«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»
В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:
· Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
· Меньше стали бывать на свежем воздухе.
· Уменьшилось живое общение со сверстниками.
Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»
В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:
- Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
- Меньше стали бывать на свежем воздухе.
- Уменьшилось живое общение со сверстниками.
Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:
- трудно прочитать и пересказать текст;
- сложно выразить связно свою мысль;
- незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.
Цели устного экзамена. Устный экзамен по русскому языку призван помочь ребятам преодолеть барьер устного общения и развить эту сторону их жизни. А также он является допуском к государственной итоговой аттестации. Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
В этом году мы третий сдавали экзамен итоговое собеседование 10 февраля. (2 неделя февраля), где проверяются коммуникативные навыки, умение пересказывать, общаться, составлять монологическое выступление, вступать в диалог с собеседником.
Таким образом 4 задания
1 задание. Чтение текста. Текст нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Тексты сложные, публицистического стиля, познавательного характера, о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и текст о советском физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Ивановиче Алфёрове. Много сложных терминов. Есть числительные, которые ученики неверно склоняют.
1 задание. Чтение вслух, мы над этим работаем на каждом уроке литературы. Учим читать выразительно, по ролям, используем выборочное чтение, соблюдаем интонацию в соответствии с пунктуационными знаками. Проверяем технику чтения. Но читать необходимо на каждом уроке, особенно обращая внимание на тех, кто читает недостаточно хорошо: 1.исправлять ошибки; 2.добиваться правильного прочтения терминов; 3.правильной постановки ударения.
2 задание. Пересказ прочитанного текста с включением цитаты. Конечно, на уроках развития речи обучающиеся, начиная с 5 класса, знают, что такое тема, идея, микротема. Пересказ текста, значимых эпизодов, художественных описаний-традиционное д/з по литературе, но это в основном тексты художественного стиля, для изложения в 9 классе используем тексты публицистического стиля, рассуждения на морально-этические, нравственные темы.
Но на итоговом собеседовании предложили совсем иные тексты научно- популярного стиля (география, этнография, биология). Знания по этим предметам необходимы, чтобы справиться с пересказом, и мы можем в этом убедиться. А на экзамене был текст про великую спортсменку, это уже физкультура.
Необходимо подробно пересказать текст. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.
Поэтому подготовка к заданию №2, по-моему, должна осуществляться на всех уроках. Готовясь дома, ребята могут составить план в тетради, тезисы, использовать их при ответе, но говорить самостоятельно. Сообщения очень часто даются, чтобы добиваться не чтения по листочку (а еще и по телефону), а именно пересказа.
Это помогает развивать речь, память. Главное в пересказе – сохранить все микротемы, обозначить идею. Работать над пересказом поможет выделение опорных слов, главных предложений в каждом абзаце. Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения) Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.
Выполняя 2 задание, обучающийся должен ввести цитату уместно и логично, и сделать это можно, только вникая в суть каждого абзаца. Даже математика помогает в пересказе! В тексте числительные переданы цифрами, то есть при чтении их нужно поставить в правильную падежную форму. Большая часть – в именительном падеже, но есть и косвенные: «Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам». Не все взрослые смогут без запинки прочитать «ста восьми». Доктор Лиза вывезла из-под обстрелов более 100 детей. 28 раз стала чемпионкой мира. Это всё фактические ошибки.
Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.
Задание 3. Составить монологическое высказывание из 10 фраз. Предлагается выбрать один из типов речи: описание, повествование, рассуждение. С ними мы знакомы с 5 класса. Описание отвечает на вопрос: какой? Описание предлагается сделать по фотографии. Казалось, что самое простое, когда фотографии красочны, сюжетны, но, к сожалению, на пробном экзамене ребята отказались, потому что фотографии, на мой взгляд, были неудачны.
Мы предлагали «Бессмертный полк», «Новый Год», «Первый звонок». А дети на экзамене получили фотографии, на основе которых нельзя составить текст.
Повествование отвечает на вопрос: что произошло? Рассказ об экскурсии, походе, смелом поступке. А предложили об историческом деятеле - история. Проверяется кругозор, общее развитие. Праздник, который запомнился больше всего.
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о празднике, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
- с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
- как Вы провели этот день;
- какое настроение у Вас было в этот день;
- почему Вам запомнился этот день.
И, наконец, самое сложное, это рассуждение. Тезис-доказательство-вывод. Темы: «Добро» и «доброта» есть ли разница в этих понятиях? «Зачем нужно учиться?» «Зачем нужно соблюдать хорошие манеры?» «Какую роль играет семья в жизни человека?» «Проблема отцов и детей». «Всегда ли нужно обладать чувством ответственности?» Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д
Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт. От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть. Согласитесь, что эти вопросы обсуждаются не только на уроках литературы, а скорее и на классных часах, и в индивидуальных беседах с детьми, и в беседах с психологом (классные руководители, воспитатели, психологи). Как правильно построить рассуждение, как доказать свою мысль, этому должен учить каждый предметник. Задание 4. Диалог. Обучающиеся должны вступить в диалог с собеседником, давать полные ответы на вопросы, используя жесты, мимику, интонацию. Должен обнаружить, донести свою точку зрения, отстаивать её, следить за речью, избегая повторов. Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.
Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику. Оцениваются и речевые нормы, и грамматические, и орфоэпические. Таким образом, вы понимаете, как непросто сдать итоговое собеседование.
Как подготовиться к итоговому собеседованию? Обращаюсь к классным руководителям, воспитателям. Вы должны давать рекомендации родителям с 5 класса, чтобы дети больше читали дома вслух в выходные, обсуждали с родителями прочитанное ( т.к. у детей бедный словарный запас, узкий кругозор, мало знают, мало читают) (Советы родителям, ученикам)
Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию! Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты; Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы; Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.
Предварительный просмотр:
«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»
В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:
- Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
- Меньше стали бывать на свежем воздухе.
- Уменьшилось живое общение со сверстниками.
Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:
- трудно прочитать и пересказать текст;
- сложно выразить связно свою мысль;
- незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.
Цели устного экзамена. Устный экзамен по русскому языку призван помочь ребятам преодолеть барьер устного общения и развить эту сторону их жизни. А также он является допуском к государственной итоговой аттестации. Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
В этом году мы третий сдавали экзамен итоговое собеседование 10 февраля. (2 неделя февраля), где проверяются коммуникативные навыки, умение пересказывать, общаться, составлять монологическое выступление, вступать в диалог с собеседником.
Таким образом 4 задания
1 задание. Чтение текста. Текст нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Тексты сложные, публицистического стиля, познавательного характера, о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и текст о советском физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Ивановиче Алфёрове. Много сложных терминов. Есть числительные, которые ученики неверно склоняют.
1 задание. Чтение вслух, мы над этим работаем на каждом уроке литературы. Учим читать выразительно, по ролям, используем выборочное чтение, соблюдаем интонацию в соответствии с пунктуационными знаками. Проверяем технику чтения. Но читать необходимо на каждом уроке, особенно обращая внимание на тех, кто читает недостаточно хорошо: 1.исправлять ошибки; 2.добиваться правильного прочтения терминов; 3.правильной постановки ударения.
2 задание. Пересказ прочитанного текста с включением цитаты. Конечно, на уроках развития речи обучающиеся, начиная с 5 класса, знают, что такое тема, идея, микротема. Пересказ текста, значимых эпизодов, художественных описаний-традиционное д/з по литературе, но это в основном тексты художественного стиля, для изложения в 9 классе используем тексты публицистического стиля, рассуждения на морально-этические, нравственные темы.
Но на итоговом собеседовании предложили совсем иные тексты научно- популярного стиля (география, этнография, биология). Знания по этим предметам необходимы, чтобы справиться с пересказом, и мы можем в этом убедиться. А на экзамене был текст про великую спортсменку, это уже физкультура.
Необходимо подробно пересказать текст. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.
Поэтому подготовка к заданию №2, по-моему, должна осуществляться на всех уроках. Готовясь дома, ребята могут составить план в тетради, тезисы, использовать их при ответе, но говорить самостоятельно. Сообщения очень часто даются, чтобы добиваться не чтения по листочку (а еще и по телефону), а именно пересказа.
Это помогает развивать речь, память. Главное в пересказе – сохранить все микротемы, обозначить идею. Работать над пересказом поможет выделение опорных слов, главных предложений в каждом абзаце. Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения) Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.
Выполняя 2 задание, обучающийся должен ввести цитату уместно и логично, и сделать это можно, только вникая в суть каждого абзаца. Даже математика помогает в пересказе! В тексте числительные переданы цифрами, то есть при чтении их нужно поставить в правильную падежную форму. Большая часть – в именительном падеже, но есть и косвенные: «Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам». Не все взрослые смогут без запинки прочитать «ста восьми». Доктор Лиза вывезла из-под обстрелов более 100 детей. 28 раз стала чемпионкой мира. Это всё фактические ошибки.
Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.
Задание 3. Составить монологическое высказывание из 10 фраз. Предлагается выбрать один из типов речи: описание, повествование, рассуждение. С ними мы знакомы с 5 класса. Описание отвечает на вопрос: какой? Описание предлагается сделать по фотографии. Казалось, что самое простое, когда фотографии красочны, сюжетны, но, к сожалению, на пробном экзамене ребята отказались, потому что фотографии, на мой взгляд, были неудачны.
Мы предлагали «Бессмертный полк», «Новый Год», «Первый звонок». А дети на экзамене получили фотографии, на основе которых нельзя составить текст.
Повествование отвечает на вопрос: что произошло? Рассказ об экскурсии, походе, смелом поступке. А предложили об историческом деятеле - история. Проверяется кругозор, общее развитие. Праздник, который запомнился больше всего.
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о празднике, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
- с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
- как Вы провели этот день;
- какое настроение у Вас было в этот день;
- почему Вам запомнился этот день.
И, наконец, самое сложное, это рассуждение. Тезис-доказательство-вывод. Темы: «Добро» и «доброта» есть ли разница в этих понятиях? «Зачем нужно учиться?» «Зачем нужно соблюдать хорошие манеры?» «Какую роль играет семья в жизни человека?» «Проблема отцов и детей». «Всегда ли нужно обладать чувством ответственности?» Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д
Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт. От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть. Согласитесь, что эти вопросы обсуждаются не только на уроках литературы, а скорее и на классных часах, и в индивидуальных беседах с детьми, и в беседах с психологом (классные руководители, воспитатели, психологи). Как правильно построить рассуждение, как доказать свою мысль, этому должен учить каждый предметник. Задание 4. Диалог. Обучающиеся должны вступить в диалог с собеседником, давать полные ответы на вопросы, используя жесты, мимику, интонацию. Должен обнаружить, донести свою точку зрения, отстаивать её, следить за речью, избегая повторов. Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.
Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику. Оцениваются и речевые нормы, и грамматические, и орфоэпические. Таким образом, вы понимаете, как непросто сдать итоговое собеседование.
Как подготовиться к итоговому собеседованию? Обращаюсь к классным руководителям, воспитателям. Вы должны давать рекомендации родителям с 5 класса, чтобы дети больше читали дома вслух в выходные, обсуждали с родителями прочитанное ( т.к. у детей бедный словарный запас, узкий кругозор, мало знают, мало читают) (Советы родителям, ученикам)
Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию! Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты; Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы; Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.
Предварительный просмотр:
«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»
В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:
- Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
- Меньше стали бывать на свежем воздухе.
- Уменьшилось живое общение со сверстниками.
Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:
- трудно прочитать и пересказать текст;
- сложно выразить связно свою мысль;
- незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.
Цели устного экзамена. Устный экзамен по русскому языку призван помочь ребятам преодолеть барьер устного общения и развить эту сторону их жизни. А также он является допуском к государственной итоговой аттестации. Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
В этом году мы третий сдавали экзамен итоговое собеседование 10 февраля. (2 неделя февраля), где проверяются коммуникативные навыки, умение пересказывать, общаться, составлять монологическое выступление, вступать в диалог с собеседником.
Таким образом 4 задания
1 задание. Чтение текста. Текст нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Тексты сложные, публицистического стиля, познавательного характера, о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и текст о советском физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Ивановиче Алфёрове. Много сложных терминов. Есть числительные, которые ученики неверно склоняют.
1 задание. Чтение вслух, мы над этим работаем на каждом уроке литературы. Учим читать выразительно, по ролям, используем выборочное чтение, соблюдаем интонацию в соответствии с пунктуационными знаками. Проверяем технику чтения. Но читать необходимо на каждом уроке, особенно обращая внимание на тех, кто читает недостаточно хорошо: 1.исправлять ошибки; 2.добиваться правильного прочтения терминов; 3.правильной постановки ударения.
2 задание. Пересказ прочитанного текста с включением цитаты. Конечно, на уроках развития речи обучающиеся, начиная с 5 класса, знают, что такое тема, идея, микротема. Пересказ текста, значимых эпизодов, художественных описаний-традиционное д/з по литературе, но это в основном тексты художественного стиля, для изложения в 9 классе используем тексты публицистического стиля, рассуждения на морально-этические, нравственные темы.
Но на итоговом собеседовании предложили совсем иные тексты научно- популярного стиля (география, этнография, биология). Знания по этим предметам необходимы, чтобы справиться с пересказом, и мы можем в этом убедиться. А на экзамене был текст про великую спортсменку, это уже физкультура.
Необходимо подробно пересказать текст. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.
Поэтому подготовка к заданию №2, по-моему, должна осуществляться на всех уроках. Готовясь дома, ребята могут составить план в тетради, тезисы, использовать их при ответе, но говорить самостоятельно. Сообщения очень часто даются, чтобы добиваться не чтения по листочку (а еще и по телефону), а именно пересказа.
Это помогает развивать речь, память. Главное в пересказе – сохранить все микротемы, обозначить идею. Работать над пересказом поможет выделение опорных слов, главных предложений в каждом абзаце. Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения) Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.
Выполняя 2 задание, обучающийся должен ввести цитату уместно и логично, и сделать это можно, только вникая в суть каждого абзаца. Даже математика помогает в пересказе! В тексте числительные переданы цифрами, то есть при чтении их нужно поставить в правильную падежную форму. Большая часть – в именительном падеже, но есть и косвенные: «Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам». Не все взрослые смогут без запинки прочитать «ста восьми». Доктор Лиза вывезла из-под обстрелов более 100 детей. 28 раз стала чемпионкой мира. Это всё фактические ошибки.
Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.
Задание 3. Составить монологическое высказывание из 10 фраз. Предлагается выбрать один из типов речи: описание, повествование, рассуждение. С ними мы знакомы с 5 класса. Описание отвечает на вопрос: какой? Описание предлагается сделать по фотографии. Казалось, что самое простое, когда фотографии красочны, сюжетны, но, к сожалению, на пробном экзамене ребята отказались, потому что фотографии, на мой взгляд, были неудачны.
Мы предлагали «Бессмертный полк», «Новый Год», «Первый звонок». А дети на экзамене получили фотографии, на основе которых нельзя составить текст.
Повествование отвечает на вопрос: что произошло? Рассказ об экскурсии, походе, смелом поступке. А предложили об историческом деятеле - история. Проверяется кругозор, общее развитие. Праздник, который запомнился больше всего.
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о празднике, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать,
- с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
- как Вы провели этот день;
- какое настроение у Вас было в этот день;
- почему Вам запомнился этот день.
И, наконец, самое сложное, это рассуждение. Тезис-доказательство-вывод. Темы: «Добро» и «доброта» есть ли разница в этих понятиях? «Зачем нужно учиться?» «Зачем нужно соблюдать хорошие манеры?» «Какую роль играет семья в жизни человека?» «Проблема отцов и детей». «Всегда ли нужно обладать чувством ответственности?» Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д
Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт. От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть. Согласитесь, что эти вопросы обсуждаются не только на уроках литературы, а скорее и на классных часах, и в индивидуальных беседах с детьми, и в беседах с психологом (классные руководители, воспитатели, психологи). Как правильно построить рассуждение, как доказать свою мысль, этому должен учить каждый предметник. Задание 4. Диалог. Обучающиеся должны вступить в диалог с собеседником, давать полные ответы на вопросы, используя жесты, мимику, интонацию. Должен обнаружить, донести свою точку зрения, отстаивать её, следить за речью, избегая повторов. Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.
Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику. Оцениваются и речевые нормы, и грамматические, и орфоэпические. Таким образом, вы понимаете, как непросто сдать итоговое собеседование.
Как подготовиться к итоговому собеседованию? Обращаюсь к классным руководителям, воспитателям. Вы должны давать рекомендации родителям с 5 класса, чтобы дети больше читали дома вслух в выходные, обсуждали с родителями прочитанное ( т.к. у детей бедный словарный запас, узкий кругозор, мало знают, мало читают) (Советы родителям, ученикам)
Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию! Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты; Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы; Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС (20 вариантов)...
Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к за...
Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"
Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотр...
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку
Презентация содержит тренировочные задания в формате ОГЭ для подготовки к к устному собеседованию по русскому языку за курс основной школы.Работа составлена в полном соответствии с требованиями, предъ...
Алгоритм подготовки к устному собеседованию по русскому языку для учащихся 9-х классов
Данный материал будет интересен для учащихся 9-х классов, которые проходят устное собеседование по русскому языку в середине учебного года. В работе проиллюстрированы 4 вида заданий: чтение текста, пе...
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку
варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...