Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Виды морфем»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Савлохова Ирина Николаевна

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Виды морфем»

Тема урока: Виды морфем

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

Содержательная: повторение и закрепление материала по теме «Морфемика».

Деятельностная: формирование у учащихся умения фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.

Задачи:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме;

формировать у учащихся способность к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Воспитательные: воспитывать внимательное, бережное отношение к морфеме, слову.

Развивающие: развивать речь, мышление, воображение.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Предметные:

знать виды морфем, уметь применять знания морфемики в практике правописания,  уметь делить слова на морфемы, знать об отсутствии окончания в неизменяемых слова.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, овладеть приемами отбора и систематизации учебного материала.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

 

Оборудование: карточки, рабочие  карты, тетради учащихся.

Формы деятельности: групповая, индивидуальная

Методы и приёмы: загадки, распределительный диктант, соответствие, продолжи сказку, верю - не верю.

 

 

Технологическая карта урока

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

(1-2 мин.)

Сегодня будет не обычный урок, а урок-сказка. Прежде, чем отправиться в сказку, давайте узнаем тему урока. Для этого нам надо отгадать загадки.

 

Соглашаются с учителем, готовятся к работе

Самоопределение (Л).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).  Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (Р)

II. Актуализация

(2 мин.)

 

Что объединяет все эти слова? Как можно назвать их одним словом?

О каком разделе русского языка мы будем сегодня говорить? Почему мы опять вернулись к этим понятиям? Итак, тема урока ……

(Морфемика)

Что такое морфемика? (раздел языкознания, изучающий морфемы).

Запишите тему урока в рабочую тетрадь

 

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов,

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту….(корень)

 

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

 

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу… (суффикс)

 

 

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

 

 

Отвечают на вопросы, записывают тему в рабочую тетрадь.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).

III.  Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Целеполагание

(5 мин.)

 

К доске ---три ученика, им даны слова, которые необходимо разобрать по составу и распределить на группы, учитывая их морфемный состав. Количество групп ребята должны соответствующую схему.

Подоконник, поездка, городской, родина, быстрее, сухо.

(1 группа: подоконник, поездка,

  1. группа: городской, родина,

.3 группа: быстрее, сухо).

.

 

Распределяют  слова на доске, обучающиеся проверяют свои записи.

Все ли слова вы распределили верно?

Почему были допущены ошибки?

Какова ваша цель на уроке? (научиться правильно делить слова на морфемы, отличать слова, которые не имеют окончания).

 

А зачем нам уметь делить слова на морфемы? (чтобы образовывать новые слова, правильно писать, н-р, весенний)

В рабочих тетрадях делят слова на группы, выполняют морфемный разбор слов.

 

 

 

Целеполагание (Р).

Планирование (Р).

Коррекция. (Р)

Самостоятельное формулирование цели (П).

Владение монологической и диалогической формой речи (К)

 

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

(5 мин)

 

Выписать слова с приставкой. ( КАРТОЧКА №1)

Растаял, растение, расписать, отдавать, история, исчертить, размер, разный.

 

Объединяются в группы по 4 человека и составляют алгоритм разбора слова по составу. Одна группа составляет алгоритм из готовых фраз у доски.

Планирование учебного сотрудничества. Владение диалогической формой речи (К). Контроль в форме сличения с заданным эталоном. Анализ и поиск путей решения проблемы (Р).

Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции (П).

V. Реализация построенного проекта

(4 мин.)

Работа в группах

 

В парах распределяют слова на группы по их морфемному строению.

Контроль в форме сличения с эталоном (Р).

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений (П).

Действие по аналогии (П).  

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

(2 мин.)

 

Какие слова были разобраны неверно? (разбираем вместе слова, если были допущены ошибки)

Отвечают на вопросы учителя.

Коррекция  (Р).

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин.)

 

К слову  «история»  выписать пять однокоренных слов, разобрать по составу

 

В рабочих тетрадях выписывают к слову история пять однокоренных слов, разбирают по составу

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

Самоопределение  и самооценка (Л).

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

Физминутка (3 мин.)

С при- приставкой присесть, и ее разок присесть

С по- приставкой подняться и немного покачаться, покачаться

С под- подпрыгнуть, подмигнуть, подпрыгнуть, подмигнуть

С вы- вытягиваем руки, вытягиваем руки

С о- опустим их опять

Вот и всё настало время

С за- зарядку завершать.

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение (8 мин.)

 

Ребята, перед вами текст (КАРТОЧКА №2), вы запишите его в тетрадь, правильно вставляя буквы. Приставку выделяйте, где нужно, объясните выбор буквы.

Работа в парах

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

- Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

 

 

 

Записывают слово в тетрадь, правильно вставляя буквы. Приставку выделяют, где нужно, объясняют выбор буквы.

Умение систематизировать материал, полученный на уроке (П).

Умение оформлять свои мысли в письменной форме (К).

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Р).

Домашнее задание

(2 мин.)

На «4» Стр.71 Упражнение 167, повторить правила

На «5» Стр.71 Упражнение 168, повторить правила

 

 

Записывают домашнее задание.

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 (4 мин.)

 

Предлагаю игру «Верю - не верю». У вас есть 2 минуты, чтобы поставить + - если утверждение верное, и - если утверждение неверное

(В рабочих картах)

  1.  

В слове может быть только один корень.

-

  1.  

Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.

+

  1.  

В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.

-

  1.  

Морфемы - это корень, приставка, суффикс, окончание и основа

-

  1.  

Выражение "У слова нулевое окончание" и "У слова нет окончания" значат одно и то же.

-

Заполните   рефлексивную таблицу в рабочей карте.

Отмечают в рабочей карте верные и неверные утверждения, проверяют, заполняют рефлексивную таблицу.

 

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Смыслообразование (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе успешности  (Л).

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивная таблица

 

 

 

 

С каким утверждением ты согласен, с каким – нет?  (Обозначить +)

 

Н а       у р о к е

1

2

3

4

5

6

7

8

Я

думал(а)

работал(а)

обсуждал(а)

узнал(а) новое

понял(а) материал

получил(а) ответы на вопросы

вопросы остались

было интересно

да

        

нет

        

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Виды морфем»

Тема урока: Виды морфем

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

Содержательная: повторение и закрепление материала по теме «Морфемика».

Деятельностная: формирование у учащихся умения фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления. 

Задачи:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме;

формировать у учащихся способность к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Воспитательные: воспитывать внимательное, бережное отношение к морфеме, слову.

Развивающие: развивать речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Личностные:

формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Предметные:

знать виды морфем, уметь применять знания морфемики в практике правописания,  уметь делить слова на морфемы, знать об отсутствии окончания в неизменяемых слова.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, овладеть приемами отбора и систематизации учебного материала.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Оборудование: карточки, рабочие  карты, тетради учащихся.

Формы деятельности: групповая, индивидуальная

Методы и приёмы: загадки, распределительный диктант, соответствие, продолжи сказку, верю - не верю.


Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

(1-2 мин.)

Сегодня будет не обычный урок, а урок-сказка. Прежде, чем отправиться в сказку, давайте узнаем тему урока. Для этого нам надо отгадать загадки.

Соглашаются с учителем, готовятся к работе

Самоопределение (Л).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).  Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (Р)

II. Актуализация

(2 мин.)

Что объединяет все эти слова? Как можно назвать их одним словом?

О каком разделе русского языка мы будем сегодня говорить? Почему мы опять вернулись к этим понятиям? Итак, тема урока ……

(Морфемика)

Что такое морфемика? (раздел языкознания, изучающий морфемы).

Запишите тему урока в рабочую тетрадь

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов,

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту….(корень)

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу… (суффикс)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

Отвечают на вопросы, записывают тему в рабочую тетрадь.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).

III.  Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Целеполагание

(5 мин.)

К доске ---три ученика, им даны слова, которые необходимо разобрать по составу и распределить на группы, учитывая их морфемный состав. Количество групп ребята должны соответствующую схему.

Подоконник, поездка, городской, родина, быстрее, сухо.

(1 группа: подоконник, поездка,

  1. группа: городской, родина, 

.3 группа: быстрее, сухо).

.

Распределяют  слова на доске, обучающиеся проверяют свои записи.

Все ли слова вы распределили верно?

Почему были допущены ошибки?

Какова ваша цель на уроке? (научиться правильно делить слова на морфемы, отличать слова, которые не имеют окончания).

А зачем нам уметь делить слова на морфемы? (чтобы образовывать новые слова, правильно писать, н-р, весенний)

В рабочих тетрадях делят слова на группы, выполняют морфемный разбор слов.

Целеполагание (Р).

Планирование (Р).

Коррекция. (Р)

Самостоятельное формулирование цели (П).

Владение монологической и диалогической формой речи (К)

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

(5 мин)

Выписать слова с приставкой. ( КАРТОЧКА №1)

Растаял, растение, расписать, отдавать, история, исчертить, размер, разный.

Объединяются в группы по 4 человека и составляют алгоритм разбора слова по составу. Одна группа составляет алгоритм из готовых фраз у доски.

Планирование учебного сотрудничества. Владение диалогической формой речи (К). Контроль в форме сличения с заданным эталоном. Анализ и поиск путей решения проблемы (Р).

Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции (П).

V. Реализация построенного проекта

(4 мин.)

Работа в группах

В парах распределяют слова на группы по их морфемному строению.

Контроль в форме сличения с эталоном (Р).

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений (П).

Действие по аналогии (П).  

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

(2 мин.)

Какие слова были разобраны неверно? (разбираем вместе слова, если были допущены ошибки)

Отвечают на вопросы учителя.

Коррекция  (Р).

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин.)

К слову  «история»  выписать пять однокоренных слов, разобрать по составу

В рабочих тетрадях выписывают к слову история пять однокоренных слов, разбирают по составу

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

Самоопределение  и самооценка (Л).

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

Физминутка (3 мин.)

С при- приставкой присесть, и ее разок присесть

С по- приставкой подняться и немного покачаться, покачаться

С под- подпрыгнуть, подмигнуть, подпрыгнуть, подмигнуть

С вы- вытягиваем руки, вытягиваем руки

С о- опустим их опять

Вот и всё настало время

С за- зарядку завершать.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (8 мин.)

Ребята, перед вами текст (КАРТОЧКА №2), вы запишите его в тетрадь, правильно вставляя буквы. Приставку выделяйте, где нужно, объясните выбор буквы.

Работа в парах

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

- Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Записывают слово в тетрадь, правильно вставляя буквы. Приставку выделяют, где нужно, объясняют выбор буквы.

Умение систематизировать материал, полученный на уроке (П).

Умение оформлять свои мысли в письменной форме (К).

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Р).

Домашнее задание

(2 мин.)

На «4» Стр.71 Упражнение 167, повторить правила

На «5» Стр.71 Упражнение 168, повторить правила

Записывают домашнее задание.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 (4 мин.)

Предлагаю игру «Верю - не верю». У вас есть 2 минуты, чтобы поставить + - если утверждение верное, и - если утверждение неверное

(В рабочих картах)

В слове может быть только один корень.

-

Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.

+

В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.

-

Морфемы - это корень, приставка, суффикс, окончание и основа

-

Выражение "У слова нулевое окончание" и "У слова нет окончания" значат одно и то же.

-

Заполните   рефлексивную таблицу в рабочей карте.

Отмечают в рабочей карте верные и неверные утверждения, проверяют, заполняют рефлексивную таблицу.

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Смыслообразование (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе успешности  (Л).

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

Рефлексивная таблица

С каким утверждением ты согласен, с каким – нет?  (Обозначить +) 

Н а       у р о к е

1

2

3

4

5

6

7

8

Я

думал(а)

работал(а)

обсуждал(а)

узнал(а) новое

понял(а) материал

получил(а) ответы на вопросы

вопросы остались

было интересно

да

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии    1.Технология развития критического ...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".

Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....

Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...