Нестандартный подход к урокам развития речи
статья по русскому языку по теме
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но проблема - через изучение русского языка - к познанию других наук - не только не пропадает, но и становится всё более актуальной. Умение школьников высказать собственную точку зрения, постигать внутренний мир человека, дать оценку происходящему остаются проблемными тем более, когда господствует компьютерный стиль общения: использование полуслов в аське, неполных предложений, междометий, дворовой лексики. Решать эту проблему призваны и, в частности, уроки развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnyy_podhod_k_urokam_razvitiya_rechi.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартный подход к урокам развития речи
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский.
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но проблема - через изучение русского языка - к познанию других наук - не только не пропадает, но и становится всё более актуальной. Умение школьников высказать собственную точку зрения, постигать внутренний мир человека, дать оценку происходящему остаются проблемными тем более, когда господствует компьютерный стиль общения: использование полуслов в аське, неполных предложений, междометий, дворовой лексики. Решать эту проблему призваны и, в частности, уроки развития речи.
Ни для кого не секрет, что уроки развития речи в основном дети не любят, поэтому нередки высказывания типа: «Опять сочинение!», « Только не изложение!». Поэтому, услышав не единожды такие высказывания ещё в 5 классе, я задалась целью - исключить из словаря учеников подобного рода высказывая.
Прежде всего для себя была чётко определена формула, цель уроков: «взволновав, заставить задуматься». То есть моя задача – включить ученика в ситуацию, требующую разрешения, направить его мысль (создание активной речевой среды). Задача ученика - найти ответы, сделать выводы. В этом мне помогли нестандартные приёмы проведения уроков развития речи.
Прежде всего хочу сказать о положительной роли рейтинговой системы: в процессе подготовки к работе дети набирают бонусы, которые могут использовать по-разному. Условия использования и продолжительность накопления определяю я, это может быть и один урок, и серия уроков, и даже целая четверть. Кроме того ученик имеет право подарить свои бонусы другому только один раз в четверть. За что начисляются бонусы? Активность в поиске информации любого вида как дома, так и на уроке, редкий и точный ответ в процессе мозгового штурма по какой-либо проблеме, наиболее яркое художественное решение поставленной задачи и т.п. Чтобы рейтинговая система прижилась необходимы честные, доверительные отношения между учениками и учителем и комфорт на уроке.
Нестандартные уроки в целом достаточно редки, это прежде всего групповые формы работы:
- лингвистический эксперимент (анализ речи подростка на выявления грамматических, речевых, фактических ошибок или комментарий речевого поведения персонажей видеофрагментов ( Ильф и Петров «12 стульев»)).
- Ситуативно-ролевая игра: по предложенному тезису подготовить развлекательное выступление, агитационное или информационное выступление.
- Работа с псевдотекстами («псевдо» от греч. «ложь»): разграничение смешения стилей, выделение текста из гипертекста, восстановление деформированного текста.
- Урок-игра «Редакция» (различные отделы редакции).
- Коммуникативные задания – составление экспромтов. Тематика различна:
- нестандартные вопросы (назови место на земле, где бы ты мог чувствовать себя счастливым… характер человека лучше всего раскрывается… ни один человек не должен…);
- о межличностных отношениях (напишите за 10 минут как можно больше качеств характера, необходимых для эффективного общения);
- о современной молодёжи (что вы думаете о современной молодёжи, а затем прочитать высказывания философов Сократа, Гесиода (7 век до н.э.)4
- о самовоспитании, о любви, о мечтах и желаниях и т.п.
А вот нестандартные приёмы подготовки к устному выступлению или письменной работе использую на каждом уроке. Чтобы урок прошёл динамично, не придерживаюсь использования какой-либо одной технологии в чистом виде, чаще это сочетание различных приёмов: работа в парах, метод мозгового штурма, элементы игровых технологий, соревнований, элементы РКМЧП. Очень часто присутствует эффект неожиданности, который мы обозвали «Горячий стул»: когда один ученик садится на стул, за его спиной показывается какое-либо слово, понятие, дети описывают его, называют признаки, по которым он должен точно определить, что у него за спиной. На этот стул попадают и случайно, и по желанию: отклонения в поведении, пассивность, получение очередного бонуса и т.п.
При подготовке к написанию сочинения рассуждения провожу игру-аукцион по заданному тезису, где побеждает тот, кто последним привёл аргумент. Отмечается и тот, чей аргумент оказался наиболее актуальным, вызвал интерес.
При подготовке к сочинению-описанию очень помогает компьютер не только как источник информации, музыки, картин, но и как средство экономии времени.
При подготовке к написанию изложений использую ролевые игры, например, «В гостях у графа Толстого» (по дневниковым записям), пресс-конференция с К. Паустовским. Начинали с одного абзаца, потом я ориентировала на микротемы, меняли количество авторов. Очень редко в процессе такой работы возникает необходимость проведения словарной работы, потому что дети могут спросить, как пишется слово.
При выполнении письменных работ использую дифференцированный подход. Мы называем такие уроки «Уроками трёх шкатулок»: ученики сами выбирают себе задание из шкатулки (на «3», на «4» и на «5»). Они уже знают, что в 1 шкатулке на карточке-помощнице может быть прописан алгоритм выполнения задания, содержаться какая-то дополнительная информация, слова-связки, во второй шкатулке карточки содержат минимум наводящих вопросов, а третья шкатулка к основному заданию может содержать творческое задание.
Считаю очень важным оценку проведённого урока, поэтому как этап урока рефлексия присутствует всегда: цветовое решение настроения, соотнесение своего состояния с каким-то из предложенных высказываний, «не проходи мимо»: ящичек для предложений и пожеланий и для высказывания мнений.
Ещё один важный момент: необходимо, чтобы работы были сданы до конца урока, пусть это будет черновой вариант. Только после моего прочтения содержания могу отдать сочинение на доработку, чтобы избежать плагиата или работы родителей.
В целях подготовки к ГИА лучшие сочинения - рассуждения в классе мы размножаем, чтобы каждый имел образец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Современный подход к оцениванию учащихся на уроках развития речи
Статья содержит выдержки из опыта работы учителей русского языка по формированию навыков критериального оценивания деятельности на уроках развития речи...
Урок развития речи с позиции лингвокультурологического подхода
Лингвокультурологическая компетенция предполагает формирование у учащихся необходимых знаний учебного культурологического материала, владение минимумом общелитературной лексики, знание языковых средст...