Гласные звуки в ударном и безударном положении
методическая разработка по русскому языку
Гласные звуки в ударном и безударном положении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_glasnye_zvuki_v_udarnom_i_bezudarnom_polozhenii.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Гласные звуки в ударном и безударном положении
Как отмечалось, в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:
A | О | Э | У | Ы | И |
которые обозначаются на письме 10 буквами:
A | Я | О | Ё | Е | Э | У | Ю | Ы | И |
1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
- Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Ы́йя, Ы́ныкган.
- Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Дым [ды́м], тыл [ты́л].
- Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
Физик [ф’и́з’ик].
- Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].
- Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Из ириса – [из-ы́]риса.
- Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].
Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
- после [ж], [ш], [ц];
Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].
- в некоторых иноязычных словах;
Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].
- в некоторых сложносокращённых словах.
ГЭС, ВТЭК.
2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
- Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
- не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);
Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].
Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];
В изгнании [в ызгна́н’ии].
- изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э).
4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».
- В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а], хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ].
Мой [мо́j] – моя [мΛjа́] или [маjа́], дал [да́л] – дала [дΛла́] или [дала́].
- В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [иэ].
Ср.: взял [вз’а́л] – взяла [вз’иэла́] или [вз’ила́], нёс [н’о́с] – несла [н’иэсла́] или [н’исла́], бел [б’е́л] – бела [б’иэла́] или [б’ила́].
- Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
- Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.
Итак, в I слабой позиции на месте [а], [о], [э] после твёрдых согласных звучит звук, близкий к [а] – [Λ], после мягких согласных – звук, близкий к [и] – [иэ]. |
5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц]:
- после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ыэ]);
Жалеть [жыэл’э́т’], лошадей [лъшыэд’э́j], двадцати [двъцыэт’и́].
- на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э], – [ыэ];
Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].
- после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] – [Λ], как и после других твёрдых согласных звуков.
Шар [ша́р] – шары [шΛры́].
6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.
- Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
- В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
- В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)
Например:
после твёрдых согласных: домовой [дъмаво́j], рыба [ры́бъ], крыша [кры́шъ], целиком
[цъл’ико́м];
после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к].
7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о]. На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ], а звук, близкий к [а] – [Λ], как в I слабой позиции после твёрдых согласных.
Огурец [Λгур’э́ц]; обезьяна [Λб’иэз’jа́нъ].
Алгоритм анализа при транскрибировании слова
1. | Разбейте слово на слоги и поставьте ударение. Сожаление – со-жа-ле́-ни-е. |
2. | Подчеркните двумя чертами ударный гласный. Со-жа-ле́-ни-е. Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:
Явный – я́-вный, проявка – про-я́-вка, съёмка – съём-ка. |
3. | Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции: первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция. СоII-жаI-ле́-ниII-еII. Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении. СоII-жаI-ле́-ниII-еII – в заударном слоге ни звучит гласный [и]. |
4. | Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а:
СоII-жаI-ле́-ниII-еII – в слоге жа звучит гласный [ыэ]. Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [иэ]. Объявился – оII-бъяI-ви́л-сяII – первый предударный слог бъяI будет звучать как [б’jиэ]. |
5. | Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а:
Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь]. СоII-жаI-ле́-ниII-еII – слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; оII-бъяI-ви́л-сяII – о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь]. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: Ударные и безударные гласные.
Данный конспект может использоваться как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка при закреплении темы "Безударные гласные"....
План-конспект урока гласные звуки ударные и безударные
Урок в 5 классе при изучении фонетики...
Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Урок русского языка в 5 классе.Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов.Задачи:Образовательная1)...
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков
Технологическая карта урока...
Тема урока: «Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове»
Цель: формирование умения определять место ударения в словах. Учебные задачи:Направленные на достижение личностных результатов:- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа...
Орфографические нормы. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. ......
Урок русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Произношение ударных и безударных гласных звуков", УМК М.М. Разумовской...