Методическая разработка урока "Имя прилагательное как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка позволит вам заинтересовать обучающихся. Урок пройдет на одном дыхании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Адыкова Марина Валерьевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема | «Имя прилагательное как часть речи» |
Цель | Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия Образовательная цель: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль |
Задачи | Обучающие: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову. |
Планируемые результаты | Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение; Регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников. Предметные: знать определение имени прилагательного как части речи и определять его синтаксическую роль, знать разряды прилагательных; уметь: доказывать свою точку зрения при определении прилагательного по морфологическим признакам. |
Основные понятия | Основные нормы русского языка |
Ресурсы основные: Дополнительные: | Русский язык.5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л. А. Тростенцова, М.: Просвещение, 2014 г. Презентация к уроку, раздаточный материал |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в паре, наблюдение над языком, урок-расследование |
Ход урока
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности ( мотивация). Организационный этап. Цель-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха | Учитель приветствует обучающихся, называет свое имя, отчество, проверяет их готовность к уроку. - Громко прозвенел звонок, Он позвал нас урок. Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки. Я настроился, готов Слушать весь у вас урок. -Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха в нашей работе. | Приветствие обучающихся, подготовка к уроку Поворачиваются лицом к соседу, улыбаются, поочередно соприкасаясь пальцами и проговаривая: «Желаю большого успеха всегда и во всем!» | Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы( внимание, речь, память, мышление) и представляет индивидуальные задания на применении нового знания. -Ребята, вы знаете, кто такой детектив? СЛАЙД Детектив - от лат. «раскрытие», сыщик, специалист по расследованию уголовных преступлений или агент сыскной полиции. Частный детектив. Произносится (дЭтЭктив) -Какими качествами должен обладать хороший детектив? СЛАЙД ( появляются записи на слайде по мере ответов детей):
- Сегодня, я предлагаю ВАМ поиграть в детективов, а наш кабинет превращается в ДЭтЭктивное агентство(вывеска) - Интересно, кто станет лучшим сыщиком? За каждое выполненное задание вы будете получать орден, оценивая себя самостоятельно. Золотой - Молодец! Серебряный - Хорошо! Бронзовый - Смогу и лучше! | Используют ранее встречаемый материал с опорой на жизненный опыт. Развивают речь, мышление. Обучающиеся дают ответы: - Человек, который раскрывает преступления. -Мама моя читает детективы. Ответы детей( быть внимательным, наблюдательным и т.д.) | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения, целеполагание. Коммуникативные: формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога. |
III.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Организовывает погружение в проблему. Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока - Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. -Что для этого надо знать? -Молодцы! Составление ФОТОРОБОТА потерявшейся части речи 8 блоков ( слева - пустые, справа вписаны существительные.) Задание: Подберите к существительным подходящие по смыслу слова. -Прочитайте полученный столбик. -Что общего в этих словах? -Что обозначают эти слова во второй колонке? Учитель обобщает ответы детей. Как вы думаете, какова будет тема урока? СЛАЙД -Какие задачи сегодня на уроке вы себе поставите? - Запишите число, тему урока: Имя прилагательное как часть речи Вот что говорит о себе имя прилагательное СЛАЙД «С существительным дружу…» | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Ответы детей:
( морфологические признаки) 4.Синтаксическая роль в предложении. Отвечают на вопросы прилагательных. Ответ: Обозначают признак предмета -Имя прилагательное -Сегодня на уроке мы должны вспомнить, что знаем по теме; научиться находить имя прилагательное.
| Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формулирование цели. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
IV.Физминутка | -У медведя дом большой, А у зайца - маленький. Наш медведь пошел домой, А за ним и заинька. Мы зверяток провожаем И урок наш продолжаем. | Выполняют физминутку. | Личностные: развивают умение применять способы снятия напряжения, концентрация внимания. Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности Коммуникативные: умение слушать и реагировать |
V. Первичное закрепление Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | Предлагает послушать Лингвистическую сказку. « Родились прилагательные. Но вот незадача: не было у них собственного рода, числа, падежа. «Может, попросим их у существительных, хотя бы на время?» - подумали прилагательные. Существительные согласились и одолжили свои формы. Так и живут до сих пор прилагательные: берут у существительных напрокат формы рода, числа и падежа. Они любят, обожают существительные и жить без них не могут» -Ребята, что вы нового узнали из данной сказки?( беседа) Упражнение по учебнику 565(Следственный эксперимент) Вопрос классу: Какое описание отличается большей полнотой? Для чего нужны прилагательные? | Концентрируют свое внимание на задании. Делают соответствующие записи. Размышляют, анализируют. Формулируют свои наблюдения. Отвечают: Прилагательные следуют за существительными, как нитка за иголкой. Работа у доски. По очереди выходят к доске. Задание читает ученик: вставьте в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, падеж, число? Концентрируют свое внимание на задании. - Без прилагательных картинка была бы бледная. А прилагательные выполняют роль красок. Они делают нашу речь ярче, выразительнее. | Личностные: проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла высказывания. Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности, умение самостоятельно строить ответы и вносить в случае необходимости коррективы. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие с участниками учебного процесса. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: контроль знаний | -Ребята, а расследование продолжается. Я предлагаю вам решить лингвистическую пропорцию «Зарядка для ума» СЛАЙД Молодой = быстрая = ? Молод = ?=? Работа по учебнику. Какая парта быстрее найдет ответ в учебнике: как называются такие короткие прилагательные. Слайд: Краткие прилагательные. Узкое Быстр = узок Расследование продолжается, оно близко к завершению Один из свидетелей видел, что прилагательное направлялось в сторону синтаксиса. Нужно определить, какую роль выполняют прилагательные в предложении. Работа по карточкам со взаимопроверкой в группах. Слайд- проверка. | Выполняют задание, проверяют по эталону (на СЛАЙДЕ) Узкое Быстр = узок Работа в паре: Такие прилагательные наз.КРАТКИМИ ( находят в материале учебника) Сравнивают с эталоном. Вписывают в фоторобот. | Личностные: формирование адекватного понимания причин успеха Познавательные: использовать приобретенные задания при выполнении учебного задания. Коммуникативные: адекватно использовать речь для представления результата |
VII.Рефлексия. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | -Подведем итоги. -Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. -Достигли ли вы их? (провести выборочно опрос обучающихся) «Незаконченное предложение» | -Я ставил перед собой задачу узнать… Сегодня на уроке я понял, что… -Как наз.часть речи, которую мы нашли -На какие вопросы отвечает прилагательное -Что обозначает -Морфологические признаки -Синтаксическая роль Кому бы вы за урок вы сказали «Молодец!» А теперь подведем итоги. Посчитаем у кого сколько получилось орденов | Регулятивные: Констатация необходимости продолжения действий Познавательные: рефлексия способов и условий действия; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
VIII.Этап информирования учащихся о домашнем задании Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания | Дифференцированное домашнее задание: золото: сочинение лингвистической сказки Серебро - упр.566, 569 Бронза - упр. 571 Спасибо за урок! | Слушают и записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...
Методическая разработка урока "Глагол, как часть речи"
Глагол, как часть речи....
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Методическая разработка по русскому языку "Части речи"
Методическая разработка по русскому языку по теме: "Части речи", 9 класс...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...