Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;
Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;
2) развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;
3) воспитывать любовь к театру, искусству.
Планируемые результаты: личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к языку;
метапредметные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
предметные: знать определение текста, признаки выразительного чтения;
уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_29.01.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;
Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;
2) развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;
3) воспитывать любовь к театру, искусству.
Планируемые результаты: личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к языку;
метапредметные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
предметные: знать определение текста, признаки выразительного чтения;
уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, ноутбук
Ход урока.
1.Добрый день, ребята и уважаемые гости!
-Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена по русскому языку.
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.
2. Учитель. Прочитайте вдумчиво эпиграф к уроку.
Читай так, как говоришь.
В.И. Чернышев.
-Как вы их понимаете? Почему именно эти слова, на ваш взгляд, стали эпиграфом нашего урока? Какое задание устной части мы будем сегодня рассматривать? - Что такое выразительное чтение?
-Цель нашего занятия - подготовиться к этому заданию.
-- Определим задачи урока. Используя следующие перед вами ключевые понятия, определите, какие задачи вы поставите перед собой.
- признаки выразительного чтения
- текст
3.По ходу своей работы с текстом, каждому из вас нужно будет заполнять лист самооценки, с результатами которого мы познакомимся в конце урока.
Лист самооценки
(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполняйте последний столбец таблицы-проблемы)
Знаю | Умею | Проблемы |
1. Понятие текста и его признаки. 2.Признаки выразительного чтения | 1.Определять а)тему текста | |
б)идею текста | ||
в)стиль | ||
г)тип | ||
-выдерживать паузы и делать логическое ударение -придавать голосу нужные эмоциональные окраски -сознательно воспринимать текст | ||
-правильно произносить слова в тексте |
4. Вспомним:
Признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом.
Формулировка задания 1 звучит следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух».
-На ваших столах лежит текст, автором которого является известный критик В.Г. Белинский.
Перед началом работы с текстом, прочитаем алгоритм подготовки к выразительному чтению:
- внимательно прочитайте текст;
- определите тему, основную мысль текста;
- определите цель чтения (убедить слушателя);
- внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам;
- прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки;
- прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
-Учитывайте….(слайд)
-Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения смысл которых вам не понятен.
"Театр. Вы любите театр? Вы любите театр, как люблю его я?
То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, вы можете не любить театра больше всего на свете кроме блага и истины? Является ли он постоянным возбудителем ваших чувств? Способный во всякое время, при любых обстоятельствах волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?
Театр - это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное я исчезает, растворяется в пламенном эфире любви. Если вас мучит мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы её забудете. Если когда-нибудь ваше душа жаждала любви и упоения, в театре это жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, в театре этот образ явится вновь и вы увидите его глаза, устремлённые на вас с тоской и любовью..
Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете..!"
5.-В тексте встречаются такие слова и выражения. Попробуйте определить их лексическое значение.
Что же такое исступление? Что же обозначает выражение страстная? Объясните значение слова изящная. Обратите внимание на эпитет пламенный эфир. -Я думаю, что вы затрудняетесь в определении, заглянем в Толковый словарь Ожегова:
1.Исступление, -я, ср. Крайняя степень возбуждения, страсти. Прийти в и.Дойти до исступления.
2.Страстный. Увлеченный чем-н., целиком отдающийся какому-н. занятию. С. шахматист. С. охотник.
3.Изящный, изящная, изящное; изящен, изящна, изящно (книжн.). Изысканно-красивый, грациозный; воплощающий в себе тонкий художественный вкус. Изящная фигура. Изящные манеры.
4. Эфир. Воздушное пространство, воздушная высь (устар. высок.).
6. Сколько в данном тексте абзацев и как они связаны между собой?
-Определите тему и основную мысль текста. Почему автор называет театр подлинным храмом искусства? В чем Белинский убеждает нас?
-Мы неслучайно говорим об этом. Чему посвящен 2019 год в России? (слайд)
7. Определите стиль и тип речи текста. Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - рассуждение)
8.Обратите внимание при чтении на произношение некоторых слов
энтузизиазм
эфир
неукротимой
кроме блага
Отмечаем результаты своей работы в листах самооценки.
Физминутка (видео).
-А теперь мы немного отдохнем. Выполним зарядку для глаз. Представьте себе, что вы в лесу.
8. Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении.
Еще А.П. Чехов говорил: «Знаки препинания-ноты при чтении».
-Какой знак употребляется в последнем предложении?
(слайды) В одном предложении употребляется тире (слайд)
-Обратите внимание на первый абзац текста. Какой знак препинания преобладает? С какой целью автор употребляет его в тексте?
-Обратите внимание на интонацию (слайд)
9.Прочитаем первый абзац текста.
Давайте посмотрим, насколько правильно прочитан текст, попробуем себя в роли экспертов и оценим чтение. На партах лежат критерии чтения, поработайте в паре.
В оценочном листе фиксируем и пишем, какая проблема у вас возникла.
10. Послушаем текст в актерском исполнении народной артистки СССр Татьяны Дорониной.
-На что вы обратили внимание при чтении фрагмента?
-Посмотрите начало было тихое, волшебное, актриса показывает эмоциональное, душевное состояние.
Итог урока. Рефлексия.
-Нам нужно подвести итоги. Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.
-Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?
- В течение урока вы заполняли лист самооценки. Как же вы себя оцениваете сегодня?
Домашнее задание по выбору записано у вас в раздаточных материалах, которые вы можете использовать.
ещё хочется прочитать замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
- Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк
Литература
1. Волков А.А. Основы риторики (учебное пособие для вузов). - М.: Академический проект, 2003 г.
2. Горшков А.Н. Русская словесность 10-11 класс. – М.: «Просвещение», 2005.
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru
4. Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. - Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.
5. Москвин В.П. «Стилистика русского языка» (приемы и средства выразительной и образной речи). - Волгоград: издательство «Учитель», 2004 г.
6. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка»
7. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.
8. Русский язык и литература, 5-9 класс. Средства и приемы выразительной речи. Составитель М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007 г.
Приложение
Отрывок из книги Ивана Сергеевича
Соколова – Микито́ва «Звуки земли»
(домашнее задание)
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.
Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.
А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.
О чем текст?
Какова основная мысль текста?
В каком темпе, с какими эмоциями нужно читать 1-й абзац?2-й? 3-?
Есть ли слова, смысл которых вам не понятен?
На ударение в каких словах необходимо обратить внимание?
Задание 1. Чтение текста вслух, пересказ
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух и пересказа текста | Баллы | |
Интонация | ||
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | 1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | 0 | |
Темп чтения | ||
ТЧ | Темп чтения и пересказа текста соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
Темп чтения/ пересказа не соответствует коммуникативной задаче. | 0 | |
Правильность речи | ||
Р1 | Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. | 1 |
Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов. | 0 | |
Максимальное количество баллов за всё задание | 3 |
Задание 1. Чтение текста вслух, пересказ
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух и пересказа текста | Баллы | |
Интонация | ||
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | 1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | 0 | |
Темп чтения | ||
ТЧ | Темп чтения и пересказа текста соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
Темп чтения/ пересказа не соответствует коммуникативной задаче. | 0 | |
Правильность речи | ||
Р1 | Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. | 1 |
Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов. | 0 | |
Максимальное количество баллов за всё задание | 3 |
Лист самооценки
(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполняйте последний столбец таблицы-проблемы)
Знаю | Умею | Проблемы |
1. Понятие текста и его признаки. 2.Признаки выразительного чтения | 1.Определять а)тему текста б)идею текста в)стиль г)тип | |
-выдерживать паузы и делать логическое ударение -придавать голосу нужные эмоциональные окраски -сознательно воспринимать текст -правильно произносить слова в тексте |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)
Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....
Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 год
Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 учебный год....
Устное собеседование по русскому языку.9 класс
Устное собеседование по русскому языку.9 класс...
Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс
Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс...
Устное собеседование по русскому языку , 9 класс
Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...
Методическая разработка "Готовимся к устному собеседованию по русскому языку"
Методическая разработка в форме методических рекомендаций включает анализ методов и приемов подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Особое внимание я уделила обучению правилам устной реч...
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист...