Проектирование урока русского языка с позиций компетентностного подхода
презентация к уроку по русскому языку
Презентация описывает обобщённый опыт работы учителя русского языка и литературы по проектированию уроков русского языка с позиций компетентностного подхода в условиях коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pusikovoy.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какова цель обучения русскому языку с позиций компетентностного подхода? Развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем запасом лексических и грамматических ЗУН, которыми они владеют на активном уровне .
Что поможет учителю русского языка реализовать компетентностный подход в практике преподавания? Активное обучение, которые: исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе диалога; учат ребят критически мыслить и решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации; приучают оценивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться друг с другом. Активное обучение состоит из 3 компонентов: Мотивация; Целеполагание ; Инструментарий (методы)
Открытый урок по теме «Сказуемое» (5 класс) – пример того, как можно реализовать компетентностный подход в практике преподавания русского языка через активные методы обучения Цели урока : 1. Сформировать умение исследовать языковой материал при нахождении сказуемого, выраженного глаголом, существительным, прилагательным; 2. Способствовать развитию информационно – коммуникативной компетенций при работе с электронными носителями информации по решению коммуникативных задач; прививать культуру исследовательской работы в парах ; 3. Воспитывать чувство товарищества, ответственности, привычку к самоконтролю.
Подводящий к теме диалог Тема не записана и не озвучена учителем. Задача этапа – вывести ребят на тему урока через диалог (загадка и беседа) Без него в предложении ничего не случается И само подлежащее с его формой считается. - О чём мы сегодня будем говорить? - О сказуемом.
Актуализация ЗУН Прежде чем начать работу по теме, необходимо выяснить, что ребята уже знают о сказуемом. Обычно в 5 классе учащиеся знают о том, что сказуемое – главный член предложения, выраженный глаголом
Мотивационный этап Лингвистический эксперимент Описание эксперимента: Это один из популярных методов активного обучения русскому языку. Суть его в том, чтобы через небольшое исследование языкового материала определить значимость изучаемого явления (сказуемого). Цель эксперимента – создание положительной мотивации на дальнейшую работу Прочитайте текст ( написан на доске ): Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Попробуйте убрать из текста все сказуемые. Что у вас получится? - Нужно ли нам изучать сказуемые? - Для чего?
Этап целеполагания Целеполагание Примечания к этапу: Этот этап существенно отличается от этапа целеполагания в традиционном уроке: функция постановки целей отдаётся детям! - Ребята, скажите, а чего вы ждёте от этого урока? - Что вы хотите узнать, научиться делать сегодня? - Что нам нужно делать, чтобы достичь этих целей? Важно, чтобы цели формулировались детьми в совместном обсуждении и записывались учителем на доске. Таким образом весь урок дети будут видеть, к чему им нужно прийти и с помощью каких действий
Работа над правилом Выведение правила: Дидактическое сопровождение этапа: Этот этап также в корне отличается от традиционно - знаниевого подхода изучению нового материала. Правило не спускается учителем «сверху», выводится и формулируется самими детьми через участие в проблемном диалоге Прочитайте предложения, написанные на доске: В саду красуется алая роза. Алая роза красивая. Алая роза – красавица. - Чем похожи все эти предложения? - Чем они отличаются? - Какой вывод мы сделаем? Всегда ли сказуемое выражено только глаголом и отвечает на вопрос «что делает?» «Что нового вы узнали о сказуемом?» - Озвучьте правило полностью.
Роль учителя на уроке Инструктаж к работе на уроке: Образец карточки – информатора (вариант 1) Важный момент урока, цель которого – настроить ребят на самостоятельную работу в парах с опорой на алгоритм учебных действий (карточку – информатор). Другой момент – ориентировать ребят на самоконтроль и самооценку своей работы (карточка личного контроля). Роль учителя на уроке сводится, таким образом, к роли организатора и координатора действий учащихся Этап урока Что нужно делать Работать с правилом Прочитайте правило в учебнике (стр. 68) - заполните обе колонки таблицы (папка «Сказуемые» - Таблица) Выполнять тренировочный тест Найдите в папке «Сказуемые» электронный тренажёр – выберите вариант 1 – выполните задание – проверьте себя – попробуйте объяснить свои ошибки Решать коммуникативные задачи Расскажите друг другу, какая сегодня погода, используя разные сказуемые - Составьте краткую аннотацию к своему диалогу: какие сказуемые вы использовали в диалоге Исследовать сказуемые в художественных текстах Найдите в учебнике литературы (5 кл .) отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (стр. 140) – Определите тип этого текста (повествование или описание?) – Выпишите из отрывка все сказуемые – Укажите , чем они выражены – Сделайте вывод
Работа с теоретическим материалом Цель этапа – развитие аналитических навыков работы с информационными источниками и электронными таблицами. 1 пара: прочитать правило учебника и заполнить самостоятельно таблицу 2 пара: выбрать из предложенных вариантов правила один верный и полный. В конце этапа учащиеся чертят траекторию успешности на карточке личного контроля.
Работа с электронным тренажёром Цель этапа – закрепление правила с помощью эл . тренажёра с возможностью самопроверки (тест)
Решение коммуникативных задач Задача этапа – практическое применение полученных о сказуемом знаний в конкретных коммуникативных ситуациях. Этап важен тем, что позволяет детям оценить практическую значимость употребления разных форм сказуемых в повседневной жизни.
Исследование объекта Этап формирует исследовательскую культуру учащихся, заставляет задуматься о целесообразности отбора языковых средств (в данном случае именных или глагольных сказуемых) в текстах разных типов
Рефлексия Необходимый элемент урока, отвечающего требованиям компетентностного подхода. Учащиеся оценивают успешность и результативность своей работы на уроке. В этом им помогает карточка личного контроля и траектория успешности работы на уроке. В конце урока учитель вновь обращает внимание ребят на цели, ими самими сформулированные ещё в начале урока. Учащиеся сами могут оценить, достигли ли они поставленных целей или нет.
Домашнее задание Исходя из результатов самооценки домашнее задание также выбирается учеником, а не навязывается учителем. Ученик сам соотносит свои «слабые» места с тем видом домашней работы, который ему необходим для полного освоения материала Самый трудный этап Домашнее задание Работать с правилом Составить вопросный план к статье учебника (стр. 68) Выполнять проверочный тест Упр. 159, 161 Решение коммуникативных задач Упр. 163 Исследовать сказуемые в текстах Задание на карточке (проследить, какие сказуемые используются в стихотворении М. Лермонтова «Парус» стр. 151)
Формируемые на уроке УУД: личностные (реализуются на этапе мотивации урока, определения для себя значения сказуемого через целеполагание ); регулятивные (реализуются через самодиагностику учебных результатов на каждом этапе урока с помощью карточки личного контроля); познавательные (реализуются через применение методов информационного поиска (карточка – информатор), в том числе с помощью компьютерных средств (работа с электронным тренажёром), а также структурирование знания путём восстановительной работы с электронными таблицами); анализ изучаемых объектов в художественных текстах; коммуникативные (реализуются в управлении поведением товарища в паре, умении полно и точно выражать свои мысли в соответствии с коммуникативной ситуацией, владении монологической и диалогической речью, адекватном подборе вопросов для решения возникших в ходе урока затруднений)
Самоанализ урока с позиций компетентностного подхода Параметр Самоанализ Целеполагание Осуществлялось с двух позиций: учителя – для себя, учеников – для себя Мотивация Эмоциональная и содержательная (через эксперимент и удивление от полученного открытия), а также социальная (дети осознали важность изучаемого языкового явления) Характер учебных заданий Сочетание заданий репродуктивных с включением самостоятельной работы по поиску, интерпретации и структурированию материала, творческие задания на составление текстов, исследовательский метод Характеристика деятельности учащихся на уроке Ученики сами выявляли учебную проблему, ставили цели, предполагали возможные пути их достижения, соотносили запланированный и полученный результат, планировали свою дальнейшую работу по теме Коммуникация учащихся Осуществлялась через сотрудничество в учебной паре, умение договариваться по решению учебных ситуаций (в т.ч. коммуникативных задач), представлять результат совместной работы в виде устного выступления, аннотации Соотношение времени «говорения» учителя и ученика Оптимальное соотношение объяснения учителя с сообщениями учащихся. Объяснение учителя носило, скорее, консультативный, рекомендательный и координирующий характер Обратная связь «Субъект – субъектная» взаимодействие ученика и учителя. Алгоритм действий и проблемные ситуации ставил учитель, но рефлексия и оценка не только результатов, но и деятельности осуществлялась самими детьми. Результативность Результаты совпали с целями урока, сформулированными учителем совместно с учениками Домашнее задание Учащимся предлагался на выбор набор заданий, подобных классным, исходя их тех трудностей, которые возникали у каждого учащегося по ходу урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку и литературе с...
Построение и анализ урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода
В статье рассматриваются вопросы построения и анализа урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....
Мастер-класс "Использование на уроке литературы и русского языка приёмов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Мастер-класс даёт широкое представление о практическом применении метода критического мышления на уроке, иллюстрирует конкретные формы реализации на уроке....