Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022-2023_rab_prog_po_russ_yaz10_klass.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «УРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671615, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Уро, пер. Школьный, 2

тел.: (8-301-31)95-6-91; e-mail: school_uro@govrb.ru; http:/www.urins.buryatschool.ru

«Рассмотрено»                                                   «Согласовано»                                            «Утверждаю»

Председатель МО                                      заместитель директора по УВР                          Директор МБОУ «Уринская СОШ»

________\_______                            __________\__________        ____________\_____________

ФИО         ФИО         ФИО

Протокол №__ от «__»______2022__                       «__»________2022___                          приказ №_____ от « _» ______  2022___

        М.П.

Рабочая программа

по русскому языку

10 класс

(Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2ч.  / Н. Г. Гольцова,  И. В. Шамшин,  М.А.Мищерина.-4-е изд.-М.:ООО «Русское слово - учебник», 2017).

Разработчик программы:

Грига И.И.

учитель русского языка

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___ от

«___» _____2022___ г.

с. Уро

2022 г.

Срок действия программы

1 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана  на основе  нормативно-правовых документов:

        - Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ ;

        -Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки  РФ № 1897 от 17.12.2010);

        -Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;

        -Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

         ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»;

        - Положением  о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ» (приказ №6 от 22.08.2019)

        - Уставом МБОУ «Уринская СОШ»

Цели и задачи изучения курса:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

      Описание  места учебного предмета:

      Учебный план на изучение русского языка в 10 классе отводит 1 учебный час в неделю, итого 34 часа в год.

Учебно-методический комплект:

1. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.

2.Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10—11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

3.Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

4.Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2017.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

 1.1Личностные результаты освоения выпускниками средней школы курса русского языка:

- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

- осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

- готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

- нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.

1.2Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса русского языка:

- умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

- способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

- умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

- умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

1.3Предметные результаты освоения выпускниками средней школы курса русского языка:

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

2.Содержание разделов учебного курса

          Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (1час)

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Однозначность и многозначность слова. Нормативные словари современного русского языка. Толковый словарь.

Лексика. Фразеология. Лексикография( 3часа)

Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление в речи. Паронимы и их употребление в речи. Нормативные словари современного русского языка. Словарь омонимов, паронимов. Синонимы и их употребление в речи. Нормативные словари современного русского языка. Словари синонимов. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Антонимы и их употребление. Нормативные словари. Словари антонимов. Происхождение лексики современного русского языка. Устаревшая лексика. Неологизмы. Окказиональные слова. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление. Фразеологические словари.

Фонетика. Графика. Орфоэпия ( 3часа)

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Морфемика и словообразование. Состав слова (3 часа)

Состав слова. Словообразование. Морфемный разбор слова. Исторические изменения в морфемном составе слова. Словообразование. Словообразовательный разбор слова. Словообразовательные модели различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия и т.д. Омонимичные части слова. Формообразование. Понятие парадигмы.

Морфология и орфография ( 7 часов )

Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Правописание морфем. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне  слова. Правописание морфем. Правописание чередующихся гласных в корне  слова. Правописание морфем. Употребление гласных после шипящих: в корне слова, в суффиксе, в окончании. Правописание морфем. Употребление гласных после Ц : в корне слова, в суффиксе, в окончании. Употребление букв Э,Е,Ё в различных морфемах. Правописание морфем. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ - и ПРИ-. Буквы Ы, И после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи (12 часов)

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Правописание морфем. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание морфем. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание морфем. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание морфем. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Правописание морфем. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие и слова категории состояния как части речи

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи (4часа)

Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.

3.Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Язык и речь

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

3

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

3

4

Морфемика и словообразование

3

5

Морфология и орфография

7

6

Самостоятельные части речи

12

7

Служебные части речи

4

8

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

1

Итого

34

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Номер раздела

и темы

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина

Корректировки

Раздел 1. Язык и речь(1 ч)

1

1.1

Слово о русском языке

1

Раздел 2 Лексика. Фразеология. Лексикография (3 часа)

2

2.1

Лексика

1

3

2.2

Входной контрольный диктант

1

4

2.3

Фразеология

1

Раздел 3 Фонетика. Графика. Орфоэпия (3 часа)

5

3.1

Фонетика

1

6

3.2

РР Сочинение

1

7

3.3

Орфоэпия

1

Раздел 4 Морфемика и словообразование (3 часа)

8

4.1

Состав слова

1

9

4.2

Словообразование

1

10

4.3

РР Сочинение

1

Раздел 5 Морфология и орфография

(7 часов)

11

5.1

Употребление гласных после шипящих

1

12

5.2

Правописание согласных

1

13

5.3

Правописание гласных в приставках

1

14-15

5.4-5.5

Контрольная работа по теме «Лексика. Словообразование. Орфоэпия. Орфография»

2

16

5.5

Написание Ъ и Ь знаков

1

17

5.6

Контрольный диктант

1

Раздел 6. Самостоятельные части речи (12 часов)

18

6.1

Имя существительное

1

19

6.2

Имя прилагательное

1

20

6.3

РР Сочинение        

1

21

6.4.

Имя числительное

1

22

6.5

Местоимение

1

23

6.6

Контрольная работа по теме «Спрягаемые самостоятельные части речи»

1

24

6.7

Глагол

1

25

6.8

Причастие

1

26

6.9

Контрольный диктант по теме «Глагол и причастие»

1

27

6.10

Деепричастие

1

28

6.11

Наречие и слова категории состояния

1

29

6.12

Сочинение

1

Раздел 7 Служебные части речи

(4 часа)

30

Служебные части речи

1

31

НЕ и НИ в частях речи

1

32

Междометие

1

33

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

1

34

Подведение итогов

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс на 2013-2014 учебный год

В рабочей программе отражена как теоретическая, так и практическая часть изучаемого материала, количество письменных работ по русскому языку в 6 классе....

Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и ориенти...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год.

Содержание реализуется с помощью учебника «Русский язык» 10-11 класс / Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. – М.: Русское слово, 2018г....