Урок развития речи с позиции лингвокультурологического подхода
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Лингвокультурологическая компетенция предполагает формирование у учащихся необходимых знаний учебного культурологического материала, владение минимумом общелитературной лексики, знание языковых средств (фонетических, лексических, грамматических), позволяющих вступать в процесс общения, построение своей жизнедеятельности в соответствии с духовно-нравственным, морально-этическим, эстетикокреативным потенциалом развернутой в языковом сознании концептосферы национальной культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 320 Гнетова Елена Петровна

Слайд 2

Урок развития речи с позиции лингвокультурологического подхода Лингвокультурологический портрет слова “ благоговение ” . 9 класс.

Слайд 3

Цели урока : 1 .Обучить анализу поэтического текста в единстве его формы и содержания. 2 . Развивать чувство языкового чутья , интерес к лексике высокого стиля. 3.Совершенствовать умение составлять текст в жанре лингвокультурологического портрета чувства(на основе цитатного материала). 4.Воспитывать читательскую культуру и культуру чувств подростков.

Слайд 4

Ход урока : I . Лингвистический анализ поэтического текста. 1.Чтение и запись лирической миниатюры А. Ахматовой из цикла “ В Царском Селе ”. Смуглый отрок бродил по аллеям , У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густой колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 1911 г.

Слайд 5

Ход урока : 2. Создание проблемной ситуации. 3. Анализ языковых средств. 4. Вывод.

Слайд 6

II. Составление лингвокультурологического портрета слова “ благоговение ”. 1.Опрделение лексического значения слова по словарю С.И. Ожегова. 2.Подбор однокоренных слов. 3. Подбор синонимов. 4. Решение лингвокультурологической задачи.

Слайд 7

Какое чувство передают ? а) Природа, мир, тайник Вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной , В слезах от счастья отстою. Б.Пастернак. б) Сама судьба мне завещала С благоговением святым Светить в преддверьи Идеала Туманным факелом моим. А. Блок.

Слайд 8

в) Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя , Тебя любить, обнять и плакать над тобой. А.Фет г) Лазурь кругом, лазурь в моей душе. Вл. Соловьев. д) В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны, И все священное объемлет тишина : Пока шумят вверху сверкающие волны . Безмолвствует морская глубина . III. Создание собственного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный подход к урокам развития речи

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но проблема - через изучение русского языка - к познанию других наук - не только не пропадает, но и становится всё более актуальной. Умен...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)

Данный урок позволяет  рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...

Модель урока английского языка с позиции деятельностного подхода

Комбинированный урок по теме : "Школа моей мечты"...

Проектирование урока русского языка с позиций компетентностного подхода

Презентация описывает обобщённый опыт работы учителя русского языка и литературы по проектированию уроков русского языка с позиций компетентностного подхода в условиях коррекционной школы...

Современный подход к оцениванию учащихся на уроках развития речи

Статья содержит выдержки из опыта работы учителей русского языка по формированию навыков критериального оценивания деятельности на уроках развития речи...