Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая программа для 9 класса по русскому языку на 2022-2023 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана  на основе  нормативно-правовых документов:

        - Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ ;

        -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки  РФ № 1897 от 17.12.2010);

        -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;

        -Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

         ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»;

        - Положением  о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ» (приказ №6 от 22.08.2019)

        - Уставом МБОУ «Уринская СОШ»

Цели изучения курса:

Изучение русского языка в основной школе  направлено на формирование у учащихся  познавательной мотивации к изучению русского языка; формирование необходимого минимума базовых знаний по русскому языку  для успешного решения коммуникативных задач.

Задачи изучения курса русского языка:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

      Описание  места учебного предмета:

      Учебный план на изучение русского языка в 9 классе отводит 3 учебных часа в неделю, итого 102 часа в год.

      Учебно-методический комплект.

      Учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык. 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. Москва, «Просвещение», 2019 г.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

1.1.Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

1.2.Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

1.3. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

 по фонетике и графике:

  • производить фонетический разбор слова;
  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

  • пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
  • давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • выделять основу слова;
  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
  • производить морфемный разбор;
  • производить словообразовательный разбор;

по морфологии:

  • различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
  • производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису:

  • выделять словосочетание в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
  • определять грамматическую основу предложения;
  • определять вид предложения по количеству грамматических основ;
  • определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
  • определять однородные члены;  
  • определять вводные слова и обращения ;
  • различать простое и сложное предложение;
  • производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии:

  • находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • обосновывать выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать изученные слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:

  • находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • обосновывать место и выбор знака препинания;
  • находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
  • определять стиль текста;
  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
  • пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

  1. Содержание разделов учебного курса

«Международное значение русского языка» (1ч)

Повторение изученного в 5-8 классах (9 ч)

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Развитие речи (далее Р.Р.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Сложное предложение. Культура речи (1 ч.)

Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Конспект.

К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.

Сложносочинённые предложения (4 ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Рецензия.

Сложноподчиненные предложения (39ч.)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Р.Р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.

К Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием.

Основные группы сложноподчинённых предложений Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.

Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.

К. Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения».

Бессоюзные сложные предложения(10 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного предложения. Повторение.

Р.Р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).

К.Р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Сложные предложения с различными видами связи (8 ч.)

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (24 ч.)

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

К.Р. Итоговое тестирование.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Международное значение русского языка.

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

9

3

Сложное предложение. Культура речи

1

4

Сложносочиненное предложение

4

5

Сложноподчиненное предложение. Основные группы сложноподчинённых предложений

39

6

Бессоюзное сложное предложение

10

7

Сложные предложения с различными видами связи

8

8

Общие сведения о языке

6

9

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

24

Итого

102

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Номер раздела

и темы

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина

Корректировки

Раздел 1 Международное значение русского языка.(1 ч)

1

1.1

Международное значение русского языка.

1

Раздел 2 Повторение изученного в 5-8 классах (9 часов)

2

2.1

Фонетика. Графика. Орфография

1

3

2.2

Лексика и фразеология. Орфография

1

4

2.3

Развитие речи . Приемы подготовки к сжатому  изложению

1

5

2.4

Морфемика и словообразование. Орфография

1

6

2.5

Морфология и орфография

1

7

2.6

Развитие речи. Сочинение по картине

1

8

2.7

Входная контрольная работа

1

9

2.8

Синтаксис словосочетания и предложения

1

10

2.9

Развитие речи. Изложение

1

Раздел 3 Сложное предложение. Культура речи(1 час)

11

3.1

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

1

Раздел 4 Сложносочиненное предложение (4 часа)

12

4.1

Сложносочинённые предложения.

1

13

4.2

Основные группы сложносочиненных предложений.

1

14

4.3

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

15

4.4

Развитие речи. Изложение

1

Раздел 5 Сложноподчиненное предложение

Основные группы сложноподчинённых предложений

(39 часов)

16

5.1

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в СПП.

1

17

5.2

СПП с придаточными определительными

2

18

5.3

СПП с придаточными определительными

19

5.4

Развитие речи. Изложение

1

20

5.5

СПП с придаточными изьяснительными

2

21

5.6

СПП с придаточными изьяснительными

22

5.7

СПП с придаточными обстоятельственными

1

23

5.8

СПП с придаточными образа действия и степени

2

24

5.9

СПП с придаточными образа действия и степени

25

5.10

СПП с придаточными места и времени

2

26

5.11

СПП с придаточными места и времени

27

5.12

СПП с придаточными условными

2

28

5.13

СПП с придаточными условными

29

5.14

СПП с придаточными причины и цели

2

30

5.15

СПП с придаточными причины и цели

31-33

5.16-5.18

СПП с придаточными сравнения и уступки

3

34

5.19

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.

1

35

5.20

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

2

36

5.21

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

37-38

5.22-

5.23

Повторение по теме «СПП с придаточными обстоятельственными»

2

39-40

5.24

5.25

Р/р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения

2

41-42

5.26-

5.27

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными

2

43-44

5.28-

5.29

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

2

45-46

5.30-5.31

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244)..

2

47-48

5.32-5.33

Р/р. Деловые бумаги.

2

49-51

5.34-5.36

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

3

52-53

5.37-5.38

Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение»

2

54

5.39

Анализ контрольных работ

1

Раздел 6. Бессоюзное сложное предложение (10 часов)

55

6.1

Бессоюзные сложные предложения.

1

56

6.2

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

57-58

6.3-6.4

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

2

59-60

6.5-6.6

Тире  в бессоюзном сложном предложении.

2

61

6.7

Р.Р  Проект  «Синтаксические синонимы ССП, СПП, бессоюзных сложных предложений».

1

62

6.8

Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении и пунктуации в них.

1

63

6.9

Контрольная  работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

64

6.10

Анализ контрольных работ по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

Раздел 7 Сложные предложения с различными видами связи

(8 часов)

65-

67

7.1

7.2

7.3

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

3

68-69

7.4

7.5

Р/р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?»(Упр. 295, 296)

2

70-

71

7.6

7.7

РР Сжатое изложение (Упр. 301)

2

72

7.8

Авторские знаки препинания.

1

Раздел 8 Общие сведения о языке (6 часа)

73-

74

8.1-

8.2

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

2

75-76

8.3-8.4

Русский литературный язык и его стили.

2

77-78

8.5-8.6

Р/р. Сжатое изложение (по материалам ГИА).

2

Раздел 9 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (24 часа)

79

9.1

Фонетика. Графика. Орфография.

1

80

81

9.2

9.3

Лексикология. Фразеология. Орфография.

2

82

9.4

РР Сжатое изложение.(Упр. 360)

1

83

84

9.5

9.6

Морфемика. Словообразование. Орфография

2

85

9.7

Контрольная работа в формате ОГЭ (тест).

1

86

87

9.8

9.9

Морфология. Имя существительное, имя прилагательное,  имя числительное , местоимение

2

88

89

9.10

9.11

Морфология. Глагол, причастие, деепричастие.

2

90

9.12

Наречие. Слова категории состояния.

1

91

92

9.13

9.14

Предлог. Союз. Частица

2

93-

96

9.15-

9.18

Синтаксис. Пунктуация.

4

97

9.19

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1

98

9.20

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1

99

9.21

Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Скобки, кавычки.

1

100-101

9.22

9.23

Итоговый  контрольный тест (по материалам ГИА)

2

102

9.24

Резервный урок.

1

Итого

102часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс на 2013-2014 учебный год

В рабочей программе отражена как теоретическая, так и практическая часть изучаемого материала, количество письменных работ по русскому языку в 6 классе....

Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и ориенти...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.

Содержание реализуется с помощью учебника «Русский язык» 10-11 класс / Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. – М.: Русское слово, 2018г....