Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа для 9 класса по русскому языку на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_p_o_russkomu_yazyku_9_klass_2022-2023.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ ;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010);
-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;
-Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»;
- Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ» (приказ №6 от 22.08.2019)
- Уставом МБОУ «Уринская СОШ»
Цели изучения курса:
Изучение русского языка в основной школе направлено на формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка; формирование необходимого минимума базовых знаний по русскому языку для успешного решения коммуникативных задач.
Задачи изучения курса русского языка:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Описание места учебного предмета:
Учебный план на изучение русского языка в 9 классе отводит 3 учебных часа в неделю, итого 102 часа в год.
Учебно-методический комплект.
Учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык. 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. Москва, «Просвещение», 2019 г.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
1.1.Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
1.2.Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
1.3. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
- производить фонетический разбор слова;
- соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
- свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
- не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
- пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
- толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
- давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
- выделять основу слова;
- образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
- производить морфемный разбор;
- производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
- различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
- производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
- выделять словосочетание в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
- определять грамматическую основу предложения;
- определять вид предложения по количеству грамматических основ;
- определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
- определять однородные члены;
- определять вводные слова и обращения ;
- различать простое и сложное предложение;
- производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
- находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
- обосновывать выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать изученные слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
- находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- обосновывать место и выбор знака препинания;
- находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
- читать учебно-научный текст изучающим чтением;
- владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
- определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
- понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
- определять стиль текста;
- письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
- пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
- озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
- Содержание разделов учебного курса
«Международное значение русского языка» (1ч)
Повторение изученного в 5-8 классах (9 ч)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Развитие речи (далее Р.Р.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
Сложное предложение. Культура речи (1 ч.)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Конспект.
К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.
Сложносочинённые предложения (4 ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Рецензия.
Сложноподчиненные предложения (39ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Р.Р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.
К Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием.
Основные группы сложноподчинённых предложений Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.
Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.
К. Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения».
Бессоюзные сложные предложения(10 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного предложения. Повторение.
Р.Р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
К.Р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Сложные предложения с различными видами связи (8 ч.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (24 ч.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
К.Р. Итоговое тестирование.
- Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Международное значение русского языка. | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 9 |
3 | Сложное предложение. Культура речи | 1 |
4 | Сложносочиненное предложение | 4 |
5 | Сложноподчиненное предложение. Основные группы сложноподчинённых предложений | 39 |
6 | Бессоюзное сложное предложение | 10 |
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 8 |
8 | Общие сведения о языке | 6 |
9 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 24 |
Итого | 102 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина Корректировки | |
Раздел 1 Международное значение русского языка.(1 ч) | |||||||
1 | 1.1 | Международное значение русского языка. | 1 | ||||
Раздел 2 Повторение изученного в 5-8 классах (9 часов) | |||||||
2 | 2.1 | Фонетика. Графика. Орфография | 1 | ||||
3 | 2.2 | Лексика и фразеология. Орфография | 1 | ||||
4 | 2.3 | Развитие речи . Приемы подготовки к сжатому изложению | 1 | ||||
5 | 2.4 | Морфемика и словообразование. Орфография | 1 | ||||
6 | 2.5 | Морфология и орфография | 1 | ||||
7 | 2.6 | Развитие речи. Сочинение по картине | 1 | ||||
8 | 2.7 | Входная контрольная работа | 1 | ||||
9 | 2.8 | Синтаксис словосочетания и предложения | 1 | ||||
10 | 2.9 | Развитие речи. Изложение | 1 | ||||
Раздел 3 Сложное предложение. Культура речи(1 час) | |||||||
11 | 3.1 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | 1 | ||||
Раздел 4 Сложносочиненное предложение (4 часа) | |||||||
12 | 4.1 | Сложносочинённые предложения. | 1 | ||||
13 | 4.2 | Основные группы сложносочиненных предложений. | 1 | ||||
14 | 4.3 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | ||||
15 | 4.4 | Развитие речи. Изложение | 1 | ||||
Раздел 5 Сложноподчиненное предложение Основные группы сложноподчинённых предложений (39 часов) | |||||||
16 | 5.1 | Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в СПП. | 1 | ||||
17 | 5.2 | СПП с придаточными определительными | 2 | ||||
18 | 5.3 | СПП с придаточными определительными | |||||
19 | 5.4 | Развитие речи. Изложение | 1 | ||||
20 | 5.5 | СПП с придаточными изьяснительными | 2 | ||||
21 | 5.6 | СПП с придаточными изьяснительными | |||||
22 | 5.7 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 | ||||
23 | 5.8 | СПП с придаточными образа действия и степени | 2 | ||||
24 | 5.9 | СПП с придаточными образа действия и степени | |||||
25 | 5.10 | СПП с придаточными места и времени | 2 | ||||
26 | 5.11 | СПП с придаточными места и времени | |||||
27 | 5.12 | СПП с придаточными условными | 2 | ||||
28 | 5.13 | СПП с придаточными условными | |||||
29 | 5.14 | СПП с придаточными причины и цели | 2 | ||||
30 | 5.15 | СПП с придаточными причины и цели | |||||
31-33 | 5.16-5.18 | СПП с придаточными сравнения и уступки | 3 | ||||
34 | 5.19 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия. | 1 | ||||
35 | 5.20 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | 2 | ||||
36 | 5.21 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | |||||
37-38 | 5.22- 5.23 | Повторение по теме «СПП с придаточными обстоятельственными» | 2 | ||||
39-40 | 5.24 5.25 | Р/р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения | 2 | ||||
41-42 | 5.26- 5.27 | Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными | 2 | ||||
43-44 | 5.28- 5.29 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | 2 | ||||
45-46 | 5.30-5.31 | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).. | 2 | ||||
47-48 | 5.32-5.33 | Р/р. Деловые бумаги. | 2 | ||||
49-51 | 5.34-5.36 | Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» | 3 | ||||
52-53 | 5.37-5.38 | Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение» | 2 | ||||
54 | 5.39 | Анализ контрольных работ | 1 | ||||
Раздел 6. Бессоюзное сложное предложение (10 часов) | |||||||
55 | 6.1 | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | ||||
56 | 6.2 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | |||||
57-58 | 6.3-6.4 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 2 | ||||
59-60 | 6.5-6.6 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 2 | ||||
61 | 6.7 | Р.Р Проект «Синтаксические синонимы ССП, СПП, бессоюзных сложных предложений». | 1 | ||||
62 | 6.8 | Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении и пунктуации в них. | 1 | ||||
63 | 6.9 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | ||||
64 | 6.10 | Анализ контрольных работ по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | ||||
Раздел 7 Сложные предложения с различными видами связи (8 часов) | |||||||
65- 67 | 7.1 7.2 7.3 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | 3 | ||||
68-69 | 7.4 7.5 | Р/р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?»(Упр. 295, 296) | 2 | ||||
70- 71 | 7.6 7.7 | РР Сжатое изложение (Упр. 301) | 2 | ||||
72 | 7.8 | Авторские знаки препинания. | 1 | ||||
Раздел 8 Общие сведения о языке (6 часа) | |||||||
73- 74 | 8.1- 8.2 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 2 | ||||
75-76 | 8.3-8.4 | Русский литературный язык и его стили. | 2 | ||||
77-78 | 8.5-8.6 | Р/р. Сжатое изложение (по материалам ГИА). | 2 | ||||
Раздел 9 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (24 часа) | |||||||
79 | 9.1 | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | ||||
80 81 | 9.2 9.3 | Лексикология. Фразеология. Орфография. | 2 | ||||
82 | 9.4 | РР Сжатое изложение.(Упр. 360) | 1 | ||||
83 84 | 9.5 9.6 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 2 | ||||
85 | 9.7 | Контрольная работа в формате ОГЭ (тест). | 1 | ||||
86 87 | 9.8 9.9 | Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение | 2 | ||||
88 89 | 9.10 9.11 | Морфология. Глагол, причастие, деепричастие. | 2 | ||||
90 | 9.12 | Наречие. Слова категории состояния. | 1 | ||||
91 92 | 9.13 9.14 | Предлог. Союз. Частица | 2 | ||||
93- 96 | 9.15- 9.18 | Синтаксис. Пунктуация. | 4 | ||||
97 | 9.19 | Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. | 1 | ||||
98 | 9.20 | Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. | 1 | ||||
99 | 9.21 | Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Скобки, кавычки. | 1 | ||||
100-101 | 9.22 9.23 | Итоговый контрольный тест (по материалам ГИА) | 2 | ||||
102 | 9.24 | Резервный урок. | 1 | ||||
Итого | 102часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс на 2013-2014 учебный год
В рабочей программе отражена как теоретическая, так и практическая часть изучаемого материала, количество письменных работ по русскому языку в 6 классе....
Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...
Рабочая программа курса «Русский язык» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...
Рабочая программа курса «Русский язык» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и ориенти...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.
Содержание реализуется с помощью учебника «Русский язык» 10-11 класс / Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. – М.: Русское слово, 2018г....
Программа по русскому языку 5 класс на 2022-2023 уч.год
Программа ФГОС 3 поколения...
Программа по русскому языку 6 класс на 2022-2023 уч.год
ФГОС 3 поколения...