Проект урока по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Проек урока русского языка  по теме "Правописание НЕ с причастиями" для 7 класса (УМК В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проек урока33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Кокшайск» Акреева М.В.

Проект урока по русскому языку (УМК В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова)

Название учебного предмета

Русский язык

Класс

7 класс

УМК

«В.В.Бабайцева,  Л.Д.Чеснокова»

Авторы учебника и рабочей тетради

Учебник «Русский язык.  Практика» под. ред. С.Н.Пименовой

Название раздела, № урока по теме, тема урока

Название раздела: Урок № 32. 14-й урок раздела «Причастие». На изучение темы «Правописание НЕ с причастиями» по программе отводится 2 часа. Данный урок первый.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель, задачи

ЦЕЛЬ: Создать условия для осознания выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений. Осуществление межпредметных связей

ЗАДАЧИ: 

Образовательные:

 1. Формировать умение правильного написания не с причастиями; формировать практические навыки, различать приставку НЕ- и частицу НЕ.                                                                                                 2. Создать условия для приобретения учащимися новых знаний на основе проблемного анализа правописания НЕ с различными (изученными ранее) частями речи.                                                                             3. Развивать  умение доказывать и объяснять условия выбора орфограмм.
4.  Проверить усвоение учащимися изученного материала.

   Развивающие:                                                                                                                                                  1.Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся                                

  2. Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.                                      

  3.Развить речевые навыки.
4. Развивать интерес к предмету методом проблемной постановки вопросов и проблемных заданий.

Воспитательные:                                                                                                                                                 1.Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.                                                  

2. Формирование умения работать в парах.
3. Формирование умения быстро принимать решения.                                                                              4.Воспитание интереса к русскому языку.; осознание обучающимися взаимосвязи языка и литературы.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  раздаточные карточки со схемами, учебник «Русский язык. Практика» под.ред.С.Н.Пименовой

Дидактическое обеспечение

Правила работы в группе, схемы

Планируемые результаты

  • личностные
  • проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; понимание  учеником причин успеха в учебной деятельности
  • предметные

Правильно писать слова с НЕ:

- различать написания  различать приставку НЕ- и частицу НЕ

- находить в словах изученные орфограммы;

- умение чётко выражать свои мысли;

- умение работать в группе и самостоятельно.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД,
  • познавательные УУД,
  •  коммуникативные УУД)

        

  • Понимать и принимать учебную задачу.
  • Развивать познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; учить  планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и    самоконтроля. Учить  планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля.
  • Развивать коммуникативные навыки при работе, умение договариваться и слушать друг друга.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

  • Взаимоконтроль и самооценка.
  • Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
  • Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий,  методов,  форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Организационный

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три кружочка: красное – «я готов активно работать на уроке», жёлтое– «я не готов к активной работе, нет настроения», синее – «средняя степень готовности, нейтральное настроение». Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

проявляют положительный настрой на работу, готовность и способность к саморазвитию

2.Актуализация знаний.

цель

- включение обучающихся в деятельность;

- обсуждение затруднений

1.Работа с текстом. Выборочное письмо.

Несколько дней назад мы с вами на уроке литературы читали стихи русских поэтов о Родине. Среди этих стихов прозвучало стихотворение замечательного русского писателя И.А.Бунина «Косцы». Сегодня вашему вниманию я хотела бы предложить это произведение

А) определите тему, идею текста

Б) Задание: просмотреть текст, ответить на вопрос:

- Над какой орфограммой будем работать? (Правописание НЕ с различными частями речи).

Обратить внимание, что для удобства работы предложения пронумерованы.

2. Словарная работа.

  – По толковому словарю определить значение слов «неизбывный», «непочатый».

 – А как понять фразу «неизбывная радость»?  Исходя из значения слова получается «горестная радость»?

Основное задание: выпишите словосочетания с НЕ, мотивируя и объясняя графически свой выбор.

- Правописание НЕ с какими частями речи мы уже знаем?

3. Проблемная ситуация.

- Как пишется НЕ со словами в трёх последних предложениях?

- Определите часть речи этих слов. Знаете ли вы, как пишется НЕ с причастиями? Нужно ли нам изучить эту тему?

Дети читают, находят орфограммы.

Технология обучения в

сотрудничестве

(Групповая работа).

Работа с толковым словарем

(самостоятельный поиск

информации)

Проблемное обучение

Дети обосновывают свои ответы

Познавательные УУД логические (обобщать и классифицировать по признакам, систематизация имеющихся знаний)

Регулятивные УУД (действие самоконтроля)

Личностные  УУД   (развитие познавательных интересов учебных мотивов)

Коммуникативные УУД  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

3.Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель: подготовка мышления обучающихся и  организация осознания ими внутренней потребности  к построению нового способа действий.

 -постановка целей учебной деятельности;

- обсуждение затруднений.

Значит тема нашего сегодняшнего урока «Правописание НЕ с причастиями».

- Исходя из названия темы, какие вопросы мы будем решать, какие задачи стоят перед нами?

(НЕ с причастиями может писаться и слитно, и раздельно. Мы должны научиться выбирать, в каких случаях пишется слитно, а в каких – раздельно.)

- Познакомиться с правилами написания НЕ с причастиями;

- Условиями слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

- Составим опорную схему и по ней выработаем алгоритм.

Вывод: Значит, мы должны научиться рассуждать, выбирая условия слитного или раздельного написания.

-Научиться пользоваться алгоритмом.

-Научиться осуществлять выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

Для достижения цели мы должны работать в сотрудничестве. Давайте вспомним правила сотрудничества.

Дети составляют опорную схему и по ней вырабатывают алгоритм работы.

Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что должны научиться рассуждать, выбирая условия слитного или раздельного написания НЕ .

Личностные УУД (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Коммуникативные УУД

(умение слушать и понимать речь других)

Познавательные УУД :    постановка и решение проблемы

логические (анализ, обобщение)

общеучебные

(работа с информацией: находить, обобщать и представлять данные, структурирование, использование знаково-символических средств-построение логической цепи рассуждений)

  4.Усвоение новых знаний

Цель: 

- включение обучающихся в деятельность;

- Постановка целей учебной деятельности;

- обсуждение затруднений.

1. Работа с учебником

Упр.114,115, с.44

2. Работа с правилом п.140

-Сформулируйте правило написания не с причастиями.

-Сравни свою формулировку с учебником.

-Прочитайте про себя (затем вслух)

- Прочитайте, сравните с нашим выводом. При чтении простым карандашом поставьте знак «+» перед теми пунктами, о чем вы уже сделали вывод, знак «-»  перед новым для вас пунктом, знак «?» -  перед непонятным утверждением.

- Какое из условий слитного или раздельного написания не проиллюстрировано в наших примерах.

Выполняют упражнения.

Чтение правила по учебнику В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория»

П.140

Дети выдвигают предположения, рассуждают.

Познавательные УУД общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач, вести целенаправленное наблюдение, извлекать информацию)

постановка и решение проблем

логические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и их доказательство)

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Личностные УУД (выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше)

Коммуникативные УУД

Умение оформлять свои мысли в устной форме

5.Применений знаний и умений в новой ситуации.

Цель: отрабатывать навык  нахождения в тексте причастия

Анализ предложений, записанных на доске.

Анализируя предложения совместно, учащиеся делают графические пояснения в тетрадях, учитель - на доске.

Запись предложений в тетрадь с графическим пояснением.

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения  

6.Физкультминутка

(2 мин.)

 Организует проведение и выполнение физических упражнений.

Выполняют упражнения.

Личностные УУД

( осознают важность сохранения и укрепления здоровья)

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: коррекция знаний

Упр.118, с.46 (самостоятельно)

Выполняют работу, оценивают себя

Регулятивные УУД

коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование

Познавательные УУД

Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные УУД

Умение оценивать действия одноклассников

8.Домашнее задание

1)Написать сочинение, используя слова разных частей речи, отражающих правило « Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, причастиями» на тему «Осень»

2)Выучить правило п.140, «Теория»

Записывают домашнее задание в дневники

Познавательные УУД

общеучебные (читать и понимать информацию, принимать общие действия для решения конкретных практических задач)

Регулятивные УУД

(ставить, понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действие самоконтроля)

 9.Рефлексия учебной

деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.  

-Что понравилось на уроке?

-Кому вы хотели бы сегодня поставить оценки?

-Оцените свою работу на уроке. Изобразите собой шкалу успеха    (сидя за партами – плохо, слабо;

просто стоят – хорошо;

стоят, руки вверх – отлично)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные УУД

(рефлексия способов  действия, их контроль и оценка, критичность, самооценка на основе критерия успешности .

Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач)

Личностные УУД

(адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха))

Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Курсовой проект «Применение теории развития критического мышления на уроках литературы/русского языка»

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она ...

Проект урока по русском у языку для 9 класса "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"

Это урок объяснения нового материала. Он в системе уроков поможет подготовить девятиклассников в итоговой аттестации....

проект конспекта урока по русскому языку в 1 классе

Данный проект конспекта урока по русскому языку в 1 классе по теме "Предложения". Главной целью урока было использование упражнений в правильном построении предложений и оформлении их на письме". Прое...

проект урока по русскому языку в 5 классе

технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Буквы -з и -с на конце приставок"...

Проект конспекта урока по русскому языку в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения. Понятие слож¬ноподчиненно¬го предложе¬ния».

Цель урока: дать понятие о СПП, его структуре и грамматических признаках. Подготовка к ГИА....