Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Макаева Айжан Ишембаевна

 

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;

Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;

2) развивать  воссоздающее и творческое воображение учащихся,  эмоционально-образную речь;

3) воспитывать любовь к театру, искусству.

Планируемые результаты: личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к  языку;

метапредметные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения

предметные: знать определение текста, признаки выразительного чтения;

уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_29.01.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока                                                         "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в                      9 классе. Выразительное чтение"

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;

Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;

2) развивать  воссоздающее и творческое воображение учащихся,  эмоционально-образную речь;

3) воспитывать любовь к театру, искусству.

Планируемые результаты: личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к  языку;

метапредметные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения

предметные: знать определение текста, признаки выразительного чтения;

уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, ноутбук

Ход урока.

1.Добрый день, ребята  и уважаемые гости!

-Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена по русскому языку.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.

2. Учитель. Прочитайте вдумчиво  эпиграф к уроку.

 Читай так, как говоришь.

В.И. Чернышев.

-Как вы их понимаете? Почему именно эти слова, на ваш взгляд, стали эпиграфом нашего урока? Какое задание устной части мы будем сегодня рассматривать? - Что такое выразительное чтение? 

 -Цель нашего занятия - подготовиться к этому заданию.

-- Определим задачи урока. Используя следующие перед вами  ключевые понятия, определите, какие задачи вы поставите перед собой.

  • признаки выразительного чтения
  • текст

3.По ходу своей работы  с текстом, каждому из вас нужно будет заполнять лист самооценки, с результатами которого мы познакомимся в конце урока.

Лист самооценки

(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполняйте последний столбец таблицы-проблемы)

Знаю

Умею

Проблемы

1. Понятие текста и его признаки.

2.Признаки выразительного чтения

1.Определять

а)тему текста

б)идею текста

в)стиль

г)тип

-выдерживать паузы и делать логическое ударение

-придавать голосу нужные эмоциональные окраски

-сознательно воспринимать текст

-правильно произносить слова в тексте

4. Вспомним:

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом.

 Формулировка задания 1 звучит следующим образом:   «Выразительно прочитайте текст вслух».

-На ваших столах лежит текст, автором которого является известный критик В.Г. Белинский.

Перед началом работы с текстом, прочитаем алгоритм подготовки к выразительному чтению:

  • внимательно прочитайте текст;
  • определите тему, основную мысль текста;
  • определите цель чтения (убедить слушателя);
  • внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам;
  •  прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки;
  • прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

-Учитывайте….(слайд)

-Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения смысл которых вам не понятен.

          "Театр. Вы любите театр? Вы любите театр, как люблю его я?
То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, вы можете не любить театра больше всего на свете кроме блага и истины? Является ли он постоянным возбудителем ваших чувств? Способный во всякое время, при любых обстоятельствах волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? 
      Театр - это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное я исчезает, растворяется в пламенном эфире любви. Если вас мучит мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы её забудете. Если когда-нибудь ваше душа жаждала любви и упоения, в театре это жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, в театре этот образ явится вновь и вы увидите его глаза, устремлённые на вас с тоской и любовью.. 
     Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете..!" 

5.-В тексте встречаются такие слова и выражения. Попробуйте определить их лексическое значение.

Что же такое исступление? Что же обозначает выражение страстная? Объясните значение слова изящная. Обратите внимание на эпитет пламенный эфир. -Я думаю, что вы затрудняетесь в определении, заглянем в Толковый словарь Ожегова:

1.Исступление, -я, ср. Крайняя степень возбуждения, страсти. Прийти в и.Дойти до исступления.

2.Страстный. Увлеченный чем-н., целиком отдающийся какому-н. занятию. С. шахматист. С. охотник.

3.Изящный, изящная, изящное; изящен, изящна, изящно (книжн.).                Изысканно-красивый, грациозный; воплощающий в себе тонкий художественный вкус. Изящная фигура. Изящные манеры. 

4. Эфир. Воздушное пространство, воздушная высь (устар. высок.).

6. Сколько в данном тексте абзацев и как они связаны между собой?

-Определите тему и основную мысль текста. Почему автор называет театр подлинным храмом искусства? В чем Белинский убеждает нас?

-Мы неслучайно говорим об этом. Чему посвящен 2019 год в России? (слайд)

7. Определите стиль и тип речи текста. Ответ:  (стиль речи - публицистический, тип речи - рассуждение)

8.Обратите внимание при чтении на произношение некоторых слов

энтузизиазм

эфир

неукротимой

кроме блага

Отмечаем результаты своей работы в листах самооценки.

Физминутка (видео).

-А теперь мы немного отдохнем. Выполним зарядку для глаз. Представьте себе, что вы в лесу.

8. Знаки препинания  являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа  и мелодики речи при чтении.

Еще А.П. Чехов говорил: «Знаки препинания-ноты при чтении».

-Какой знак употребляется в последнем предложении?

(слайды) В одном предложении употребляется тире (слайд)

-Обратите внимание на первый абзац текста. Какой знак препинания преобладает?  С какой целью автор употребляет его в тексте?

-Обратите внимание на интонацию (слайд)

9.Прочитаем первый абзац текста.

Давайте посмотрим, насколько правильно прочитан текст, попробуем себя в роли экспертов и оценим чтение. На партах лежат критерии чтения, поработайте в паре.

В оценочном листе фиксируем и пишем, какая проблема у вас возникла.

10. Послушаем текст в   актерском исполнении народной артистки СССр Татьяны Дорониной.

-На что вы обратили внимание при чтении фрагмента?

-Посмотрите начало было тихое, волшебное, актриса показывает эмоциональное, душевное состояние.

Итог урока. Рефлексия.

-Нам нужно подвести итоги. Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.

 -Достигли вы всех  задач, поставленных в начале урока?

- В течение урока вы заполняли лист самооценки. Как же вы себя оцениваете сегодня?

Домашнее задание по выбору записано у вас в раздаточных материалах, которые вы можете использовать.

ещё хочется прочитать замечательное высказывание  Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

- Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк

Литература

1. Волков А.А.  Основы риторики (учебное пособие для вузов). -  М.: Академический проект, 2003 г.

2. Горшков А.Н. Русская словесность 10-11 класс. – М.: «Просвещение», 2005.

3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования)  http://www.fipi.ru

4. Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. -  Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.

5. Москвин В.П. «Стилистика русского языка» (приемы и средства  выразительной и образной речи). -  Волгоград: издательство «Учитель»,  2004 г.

6. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ  по русскому языку. Блицподготовка»

7. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.

8. Русский язык и литература, 5-9 класс. Средства и приемы выразительной речи. Составитель М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007 г.

Приложение

Отрывок из книги Ивана Сергеевича

 Соколова – Микито́ва «Звуки земли»

(домашнее задание)

 

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.

Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.

А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.

О чем текст?

Какова основная мысль текста?

В каком темпе, с какими эмоциями нужно читать 1-й абзац?2-й? 3-?

 Есть ли слова, смысл которых вам не понятен?

На ударение в каких словах необходимо обратить внимание?

Задание 1. Чтение текста вслух, пересказ

        Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух и пересказа текста

Баллы

Интонация

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

ТЧ

Темп чтения и пересказа текста соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения/ пересказа не соответствует коммуникативной задаче.

0

Правильность речи

Р1

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

1

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

Задание 1. Чтение текста вслух, пересказ

        Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух и пересказа текста

Баллы

Интонация

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

ТЧ

Темп чтения и пересказа текста соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения/ пересказа не соответствует коммуникативной задаче.

0

Правильность речи

Р1

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

1

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

Лист самооценки

(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполняйте последний столбец таблицы-проблемы)

 

Знаю

Умею

Проблемы

1. Понятие текста и его признаки.

2.Признаки выразительного чтения

1.Определять

а)тему текста

б)идею текста

в)стиль

г)тип

-выдерживать паузы и делать логическое ударение

-придавать голосу нужные эмоциональные окраски

-сознательно воспринимать текст

-правильно произносить слова в тексте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 год

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 учебный год....

Устное собеседование по русскому языку.9 класс

Устное собеседование  по русскому языку.9 класс...

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс...

Устное собеседование по русскому языку , 9 класс

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...

Методическая разработка "Готовимся к устному собеседованию по русскому языку"

Методическая разработка в форме методических рекомендаций включает анализ методов и приемов подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Особое внимание я уделила обучению правилам устной реч...

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист...