проект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Буквы -з и -с на конце приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_tpro.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА  

_по русскому языку в 5 классе______________________________________________

Учитель

Ганиева Агзия Мелисовна

Тема урока

Буквы з и с на конце приставок

Цель урока:

Формирование лингвистической культуры личности, развитие фонематического слуха, орфографической зоркости пятиклассников через освоение способа действий при выборе согласных з - с на конце приставок.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

- стремится к речевому самосовершенствованию; (ЛР)

- проявляет интерес к пополнению словарного запаса; (ЛР)

- обосновывает значимость грамотности современного человека; (ЛР)

- способен оценить себя на основе критерия успешности; (ЛР)

- способен свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; (МР)

- взаимодействует с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участвует в обсуждении; (МР)

- выделяет основную мысль в информационном источнике, формулирует тему урока; (МР)

- планирует предстоящую деятельность под руководством учителя; (МР)

- видит противоречие, формулирует проблему и гипотезы; (МР)

- называет причины выбора согласных з – с на конце приставок; (ПР)

- различает морфемный состав слова; (ПР)

- распознает орфограмму з – с на конце приставок; (ПР)

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Мировоззренческая идея

Величие нации в образованности и культуре каждого человека.

Программное содержание

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание –з и –с на конце приставок.

План изучения нового материала

1.Звонкие и глухие согласные.

2.Приставки на з и с.

3.Правописание приставок на з и с

Основные понятия

Морфема, приставка, звонкие и глухие согласные, орфограмма.

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Урок-исследование.

Технология

ТПРО

Мизансцена урока

Традиционная.

Оборудование урока

Мультимедийные средства

Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I.Организационный момент:

- приветствие;

- подготовка класса к учебному процессу.

 

II. Постановка проблемы:

Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 1)

Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках.  Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно  указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки.

Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (Слайд 2)

Фронтальная беседа по вопросам:

- Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть?

- На какие группы разделили слова?

- Что объединяет приставки слов первого столбика?

- Что объединяет приставки слов второго столбика?

- Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?

III. Постановка учебной задачи

- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

- Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?

- Есть ли еще слова с такими приставками?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель можем поставить перед собой на уроке?

- Чтобы достич цели, какие задачи нам надо решить?

- Давайте проверим правы ли вы. (Слад 3)

- Итак, что же нам предстоит выяснить?

- Для решения выявленной проблемы ребятам предла- гается стать исследователями и самим постараться оп-ределить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

Для работы предлагается инструкция и текст (Слад 4)

Работаем с лексическим значением неизвестных ребя-там слов с помощью словаря.

В результате выполнения работы должна получиться следующая запись:(Слад 5)

IV.Открытие новых знаний

-Составьте схематическую запись правила.

После демонстрации учащимися схемы учитель показывает схематический рисунок. (Слад 6)

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выво-дам мы пришли в результате исследования.

Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-ом этапе урока, объясняем правописание приставок в словах второй колонки. (Слайд 7)

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие. (Слайд 8)

 Выполнение тестового задания с помощью интерак-тивной доски. (Слад 9)

Оцените свою деятельность. (Слайд 10)

+ уверен

? сомневаюсь

- трудно

Теперь оцените работу своего соседа (Слайд 11)

V. Применение новых знаний

  1. Работа с пословицами. (Слайд 12, 13)

Задания:

- вставить подходящие по смыслу слова;

- что объединяет данные пословицы?

- объясните смысл последней пословицы

      2.Объяснительный словарный диктант:

     Безбрежный простор, ранний рассвет,  пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, взлетела на сосну, бескрайние поля.

Выполнение упр. 423. (Дополнительно)

К доске выходит 1человек:

- задача – распределить слова по группам

-  задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь

Проверка работы

- На слова с приставкой на з – с и с другими приставками.

- были трудности.

- есть похожие приставки бес- - без-, рас- - раз-

- Бесспорный, развесить и т.д.

- Научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с.

-1. Выяснить, когда на конце приставок пишется –з, когда –с

2. Потренироваться в написани слов с этими приставками.

Выделяют пристав-ки, Определяют глухие и звонкие согласные. Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

Объясняют условия выбора орфограмм.

Работают над своей устной речью.

Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»

Комментированное письмо

Определяют, что знаний, которые они имеют не достаточны, чтобы выполнить задание

Формулируют главный вопрос урока, ставят цель урока, определяют задачи для достижения цели.

Способны оценить себя и своего соседа на основе критерия успешности.

Проявляют интерес к пополнению словарного запаса.

Взаимодействуют с окружающими в процессе совместного выполнения задачи, участвуют в обсуждении.

VI. Рефлексия

-  Какую цель мы поставили в начале урока?  (Слайд 14)

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не доволен?

Оценка работы класса.

   

Сомооценка.

Способны свободно и правильно излагать свои мыс-ли в устной форме.

Обосновывают ценность и значимость грамотного современного человека.

VII. Домашнее задание

Демонстрируется слайд с дифференцированным домашним заданием. (Слайд 15)

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Проект урока по русскому языку

Проек урока русского языка  по теме "Правописание НЕ с причастиями" для 7 класса (УМК В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова)...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...