Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- определять орфограмму и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста.
Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова». Актуализация умений определять вид орфограммы:
- парные согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные в корнях слов;
- удвоенные согласные в корнях слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока (технологическая карта) | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока учителя русского языка и литературы
ГБОУ школа № 645 Пушкинского района Санкт- Петербурга Тарковской О.А.
Русский язык 5 класс (учебник – «Русский язык 5 класс» авт. М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.)
Технологическая карта
Тема | Правила написания парных согласных в корнях слов. | ||
Цели | Актуализировать знание о правописании согласных в корнях слов. Актуализировать умение правильного написания согласных в корнях слов. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ||
Основное содержание темы | Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова». Актуализация умений определять вид орфограммы: - парные согласные в корнях слов; - непроизносимые согласные в корнях слов; - удвоенные согласные в корнях слов. | ||
Термины и понятия | Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - определять орфограмму и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - определять орфограмму в слове; - находить однокоренные проверочные слова; - обозначать орфограмму в слове; - составлять и писать предложения со словами, имеющими данную орфограмму. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Биология. | Информационный материал Учебник «Русский язык» 5 кл. ч.1. Дидактический материал Карточки с учебными заданиями | фронтальная парная групповая | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности /постановка учебной задачи/ | |||
Цели деятельности | Ситуативное задание | План. результат | |
- Мотивировать учащихся к изучению темы. | На доске написаны слова: Ненастный, аллея, медведь, вырубка, тростник, косьба. Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам. Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний, умений для представления и обоснования суждения. Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор? Сформулируйте тему сегодняшнего урока, ориентируйтесь на орфограмму, с которой дано большее количество слов. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске. 1)Вспомнить правило о …; 2)Учиться находить … в … и правильно… … | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы. | |
П этап. Учебно-познавательная деятельность /учебные действия/ | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание»(З),«понимание»(П), «умение» (У) | Планируемый результат | |
Цели: • Актуализировать знания: - о парных согласных; - о правописании парных согласных в корнях слов. • Актуализировать умения: - формулировать задание к упражнению; - находить данную орфограмму в словах обосновывать своё мнение; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; | Задание 1 (З) Ещё раз обратимся к словам с парной согласной в корне и напишем их столбиком. Медведь Вырубка Косьба Что произошло с согласными? С согласными произошло оглушение. Назовите парную согласную в третьем слове. Скажите, а какое явление вы наблюдаете в нем? Здесь произошло озвончение. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов, в которых происходит оглушение или озвончение парных согласных? Чтобы не ошибиться в написании в написании слов, в которых происходит оглушение или озвончение парных согласных, надо проверять их написание. Как проверить написание таких слов? Необходимо выработать алгоритм действий. Вырабатывание алгоритма действия с помощью приема «Зигзаг».
Выполните все действия и подберите проверочные слова к написанным словам. Запишите их, выделите орфограмму. Задание 2 (П) На доске записаны предложения:
причина - следствие Внимательно прочитайте пары предложений. Обратите внимание на схему. Сформулируйте задание. В каждой паре одно предложение обозначает причину, а другое – следствие того, о чем в них говорится. Надо прочитать сначала предложение, которое обозначает причину, а затем – следствие. Назовите слова, в которых произошло оглушение согласных. Объясните их написание. Ястреб, робко, дерзкий, рябчика, следствие (в задании к упражнению), общий. Ребята, а какое из слов, которые вы выписали, невозможно проверить? Общий. Верно. Какой вывод из этого следует? Что нужно делать в таком случае? Не ко всем словам можно подобрать проверочные. Нужно посмотреть в словарь. Молодцы, правильно. Задание 3 (У) Красив наряд леса, когда приходит осень. На деревьях появились разноцветные листья. С тонких веток осинки летят желтые листочки. Клен стоит в багряном свете Осень как хорошо ты поработала в лесу! Справка: моро(з,с), весь в снегу, зима, мя(г,х)кий, искристый сне(г,к), ле(г,к)ий снежный пух. Продолжим разговор о лесе и о правописании парных согласных в корне слова. На каждом столе лежит карточка. На ней написаны текст и справка. Прочитайте их вслух. Найдите смысловое несоответствие между текстом и справкой и сформулируйте свое задание к этому упражнению. В тексте говорится об осеннем лесе. В справке даны слова на тему «Зима». Чтобы убрать смысловое несоответствие, надо в тексте слова на тему «Осень» заменить словами на тему «Зима», используя те, которые даны в справке. Как вы думаете, слова в «Справке» даны в верном порядке или нужно что-то поменять? Нет, их нужно написать, подобрав по смыслу. Я добавлю еще одно задание. Слова, обозначающие названия деревьев, замените другими названиями деревьев, которые соответствуют смыслу текста и теме урока. Дуб, граб, берёзка. Работаем цепочкой. Молодцы! Из вашей работы видно, что лес красив и осенью, и зимой. Найдите в новом тексте слова с сомнительной согласной в корне. Объясните их написание. А теперь найдите в тексте слова, в которых имеются только глухие согласные звуки. Пух, стоит, с, как, ты. А теперь найдите в тексте слова, в которых имеются только звонкие согласные звуки. Зима, мы. Расскажите еще раз правило о правописании парных звонких и глухих согласных в корне. | Познавательные умения: - определять слова с данной орфограммой и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: - формулировать задание к упражнению; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - выполнять задание в рамках учебного диалога. - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - рассказывать алгоритм определения орфограммы; - находить проверочные однокоренные слова; | |
………………………………………………………. | |||
Диагностика качества освоения темы | |||
Цели - установить степень усвоения темы, а именно: - определять орфограмму; - определять верное написание согласной; - подбирать однокоренные слова - выполнять задания в соответствии с целью. | А теперь выполните контрольное задание, затем обменяйтесь с товарищем и проверьте друг друга. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Подберите и запишите проверочные слова. Но...ти – блю...це – домоча...цы – варе...ка – пря...ка – ча...ка – сколь...ко – приве...ти – пол...ти – изморо...ь (иней) – изморо...ь (мелкий дождь) – про...ьба – обра...цовый | Регулятивные умения: - выполнять задания в соответствии с целью; – проверять написание слов, вносить исправления. Предметные умения: - определять орфограмму; - определять верное написание согласной; - подбирать однокоренные слова; | |
III этап. Рефлексивная деятельность /самоконтроль и самооценка/ | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1. Мне важно, правильно писать слова с парными согласными, потому что…….. 2. Чтобы правильно написать слова с парными согласными, надо…….. II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я (очень, не очень) доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать правильно слова самостоятельно. | Личностные умения: - оценивать результат учебной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить полученный результат с поставленной целью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....
План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»
План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...
Звонкие и глухие согласные. Озвончение и оглушение согласных звуков.
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС...
Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных
Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных...
Непроизносимые и удвоенные согласные
Материалы к уроку в 10 классе...