Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
методическая разработка (5 класс) на тему
В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIIIвида г. Мичуринска
(Методические рекомендации)
Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова
Из опыта работы
учителя начальных классов
Ирины Викторовны Гореловой
Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Работа 1. Предупредительный диктант.
На доске записаны слова, в которых пропущены непроверяемые безударные гласные: гор…д, т…традь, к…р…ндаш, к…лхоз, н…род, м…роз, …рбуз.
Каждое слово в начале комментируется, затем списывается, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание.
Работа 2. Использование загадок.
- Учитель читает загадку. Дети её отгадывают и записывают отгадку, подчёркивая орфограмму.
- Учитель раздаёт детям карточки, на которых кроме загадок записаны задания к ней: записать однокоренные слова к отгадке, поставить знак ударения.
Загадки про арбуз, алфавит, медведь, карандаш, овёс, тетрадь, автобус, мороз.
Работа 3. Картинный диктант.
Данный вид работы способствует активизации познавательной деятельности, вызывает интерес к предмету.
1.Учитель показывает картинку, дети называют изображённый предмет словом, записывают в тетрадь, объясняя орфограмму.
2.На доске записаны слова: арбуз, медведь, карандаш, тетрадь, аист. Учитель предлагает внимательно их прочитать, затем закрывает их и говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если назвать изображение предмета совпадает с записью на доске, то это слово записывается.»
Работа 4. Использование словаря школьного учебника.
Задания по работе со словарём могут выполняться как в классе, так и дома.
1.Учитель просит детей выписать все слова с парными согласными и подчеркнуть в них орфограммы.
2.Дети выписывают слова с парными согласными в два столбика:
в первый столбик слова с безударной гласной о;
во второй столбик слова с безударной гласной а.
Работа 5. Использование орфографического словарика.
Учитель даёт задание: выписать из слов, начинающихся на букву а, слова с парными согласными на конце и подчеркнуть орфограмму.
Работа 6.
Учитель предлагает узнать слово по его началу или концу и записать в тетради, подчеркнув орфограмму: …буз, …род, ка…, …вод, ал…, доку…,
…роз, …род.
Работа 7.
От слов арбуз, город, народ, медведь, тетрадь, мороз, завод нужно образовать однокоренные слова, слова с помощью суффиксов –иц-, -к ,-очк-,
-ск-, -н -, -ик- и выделить части слова.
Работа 8. Ребусы.
Работа над ними повышает интерес к предмету, активизирует внимание. Чтобы комплексно провести эту работу, необходимо дать такие задания:
- записать однокоренные слова;
- подобрать синонимы, антонимы;
- составить словосочетания. д/ро (народ)
Работа 9. Перфокарты.
1.Дети должны подбирать к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос какой?
город- ----------- мороз ---------
огород - --------- овёс- ---------
2.Вставьте пропущенные буквы:
с…поги, колхо…
ябл…ко, морко…ь
м…шина, горо…
л…пата, каранда…
сев…р медве…ь
Работа 10.
Пользуясь орфографическим словарём, дети должны дописать таблицу:
с д з
автобус народ арбуз
Работа 11. Составление и запись словосочетаний.
Учитель предлагает детям какое - нибудь слово и просит составить и записать с ним, используя слова для справок, как можно больше сочетаний:
сладкий …….., большой ……… , жёлтый……….., русский……., дружный………
Слова для справок: карандаш, арбуз, город, алфавит, народ.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Задание 1.
На доске учитель записывает слова:
с..бака, стр..на, п..сок, м..г..зин, сн..жок, к..вёр,тр..мвай, лош..дь, предлагает распределить их в 2 столбика:
в 1 столбик слова с проверяемой безударной гласной,
во 2 столбик слова с непроверяемой безударной гласной.
Задание 2. Группировка и запись слов по фонетическим признакам.
1.На доске слова: заяц, карандаш, молоко, медведь, завод, воробей, ученик, город.
Распределите их в 2 столбика:
в 1столбик – слова, состоящие из двух слогов,
во 2 столбик – слова, состоящие из трёх слогов.
2.Учитель даёт ряд слов: завтрак, овощи, рассказ, столица, яблоко, комната, огурец, язык – и предлагает записать в 2 столбика:
в 1 столбик – слова, начинающие с гласной буквы,
во 2 столбик – слова, начинающие с согласной буквы.
3.Расположить слова в алфавитном порядке и подчеркнуть непроверяемую безударную гласную букву:
сорока, вагон, агроном, библиотека, осина, тетрадь, урожай, язык
4.Задание усложнить, предложить детям слова, начинающиеся с одной и той же буквы:
Карандаш, календарь, костёр, класс, комбайнёр, квартира.
5.Постановка ударения.
Учитель записывает слова на доске:
магазин, библиотека, документы, сантиметр, шофёр, километр, квартал – списать их, ставя правильно ударение.
6.На доске слова: коньки, яблоко, сирень, фамилия, медведь, язык –записать эти слова в 2 столбика:
в 1 столбик – слова, где звуков больше, чем букв;
во 2 столбик – слова, где звуков меньше, чем букв.
Задание 3.
Дописать таблицу, используя орфографический словарь:
а е о
пальто медведь дорога
……… ……… ………
……… ……… ………
а а – а о о – о
газета карандаш посуда огород
Задание 4.
Задание на воспроизведение слов в таблицах по их неполной записи можно провести в игровой форме
…оро…
…оро…
…оро… (город, мороз, горох,)
…е…е…
…е…е… …
…е…е… … … (берег, весело, деревня,)
…оло… …
…оло… …
…оло… … …
…оло… … … (молоко, солома, соловей, молоток)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема: "Правописание звонких и глухих в середине слова"
КОНСПЕКТ УРОКА.ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЬІХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.ЦЕЛЬ:- знать опознавательные признаки орфограмм;- совершенствовать орфографические умения;- развивать н...
План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...
Методическая разработка урока альтернативная коммуникация "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (9 класс)
Методическая разработка содержит полное описание цели, задач и структуры урока. Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....
Тема: Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова (закрепление)
Урок русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (4 класс)...
Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...