jpg
Иллюстрация «Шарф»
Иллюстрация «Арбуз» https://s1.1zoom.me/b5050/46/Watermelons_White_background_Piece_549988_3840x2400.jpg
Иллюстрация «Зимние радости» https://ok.ru/vodnyjmir/topic/66442344912370
Структура занятия
Вводная часть 2-3 минуты
Организационный момент
Мотивация
Ознакомление с темой и целью занятия
Основная часть 20 минут (в зависимости от темпа работы ребенка число заданий может быть сокращено)
Заключительная часть 2-3 минут
Рефлексия
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуй, сегодня на занятии мы продолжим разговор о правописании. В русском языке все слова можно разделить на четыре группы:
1 Слова, написание которых не надо проверять, т.е. эти слова как слышатся, так и пишутся. Замена какой-либо буквы в этих словах невозможна, так как приведет к изменению произношения.
2 Слова, написание которых нужно проверять с помощью правил.
3 Слова, написание которых нужно проверять с помощью словаря.
4 Слова, при написании которых встречаются исторически сложившиеся сочетания букв.
Слайд №2
Перед ребенком на парте карточка, в которой перечислены варианты написания:
Не надо проверять с помощью правил |
Проверяем с помощью правил |
Смотрим в словаре |
Исторические сочетания букв |
На доске группы слов, прочитай их и определи вариант их написания.
Сегодня мы продолжим разговор о словах написание которых нужно проверять с помощь правил.
Основная часть
Слайд №3
Прочитайте слова. Какая буква пишется на конце слова. Какой звук обозначает эта буква?
Найдите слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Сравните их по смыслу.
Суп, рот, сад, сруб, пруд, воз, нос, род, прут, сток, стог, зуб, порог, порок. |
Слайд №4
Прочитайте слова парами, найдите корень в этих словах. Сделайте вывод о написании сомнительной согласной в корне слова.
снега- снег гербы-герб шаги-шаг овраги-овраг |
Слайд №5
Правило написания парных звонких и глухих согласных
Парные согласные по глухости-звонкости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Чтобы проверить парный согласный в корне, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный. |
Слайд №6
Найдите группы однокоренных слов. В каких словах встречаются сомнительные согласные. Какие слова являются проверочными.
Лебединый, голубь, лошадь, голубиный, лошадиный, голубка, лебёдушка, лебедь, голубок, лошадка. |
Слайд №7
Назови картинки.
Запиши только те названия картинок, где есть сомнительная согласная.
Подчеркни ее, подбери проверочное слово.
Слайд № 8
Работа с текстом. Ребенок получает распечатанный вариант текста.
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Ночью был легкий моро_. Выпал первый сне_. Он мягкий и пушистый. Ду_ки и доро_ки стали белые. С бере_ посыпался иней. Крыши домов оделись в белый наря_ . Ребята надевают пальто, ша_ки, варежки и бегут играть в сне_ки. Даша и Маша лепят снежную бабу . Вот слепили голо_ку. Вставили гла_ки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морко_ки, брови из угольков. Хорошо во дворе! |
Слайд 9
Проверка письменной работы с текстом.
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий и пушистый. Дубки и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Крыши домов оделись в белый наряд. Ребята надевают пальто, шапки, варежки и бегут играть в снежки. Даша и Маша лепят снежную бабу. Вот слепили головку. Вставили глазки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морковки, брови из угольков. Хорошо во дворе! |
Слайд 10
Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.
Ночью был сильный мороз. |
Слайд 11
Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.
Зима подходит к концу. |
Слайд 12
Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.
Девочки лепили снеговика. |
Слайд 13
Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.
Глазки снеговика сделали из угольков. |
Слайд 14
Прочитай предложение. Ответь оно верно или неверно, по отношению к прочитанному тексту.
Дети играли в лесу. |
Слайд 15
Рассмотри картинку. Ответь о ком или о чём, не было информации в тексте. Составь с этими словами предложения.
Заключительная часть
- Наше занятие подошло к концу, о чем мы сегодня говорили?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым лёгким?
-Мне очень понравилось, как ты занимался! Молодец!
На следующем занятии мы продолжим разговор о правописании парных звонких и глухих согласных.
Логопед прощается с ребёнком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
дом белый плыву сад лесной глядим шоссе багровый галдим Печка Чудный живу Смотрим в словаре Исторические сочетания букв Проверяем с помощью правил Не надо проверять с помощью правил
Прочитайте слова. Какая буква пишется на конце слова . Какой звук обозначает эта буква? Найдите слова , которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Сравните их по смыслу. Суп, рот, сад, сруб, пруд, воз, нос, род, прут, сток, стог, зуб, порог, порок.
Прочитайте слова парами, найдите корень в этих словах . Сделайте вывод о написании сомнительной согласной в корне слова. снега- снег гербы-герб шаги-шаг овраги-овраг
Парные согласные по глухости-звонкости : Б-П,В-Ф,Г-К,Д-Т,Ж-Ш,З-С. Чтобы проверить парный согласный в корне, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова , чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный.
Найдите группы однокоренных слов. В каких словах встречаются сомнительные согласные. Какие слова являются проверочными. Лебединый, голубь, лошадь, голубиный, лошадиный, голубка, лебёдушка, лебедь, голубок, лошадка.
Назови картинки. Запиши только те названия картинок, где есть сомнительная согласная. Подчеркни ее, подбери проверочное слово.
Ночью был легкий моро _. Выпал первый сне_. Он мягкий и пушистый. Ду_ки и доро_ки стали белые. С бере _ посыпался иней. Крыши домов оделись в белый наря _ . Ребята надевают пальто, ша_ки , варежки и бегут играть в сне_ки . Даша и Маша лепят снежную бабу . Вот слепили голо_ку . Вставили гла_ки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морко_ки , брови из угольков. Хорошо во дворе!
Ночью был легкий моро з . Выпал первый сне г . Он мягкий и пушистый. Ду б ки и доро ж ки стали белые. С бере з посыпался иней. Крыши домов оделись в белый наря д . Ребята надевают пальто, ша п ки, варе ж ки и бегут играть в сне ж ки. Даша и Маша лепят снежную бабу . Вот слепили голо в ку. Вставили гла з ки из светлых льдинок. Сделали рот и нос из морко в ки, брови из угольков. Хорошо во дворе!
Ночью был сильный мороз. верно не верно
Зима подходит к концу. верно не верно
Девочки лепили снеговика. верно не верно
Глазки снеговика сделали из угольков. верно не верно
Дети играли в лесу. верно не верно
Рассмотрите картинку . О ком или о чем не говорилось в тексте ? Составьте предложение .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....
Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"
Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема - правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Урок закрепления полученных знаний....
Конспект логопедического занятия для обучающихся 4 класса на тему: "Дифференциация парных звонких и глухих согласных"
Материал предназначен для обучающихся со сложной структурой дефекта...
План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...
Методическая разработка урока альтернативная коммуникация "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (9 класс)
Методическая разработка содержит полное описание цели, задач и структуры урока. Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....